Файл: Исследование гендерных особенностей тревожности в юношеском возрасте 1 Организация и методы исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общение тревожного первокурсника становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается узким кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно при задавании ребенку вопросов, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное. Однако тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т. к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Таким образом, чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности первокурсника, его жизненного опыта, взаимоотношений с окружающими может приобрести значение страха. Первокурсник, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а первокурсник, боясь определенных объектов или мыслей, испытывает страх [14]. Поэтому сегодня термин «тревога» используется для описания неприятного, по своей окраске, эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны – активизацией автономной нервной системы.

Отношение первокурсников к собственной тревожности неоднозначно. Часто в детско-родительских отношениях присутствует двойственность установок воспитания, что заставляет первокурсника колебаться в принятии решения по проблеме, а соответственно, вызывает чувство тревоги в ошибочности выбора. Таким образом, когда процесс воспитания в семье подчинен принципам давления на личность первокурсника и изобилует различными противоречиями в формулировании желаний родителей видеть первокурсника таким-то и таким, то происходит стойкое формирование состояния тревожности, как личностного образования [22].

Однако, важная роль в предотвращении подобных явлений отводится вузовскому образованию. Многие родители не имеют специального педагогического образования и поэтому, зачастую не осознают воздействия своих воспитательных мер. В этом случае работа с родителями будет являться одним из основных направлений по профилактике тревожности старшеклассников первых курсов в будущем.

Для современного первокурсника стрессовой ситуацией может стать все то, что является обыденной жизнью для взрослого. В практике работы психологов достаточно много случаев, когда ухудшение психического и физического здоровья
первокурсника связано только с тем, что перемена образа жизни и возрастающие нагрузки говорят о том, что порог стрессогенности обстановки выше возрастной нормы.

Зачастую педагоги подавляют первокурсника излишним обилием информации, непосильными для него эмоциональными нагрузками, которые бывают характерны для их общения. Все это не проходит бесследно, и у первокурсников появляются «взрослые» болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень, в основе которых лежит развитие стойких состояний тревожного ряда.

В период обучения в вузе у первокурсника зачастую рождаются неадекватные ассоциации, связи между образом, словом и его собственным состоянием. Это способствует развитию тревожных эмоциональных состояний. И все то, что происходит в общении педагога и первокурсника оказывает влияние на отношение к эмоциональному здоровью. Другой, не менее важный аспект проблемы развития тревожности первокурсников связан с изменением роли отдельных взрослых в формировании личности и самосознания первокурсника при обучении в вузе и общении вне его (в семье, группе сверстников). Опыт психологов подтверждает ранее установленную в исследованиях закономерность: для школьников статус учителя приближен к статусу родителя, а нередко и превышает его. Для первокурсника учитель переходит в ранг взрослого, с которым необходимо общаться на равных [19].

В связи с этим, отношение первокурсника к себе и его самооценка во многом определяются теми характеристиками, которые включаются в содержание его общения с педагогами, взрослыми, сверстниками. В юношеском возрасте происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений первокурсника с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.

Наряду с позитивными, есть и негативные моменты такой перестройки. Трансформация переживания ведет к эмоциональной нестабильности первокурсника. Эмоциональная неустойчивость усиливается происходящими изменениями в социальной ситуации его развития и биологическими изменениями, связанными с процессами полового созревания. Эти факторы увеличивают нагрузку на эмоциональную сферу и могут провоцировать дезадаптационные срывы и кризисы в юношеском возрасте. Таким образом, юношеский возраст как кризисный период в развитии личности первокурсника является более сензитивным к повышению уровня тревожности.


1.3 Особенности тревожности юношей и девушек

Юношеский возраст – важный период становления мировоззрения, когда формируются и когнитивные, и личностные предпосылки. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию человека и выбор его будущего социального положения. В центре мировоззренческих поисков стоит проблема смысла жизни, определение формулы счастья, любви. Общие мировоззренческие поиски конкретизируются в жизненных планах – это явление одновременно социального и этического порядка.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения. Они уже осознают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение только начинает становиться достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуации общения с разными людьми и по различным поводам.

Юношество – это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий завершающий период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [20].

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале юношеского возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на сверстников и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, юноши и девушки иногда преждевременно начинают считать себя уже взрослыми, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время они еще далеко не во всем отвечают требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения юноши и девушки. Видя проявления этих качеств у старших людей, они часто некритически подражают им. Собственное стремление юношей и девушек к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к ним уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С юноши спрашивают больше, чем с подростка, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется старшеклассникам.


Быстро взрослеть юношей и девушек заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые они получают и в школе, и дома.

В юношеском возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей, то с наступлением юношества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования. Новый этап в развитии этой формы научения у юношей и девушек начинается с подражания внешним атрибутам взрослых.

Проявления тревоги в юношеском возрасте связаны с завершающим этапом принятия гендерной социальной роли. Поэтому существенное значение имеют внесемейные источники гендерно-ролевой социализации, к которым относятся: литература, телевидение, игры, разговорный язык [7].

Несколько слов об особом периоде принятия гендерной роли – периоде юношеском, когда самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Начиная с 12–13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) юноши и девушки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны юношей и девушек могут стать и более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в юношеской среде с возрастом увеличивается.

Для юношей объектом для подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девушек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие юноши относятся очень внимательно, и, начиная со старших классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п. [26].

Тревога в юношеском возрасте часто является результатом формирования и развития волевых качеств, которое также имеет свои специфические черты. Общая логика развития волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет) [26]. Наиболее активным периодом окончательного принятия своей гендерной роли через волевое самовоспитание считается возраст от 14 до 16 лет.


Описанные полоролевые различия между юношами и девушками способствуют тому, что у них вырабатываются определенные гендерные стереотипы, которым им придется следовать, став взрослыми. Гендерная роль и принятый гендерный стереотип представляют собой важный источник половых различий в достижении индивидами дальнейших жизненных и профессиональных целей.

Надо отметить, что исследования показывают: мальчики менее тревожны, но более стереотипизированны по отношению к половым ролям, чем девочки. В дальнейшем это влияет на то, что женщинам, работающим в областях традиционно считавшихся мужскими, приходится принимать мужские ориентации и ценности, чтобы добиться успеха [24].
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования

Исследования проходят в МАОУ «Гимназия №1 г.Благовещенска»

Выборку составили юноши и девушки 30 человек, в возрасте 16 лет, из них 15 юношей и 15 девушек.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- Эмпирические: опросный, тестовый.

- Констатирующий эксперимент, в основе которого лежат методика исследования уровня тревожности (по Тейлору А.), интегрированный тест тревожности; сравнительный анализ эмпирических данных; методы статистической обработки данных на достоверность различий.

Для проведения эмпирического исследования использованы следующие методики:

Методика диагностики тревожности (Тейлор А.).

2) Интегрированный тест тревожности.

Описание методик исследования.

1) Методика диагностики тревожности (Тейлор А.). Тест, разработанный А. Тейлором в 1991 году, предназначен для исследования уровня тревожности. Методика состоит из 50 утверждений, согласие или несогласие с которыми позволяет начислять балл (Приложение А).

2) Интегрированный тест тревожности. Методика предложена в 1997 году А.П. Бизюком, Л.И. Вассерманом и Б.В. Иовлевым (Психоневрологический институт им. Бехтерева В.М., Санкт-Петербург) (Приложение Б). ИТТ является оригинальным опросником для субъективного личностного шкалирования или психологической диагностики эмоционально-личностных свойств испытуемых и оценки степени их выраженности на основе психометрических характеристик.