Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Требования к выполнению эссе: объем работы 3-6 стр. (Time, 14 пт., 1,5 интервала, выравнивание – по ширине).

Задание 3. Культурная идентичность трактуется и понимается по-разному, в зависимости от предмета приложения (к этносу, к государству, поликультурному обществу). Обоснуйте понятия (письменно):

  • «культурная идентичность учащегося в полиэтнической образовательной среде»,

  • «культурная идентичность ребенка в монокультурной семье»,

  • «культурная идентичность ребенка в бикультурной семье».


Текст в помощь: Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, этнопсихологии, этнопедагогике, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве, свободно ориентироваться в окружающем мире и межкультурном взаимодействии. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре.

Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Вместе с тем тот или иной тип идентичности может создавать препятствия для коммуникации.

В зависимости от идентичности собеседника стиль его речи, темы общения, формы жестикуляции могут казаться уместными или неприемлемыми. Тем самым идентичность участников коммуникации определяет сферу и содержание их общения. Идентичность человека возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе, членом которой он является. Но поскольку человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями.


Условно межкультурную коммуникацию можно рассматривать как взаимоотношение разных культурных идентичностей, при котором происходит включение идентичностей собеседников друг в друга. Таким образом, неизвестное и незнакомое в идентичности собеседника становится знакомым и понятным, что позволяет ожидать от него соответствующих типов поведения и действий. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений в коммуникации, определяет ее вид и механизм.

Межкультурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются в постепенном стирании культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Культурную самобытность в недалеком будущем «покроет» универсальная культурная идентичность. Универсальная культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления становятся понятными и сближают людей разных

национальностей. В зависимости от этого они выбирают соответствующий тип, манеру и форму общения друг с другом.

Методические указания по составлению терминологического словаря по теме «Участие образовательных учреждений в межкультурном диалоге и взаимодействии» см. в теме 1.

Лекционный материал к теме 6 «Педагогические технологии подготовки к межкультурному, межконфессиональному и межэтническому взаимодействию»


  1. Современные педагогические технологии в образовании.

  2. Методы подготовки человека к наиболее оптимальному взаимодействию с представителями иной культурной, этнической или религиозной группы.

  3. Технология создания культурных ассимиляторов.

  4. Принципы работы групп общекультурных и культурно-специфических тренингов. Способы разработки программ тренингов.


Активное обучение

Надо отметить, что к настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем использования современных педагогических технологий, внедрения методов активного обучения (МАО). К ним

относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п.

Практика использования МАО, а также теоретическое осмысление этой проблемы нашли отражение в работах отечественных авторов: Ю.С. Арутюнова, А.А. Вербицкого, Н.В. Борисовой, А.А. Соловьевой, В.Н. Буркова, П.И. Пидкасистого, В.И. Рыбальского, А.М. Смолкина, И.М. Сыроежина, Ж.С. Хайдарова и др., а также в публикациях зарубежных исследователей, таких как И. Асса, Ж Брюнетьер, К. Гринблат, Р.Г. Грэм и др.

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

  • формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;

  • давать целостное представление о профессии;

  • развивать системное мышление специалиста;

  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения;

  • овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.

В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы МАО. Однако их применение сопровождается определенными ограничениями:

  • комплексное использование различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционным обучением составляет редкое явление;

  • слабо налажены информирование, тиражирование разработок МАО.


Игровое обучение

Игра в широком смысле представляет собой одну из всеобщих форм практики, познания и общения людей. В ней приобретается опыт, вырабатываются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, проявляются индивидуальные качества и способности личности. В теорию и практику игрового обучения внесли свой значительный вклад выдающиеся педагоги - К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В настоящее время в педагогической литературе широко исследуются возможности игровых форм обучения, их эффективность, достоинства и недостатки. Игровая форма обучения заключается в организации и проведении учебных игр. Это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения целей игры.

Принципы игрового обучения:

  • активность;

  • динамичность;

  • занимательность;

  • коллективность;

  • имитационное моделирование явлений окружающей или воображаемой действительности;

  • исполнение ролей, основанное на игровом моделировании человеческой деятельности;

  • обратная связь;

  • проблемность;

  • результативность, которая позволяет представить учебную игру как продуктивную деятельность.

В класс учебных игр можно объединить три основных вида: имитационные, символические и исследовательские.

Первые хорошо известны из психолого-педагогической литературы по деловым и управленческим играм (В.Н. Бурков, А.Г. Ивановский, А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, Г.П. Щедровицкий, В.М. Ефимов, В.Ф. Комаров, Р.Ф. Жуков, В.И. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин и др.). Наибольшее распространение в практике вузовского обучения получили деловые игры, представляющие собой воссоздание содержания, условий и технологий будущей профессиональной деятельности, ее предметного и социального контекстов.

В последнее время все чаще предпринимаются попытки к созданию учебных символических игр, основанных на предметных знаниях фундаментальных дисциплин. Очевидно, что масштаб применения символических игр намного шире, чем у имитационных (деловых, управленческих). Они имеют практически неограниченную сферу теоретической деятельности и могут успешно применяться при изучении других фундаментальных дисциплин. При этом каждая учебная игра сохраняет актуальность в течение многих лет.


Игровая форма обучения – наиболее удачное и перспективное педагогическое нововведение последних лет. В процессе учебной игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения.

Стратегические технологии: технологический подход к организационным формам обучения

К основным стратегическим образовательным технологиям целесообразно отнести: игровые процедуры (разыгрывание ролей, игры различного типа): исследовательские (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ); тренинговые (тренинги разного типа); дискуссионные; лекционные; семинарские, практику (лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность); процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самоуправления (индивидуальная и групповая самостоятельная работа).

Стратегическая образовательная технология - организационный процесс, характеризующийся определённым типом деятельности её участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования.

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

  • доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное);

  • ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования

  • тип образовательного заведения;

  • психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся.

Тактические технологии: технологический подход к методам обучения