Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Психологическая функция способствует самоутверждению личности в вечности, в преодолении страха смерти. В разных религиях страх смерти преодолевается по-разному. В христианстве и исламе – через утверждение бессмертия души и её жизнь в ином мире, в буддизме – через бесконечные перерождения в этом мире. Психологическая функция помогает переживать страдания и неудовлетворённость жизнью, сглаживает остроту переживаний, в том числе связанных с социальным неравенством.

3. Онтологическая функция помогает человеку обрести смысл жизни через служение Богу, стремление к Богу, соединение с Богом в качестве цели своего существования как соответствие высшему Божественному идеалу. При этом не важно, где верующая личность размещает Бога, – в себе, в необозримом Космосе или вообще в ином непостижимом мире. Важно, что виртуальное общение с ним позволяет ему быть, влиять и, значит, действовать.

4. Социальная культура. Как отмечал Э. Дюркгейм, религия отвечает важной социальной потребности обеспечения солидарности в обществе, его целостности. Религия может консолидировать небольшие группы людей, этнические общности, многомиллионное население, т.е. часть социума, в том числе в противостоянии остальным. В выполнении своей общественной функции она использует разнообразные способы воздействия на личность, её психологическое состояние, её мировоззрение, бытие. Религия срасталась с искусством, с наукой, в какие-то периоды даже поглощала их. Сила её влияния многократно увеличивалась благодаря использованию эмоционального канала - воздействию на личность не только через разум, но и через чувства. Социальная функция религии реализуется в основном через церковь. С другой стороны, и власть использует церковь для управления обществом.

5. Идеологическая функция оказывает влияние на верующих не только в рамках церковной организации, но и через социум. Иерархи церкви используют религиозную идеологию как инструмент для влияния на власть и жизнь общества в целом. Религия - мощная, развитая идеология, основанная на вере и потому наиболее принимаемая обществом и наиболее действенная.

6. Символическая функция играет ключевую роль в утверждении и поддержании общих представлений посредством развитого знаково - символического пространства, структурирующего окружающий человека мир - как природный, так и социальный.

В каждой религии можно выделить составные части:

1. Вера в Бога (или богов); вера – главный признак религии. Это мистическая составляющая, объединяющая все, относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.


2. Мифологическая, включающая в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

3. Обряды, входящие в состав религии, – церковная служба, молитвы, пост, паломничество и т.п.; поклонение Богу выражается в культе: выполнении посвященных ему обрядов и ритуалов. Они имеют своим источником магическую составляющую мифологии. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами. Религиозный культ включает коллективные богослужения с молениями, песнопениями и другими ритуальными действиями.

4. Материальные предметы, используемые в религиозных целях: иконы, фрески, реликвии и т.д. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом.

5. Догматическая – основные представления о происхождении и устройстве мира и человека, изложенные в священных книгах, устных преданиях и т.п. Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (христианская Библия, зороастрийская Авеста, мусульманский Коран). Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», и авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии как его посланнику или его воплощению в человеческом облике. К этим текстам примыкают предания о жизни и делах выдающихся пророков, проповедников и святых, о творимых ими подвигах и чудесах. К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися историческими деятелями религии. Далее священные тексты и их канонизированные толкования становятся основой, на которой строится религиозная наука – богословие (теология). Важное место в этой литературе занимает апологетика - часть богословия, ставящая своей задачей защиту вероучения. На наиболее абстрактном уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.

6. Моральные представления, существующие в данной религии.

7. Социальная часть – совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д. Они объединяются под названием социального института. Формируется вероучение и система культа, устанавливается иерархия священнослужителей. На смену первоначальной религиозной общине приходит «организованная религия», которая объединяет верующих в сеть общин, построенных по единым правилам. Церковь становится типичной формой организации верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов - святилищ, мечетей, молитвенных домов, соборов. В церковной организации есть клир-иерархия профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паства- миряне, простые верующие. Церковь выступает как форма духовной власти. Церковная организация верующих превращается в социальную силу, призывающую верующих подчиняться установленным церковью правилам вероисповедания.



Религиозная классификация, как и любая другая, может иметь разные основания. Воспользуемся методологией М. Вебера, который, рассматривая проблему влияния религии на развитие экономики, политических систем, семьи и т.п., совмещал функциональный подход с историческим. Результаты сравнительного анализа он классифицировал с помощью разработанного им понятия «идеального типа», т.е. такого типа, который в реальности в чистом виде не существует. Таким базовым признаком для классификации религий выступил тип пути спасения.

М. Вебер выделил пять религиозных или религиозно обусловленных этических систем регламентации жизни, число сторонников которых особенно велико - конфуцианство, буддизм, христианство, индуизм и ислам. В качестве шестой назван иудаизм, так как в нём содержатся решающие исторические предпосылки для понимания двух из мировых религий, а также в силу его «отчасти действительного, отчасти мнимого» значения в развитии современной хозяйственной этики Запада.

Буддизм – самая древняя из мировых религий, сформировавшаяся в VI - V в. до н.э. (в Россию первые ламы пришли около 400 лет назад). Буддизм характеризуется тремя главными признаками: признание непостоянства мира и особого места человека в нём, отсутствие вечной души, определение жизни как страдания и цепи бесконечных перерождений.

