Файл: Задание Христюк Анна Александровна в чём заключаются достоинства метода кпт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание выполнила: Христюк Анна Александровна
-
В чём заключаются достоинства метода КПТ?
Достоинство метода КПТ является
-его научная доказательность,
-логичность
-наличие последовательной формализованной структуры терапевтического процесса
-положенные в основу подхода физиологические концепции
- связанность теоретических понятий с психофизеологией, лингвистикой и большенством терминологических определений, используемых в психодиагностических тестах
-связанность с клиническими критериями диагностики, оценки и терапевтической тактики, используемыми в психиатрии и клинической терапии.
-технологичность
2. Каковы ограничения применения метода КПТ?
А)Техники когнитивно-поведенческого подхода применять трудно при высоком стрессе клиента. Лица в острых кризисных ситуациях иногда не способны вопринемать даже обычную информацию, не говоря уже о том чтобы проводить самостоятельное исследование своего “Я”
Б)Скудные возмоности метода при поражении мозга, деменции, осудистых заболеваниях и иных ратройтвах(впрочем как и другие методы) Акцент в таких случаях смещается на поведенческие методы.
В)Психозы. Известно , что в ряде ремиссий при шизофрении возможно применение методов когнитивно-поведенческих методов, но спектр методик ограничен.
3. Опишите блоки, на которые А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян разделяют существующие когнитивно-бихевиоральные подходы.
Исследование метода А.Б.Холмагорова и Н.Г.Гаранян разделяют существующие когнитивно-бихевиоральные подходы на 4 блока, объединенные в группы по различным основаниям:
1)Методы более близкие классическому бихевиоризму и основанные преимущественно на теории научения, то есть на принципах прямого и скрытого обуславливания. Эти подходы используют техники
Систематической десенситизации
Конфронтации с пугающим стимулом
Парадоксальную интенцию
Техники положительного и отрицательного подкрепления
Техники моделирования поведения, то есть научения на основе наблюдения за поведением модели. Из отечественны подходов к этой группе методов можно отнести эмоционально-стрессовую психотерапия Рожкова.
2)Методы, основанные преимущественно на теории информации, использующие принципы поэтапного построения внутренних моделей для переработки и регуляции поведения на их основе. Эти техники хотя и уделяют большее внимание внутренним когнитивным схемам действия, так же как первая группа техник, упрощенно рассмотривают закономерности поведения человека, сводя их к модели компьютера. Сюда относятся техники решения проблем и техники формирования совладеющих навыков.
3)Методы, основанные на интергации принципов теории научения и теории информации, а также принципов реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых принципов динамической психотерапии. Это прежде всего , рационально-эмотивная психотерапия Альберта Эллиса и когнитивная психотерапия Арона Бека. Сюда же можно отнести подходы В.Гвидано и Г.Лиотти, а так же М.Махони. Эти интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы, свободно используя техники первых двух блоков, ставят в качестве главной задачи изменение дисфункциональных(тревожных, дипрессивных) мыслей. Именно последнее заставляет методологов говорить о недостаточной теоретической чистоте этих моделей. Нейтральные методологи говорят что эти подходы “мост между бихевиоризмом и психоанализом”
4)Современный этап развития КПТ имеет ярко выраженную тенденцию: современные когнитивно-бихевиоральных подходов становятся все более и более интегративными, встраивая в свои модели теоретические положения из двух терапевтически школ, научных направлений и философских течений. К самым известным подходам КПТ можно отнести , прежде всего , Метакогнитивнут терапия, схематерапию Дж.Янга и другие направления из так называемой “Третьей волны”
4. Какие направления относятся к 4 блоку когнитивно-поведенческих техник?
Цель-модификация болезненного переживания индивидом поведения через осознанную коррекцию его когнитвных особенностей.
А)Метакогнитивизм – теоретическое и прикладное научное направление, представляющее собой в настоящее время автономную область психологического знания в целом. Центральный конструкт метакогнитивной психологии -метакогнитивные процессы.
Б)Схема терапия – направлена на перестройку соответствующих когнитивных структур путем удовлетворения фрустрированных потребностей в процессе психотерапии
В)Диалектическая поведенческая терапия(ДПТ)
Акцент на валидации требует, чтобы терапевт искал частицу смысла или истины, которая заключена в каждой реакции пациента и доносил этот смысл или итину до своего подопечного.
Г) Когнитивная терапия основанная на осознанности – адаптированная методика Д.Кабат-Зинна- терапия основанная на медитации полноты осознания.
Необходимо выработать 4 навыка:
1.Научиться выходить из круга навязчивых мыслей(шаблонов)
2.Научиться распозновать психические состояния и процессы, ведущие к новому приступу депрессии, и стать более осознанным в отношении их причин, хода, особенностей протекания.
3.Научится находить новые способы взаимодействия с теми аспектами жизни, которые вызывают дипрессию.
Научиться поворачиваться лицом к трудностям и заинтересованно проживать сложные периоды жизни.
Д)Техника(направление десенсибилизации и переработки(травм) движениями глаз(ДПДГ).
Концентрация на процессе мышления, на метакогнициях, на “мышлении по поводу мышления”
Дезадаптация и развитие психических и личностных нарушений формируются в результате психонасильственного детского опыта в виде дисфункциональных мыслей, навязчивых воспоминаний, телесных ощущений, негативных чувств и ассоциативных переживаний.
Зучение человеческой природы, обретение мировоззрения и мести человека в этом мире.
Изменения патологических моделей поведения, эмоционального реагирования и мышления на основе их изучения.
5. На что направлена техника ДПДГ?
Направлена на выявление и коррекцию метакогниций-мыслительных операций, оценивающих и управляющих мышлением.
Выявление и коррекция ранних дезадаптивных схем.
Обучение наблюдению за внутренними процессами(негативными мыслями, эмоциями и телесными ощущениями)
Осознанию и исследованию их динамики
Обучение применению навыков в ситуации повседневной жизни.