Файл: Исследование гендерных особенностей тревожности в юношеском возрасте 1 Организация и методы исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ



Введение

4

  1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей

тревожности в юношеском возрасте

1.1 Понятие тревоги и тревожности

1.2 Специфика тревожности в юношеском возрасте

1.3 Особенности тревожности юношей и девушек

2 Исследование гендерных особенностей тревожности в юношеском

возрасте

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов

Заключение



5

5

8

12

16

16

17

26

Библиографический список

Приложения

27

29









РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 2 главы, 41 страниц, 2 рисунка, 5 приложений, 25 источников.
ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.
В первой главе рассматриваются теоретическое понятие тревоги и тревожности у юношей и девушек.

Во второй главе содержатся сведения о методах исследования юношей и девушек в количестве 30 человек, в возрасте 16 лет, из них 15 юношей и 15 девушек на базе исследования МАОУ «Гимназия №1 г.Благовещенска». Приведены результаты исследования особенности половых различий тревожности.

ВВЕДЕНИЕ

Тревожность как личностная характеристика в разные возрастные периоды имеет свои особенности, которые оказывают дезорганизующее воздействие на биосоциальные функции личности. В условиях нравственного кризиса современности культурно-образовательная сфера России переживает сложный этап своего развития: наблюдается переоценка ценностей, устоявшихся теорий и сложившихся концепций учебно-воспитательного процесса. Изменение социально-экономических условий влечет за собой непростые проблемы воспитания, обучения и образования подрастающего поколения. Ключевым для педагогов и психологов является понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и учебно-познавательной сферах.

В настоящее время актуальными для исследования являются гендерные различия в развитии личности, изучение которых позволяет прогнозировать поведение человека в зависимости от его половой принадлежности. Наиболее пристальное внимание уделяется гендерным отличиям в юношеском возрасте, когда скачок в физическом развитии завершен, либо пошел на спад. Несомненным является сопровождающая данные возрастные изменения тревога, колебания в самооценке личности.


Тревожные состояния юношей и девушек являются результатом их взаимоотношений с окружающим миром, служат проекцией отношений в новом учебном коллективе, среде обучения. Обратим внимание на то, что имеются базисные подструктуры личности и установки, являющиеся основой для формирования тревожных состояний в юношеском возрасте.

В отечественной психологии недостаточно исследований гендерных особенностей проявления тревожности в юношеском возрасте. Это определило актуальность темы исследования.
Изучением проблемы гендерных особенностей тревожности в юношеском возрасте занимались зарубежные ученые Е.В. Гублер, Ф, Р.Фишер, Т.Пауль и др. Среди отечественных ученых исследовали И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, Р.С. Немов и др.

Объект исследования: особенности проявления тревожности в юношеском возрасте.

Предмет исследования: гендерные особенности проявления тревожности в юношеском возрасте.

Цель работы: изучить гендерные особенности проявления тревожности в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ понятий тревога и тревожность;

- выявить особенности проявлений тревожности в юношеском возрасте;

- Разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: уровень тревожности девушек выше уровня тревожности юношей.

Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, методы описательной статистики.

База исследования: МАОУ «Гимназия №1 г.Благовещенска»

Выборку составили юноши и девушки 30 человек, в возрасте 16 лет, из них 15 юношей и 15 девушек.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие тревоги и тревожности

Тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри – и межличностного общения, например между родителями и детьми [26].

Тревога – одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности, когда потеют ладони, сердце замирает, а неотвязное ощущение: «Надо что-то делать и срочно!» не дает усидеть на месте. Но что именно делать, чего опасаться, от чего бежать – мы не знаем.



Тревога – страх неизвестно чего. Немецкий философ Пауль Тилих писал, что тревога – реакция на угрозу небытия. Боязнь чего-то, не имеющего ни названия, ни четкого облика, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего «Я» [19].

Тревогу определяют как «ощущение неконкретной, неопределенной, ненаправленной угрозы, неясное чувство опасности». Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога – «страх неизвестно чего».

Объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство беспокойства. При остро возникающем чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все «опускается», холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, «сосет под ложечкой», щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и весь человек «обливается потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ногу на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Характерна непереносимость ожиданий, которая выражается в виде трудно управляемого потока слов (логория). Типична многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, ощущение нежности, устраняющая в ряде случаев страх одиночества. стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации. Новое отрицается, риск исключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное. Подобное отношение способно вызвать при соответствующих условиях еще больше прилив тревоги [3].

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типична медлительность, скованность и топтание на одном месте. Речь невыразительна, мышление инертное, на сердце «тяжесть», настроение мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идеи самоуничтожения, мысли о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в других, не затронутых страхом сфер жизнедеятельности. Состояние боязни, т.о. имеет более избирательный и динамичный характер.


Следовательно, тревожность напоминает в чем-то проявление холерического, а боязнь – флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующий аффект тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента.

При состояниях хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы с различных участков тела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бывает сноговорение, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет сам с собой, со своим неосознаваемым «Я». Характерны внезапные пробуждения, связанные с ясным сознанием, обдумывание беспокоящих вопросов и нередко их решение. Отсутствует чувство сна, имеется стремление как можно раньше проснуться, при этом проявляется спешка, страх не успеть, и все начинается снова.

Общение становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно при разговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное [7].

Термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны – активитизации автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы или вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.

Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги [26].

1.2 Специфика тревожности в юношеском возрасте

В контексте проблемы следует рассмотреть сущность тревожности, как склонности первокурсника к ее переживанию, которая характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги. Под тревожностью нами понимается личностная черта, проявляемая в легком и частом появлении состояний тревоги. Тревожность есть один из основных параметров индивидуальных различий. В научной литературе отмечается повышение тревожности:

1) при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях;

2) у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы;

3) у многих групп лиц с отклонениями в поведении.

В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные ее исследования направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, выступающей стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействий личности и ее окружения. Она может возникнуть при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, например между родителями и детьми [12].

Ситуационная тревожность у одного и того же первокурсника бывает разной в разные моменты времени. Поскольку измерение реактивной тревожности – это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, уровень реактивной тревожности меняется с течением времени, в зависимости от того, насколько юноша расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.

Второй вид тревожности выступает как личностное свойство (синонимы: личностная тревожность, характерологическая тревожность). Первая характеризует относительно устойчивую для личности «склонность тревожиться», т.е. склонность воспринимать стрессогенные ситуации как опасные или угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги (т.е. повышением реактивной тревожности). Иными словами, чем выше уровень личностной тревожности, тем выше вероятность, что человек в угрожающей (или кажущейся угрожающей) ситуации будет испытывать тревогу, и что эта тревога будет относительно сильнее [13].

Как отмечает И.В. Дубровина, очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта и вызывать эмоциональные и невротические срывы, а также психосоматические заболевания [15]. При этом, тревога и тревожность тесно связаны со стрессом, благодаря чему тесты, оценивающие выраженность тревожности, могут быть успешно использованы также и для диагностики уровня стресса. Реактивная тревожность характеризуется уровнем стресса в данный момент, а личностная – уязвимостью (или устойчивостью) к воздействию различных стрессоров в целом [24].