Христианство – возникло в I в., выделившись среди мистико- мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно дифференцировано на три ведущих ветви: православие, католицизм и протестантизм.

Православие. В его рамках существуют религиозные объединения, имеющие одни и те же обряды, но конфликтующие между собой. Итоги конфликта - в политической ситуации 1920-х гг., когда после окончания Гражданской войны Российская православная церковь разделилась на три ветви:

1) Русскую православную церковь (РПЦ), лояльную советской власти;

2) Русскую зарубежную православную церковь (РЗПЦ), объединившую монархическую русскую эмиграцию и имеющую до полумиллиона последователей, проживающих более чем в 30 странах мира;

3) Истинно православную церковь (катакомбную), не признавшую большевиков и ушедшую в подполье.

Ещё одно течение в православии – старообрядцы. Оно возникло после того, как в середине XVII в. произошёл раскол в Российской православной церкви из-за отказа части верующих признать церковную реформу патриарха Никона. Они были прокляты на Церковном соборе, и лишь в 1971 г. анафема была снята. Насчитывается около двух миллионов последователей Русской православной старообрядческой церкви в разных странах. Старообрядцев отличают строгий аскетизм, ограничения в еде, питье, приверженность старым традициям и обрядам, образу жизни.


Католицизм – одно из основных направлений христианства, оформившееся как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единого главу - римского папу. Особенность вероучения - почитание Богоматери, догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении, догмат о чистилище.

Протестантизм – третье главное направление христианства. Днём его рождения считается 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил к воротам в городе Виттенберге свои 95 тезисов. К протестантизму стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви течения, такие как лютеранство, кальвинизм, английская церковь, баптисты, меннониты, квакеры, методисты и адвентисты. Для протестантов церковь – сообщество равных между собой христиан, без разделения на священников и мирян, здесь отсутствует культ Богородицы, почитание икон и крёстного знамения. Однако протестантские течения несколько различаются по обрядности. Так, форма богослужения у квакеров - молчаливая молитва: пребывая вместе, они в молчании ожидают, пока Бог не объединит их внутренне.

Ислам – самая молодая из трёх мировых религий после буддизма и христианства –зародился в начале VII в. среди племён Западной Аравии. Главная священная книга мусульман – Коран, составлена из записей проповедей основателя ислама пророка Мухаммеда, услышавшего эти тексты от самого Бога. Илам не только религия, но и образ жизни. Ему не свойственно разделение светского и духовного. В исламе нет в строгом смысле духовенства, поскольку он не признаёт посредника между Богом и человеком. С середины VII в. начинается обращение в ислам народов Закавказья и Средней Азии. Внутри ислама выделяются течения суннитов и шиитов.

Иудаизм основан на вере в Единого Бога-Творца и отвергает наличие какого-либо посредника в отношениях Бога и человека. Эта религиозная традиция в еврейской среде обозначается обычно понятием "Тора". Тора в широком смысле слова регламентирует все стороны человеческой жизни: от интимных отношений и правил поведения в храме до принятия пищи и законов ритуальной чистоты и нечистоты.

Различия между религиями проявлялись и в разнице в типах человека, выступавшего носителем той или иной религиозной традиции и соответствующей картины мира. И хотя в современном обществе сама религия отходит на второй план, тип человека, появившийся в её рамках, сохраняется, как сохраняется и деление на основные типы цивилизаций на Земле – по религиозному признаку. Здесь надо понимать, что тип религии, в свою очередь, обусловлен особенностями природной среды, что и транслируется на человека, воспринимающего её постулаты. Иными словами, все эти факторы связаны между собой и выражены через особенности той или иной культуры.


Несмотря на внешнюю непохожесть, все религии мира имеют единые корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и священных книгах содержатся непреходящие общечеловеческие ценности культуры и морали. Без религии, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Первоначальная философия каждого народа – точнее, его первоначальное миросозерцание, тесно связано с его религиозными представлениями и верованиями. Понятия о происхождении вещей, о первых причинах, о конечной судьбе мира и человека, о духе и душе имеют религиозное происхождение и связываются с целой мифологией.

Однако помимо сходства в учениях великих мировых религий есть и фундаментальные различия. Различные религии расходятся между собою не только в своих представлениях о богах, но и в своей оценке действительности. Так, например, ветхозаветная вера видит в мире создание благого Творца, а в человечестве – образ и подобие Божие. Христианство, религия любви, признает в Христе Богочеловека, который пришел не погубить, а спасти мир и человека, и тем показал миру любовь Отца. Индийские религиозные учения, напротив того, признают мир призрачным сновидением.

Земные церкви оспаривают право на абсолютное владение истиной так же, как две матери в притче царя Соломона оспаривают ребенка. Соломон предложил разрубить ребенка пополам, и ту женщину, которая отказалась это сделать, признал настоящей матерью.

Матерью истины становится та душа, которая скорее откажется от своего права на владение истиной, чем нарушит целостность истины, посягнет на кровопролитие. Люди, мыслящие стереотипами и воспринимающие чуждые им религии враждебно, незнающие, неверное или поверхностно понимающие основные религиозные учения и доктрины, не способны осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия является иным.

Изучение религиозных учений помогает избежать, с одной стороны, догматизма и авторитаризма, а с другой - релятивизма и нигилизма, а также способствует установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.