Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, прежде всего, от математических и естественных.

Основной проблемой досократической философии следует признать вопрос о первоначале, первооснове мира – откуда возникают вещи, куда они потом уходят, в чем коренится единство природы, что было в начале всего – именно с этих вопросов начала свой путь древнегреческая философия, наследниками которой мы и являемся. Причем уже здесь проявилось своеобразие греческой мысли, её индивидуалистический характер: если на Востоке философы единодушно признавали первоначалом вещей что-то одно – в Индии это был Брахман, в Китае – Небо, то в Греции царил принципиальный плюрализм – каждый мыслитель стремился обосновать свое собственное, оригинальное видение решения этого вопроса. Не отсюда ли произрастает западноевропейский индивидуализм, проявляющийся особенно ярко сегодня – в уважении инакомыслия, интересе к различным культурным традициям и формам знания?

Далее мы рассмотрим, как решалась проблема первоначала отдельными мыслителями, стараясь также осветить их мнения и по другим вопросам, представить обзор, общую панораму досократической мысли.
8. Софисты и Сократ.

Софистика представляет собой философское направление в Древней Греции, которое значительно повлияло на ее культурную и социальную жизнь.

Софистами называли учителей красноречия и мудрости, которые странствовали, переезжая из города в город. Софисты выступали на праздниках, произносили торжественные речи, надгробные речи, восхваление кого-либо, панегирики городу и т.д. Софисты преподавали риторику, логику, грамматику и другие дисциплины. Софисты придумывали упражнения ученикам для развития из логических и словесных способностей: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр. 

Главная цель софиста – научить человека использовать знания в дискуссии и полемике, поэтому в софистике ставка делалась в основном на разделы риторики.

В изучение софистики входило следующее : 

  • обучение эффективным приемам доказательства; 

  • обучение технике политической и юридической деятельности; 

  • обучение вопросам философии; 

  • обучение ораторскому искусству; 

  • обучение эффективным приёмам опровержения; 

  • использование правил логического мышления; 

  • обучение логическим уловкам, основанным на внешнем сходстве явлений, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. 


Внимание софистов было обращено на социальные вопросы человека и на проблемы, возникающие между аудиторией и оратором в процессе коммуникации. Софисты стремились научить убедительности и в этом порой доходили до абсурдности. Они считали, что можно (и нужно) доказать или опровергнуть всё, что угодно в зависимости от интересов и потребностей человека и от ситуации, в которой он находится. Таким образом, софисты порой были абсолютно безразличны к истинности в своих доказательствах или опровержениях того или иного факта.

Негативной стороной софистики был категорический формализм, который переходил в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не помешали  софистам успешно заниматься науками и искусством.

Софисты подразделялись на младших и старших.
Из старших софистов самыми знаменитыми являются Протагор и Горгий. Из младших софистов  - Антифонт, Алкидамант и Критий.

Во второй половине 5 в. произошел расцвет софистики, который пришелся на развитие социально-экономической, политической и культурной жизни Афин.  Система знаний Афин, которая была основана на натурфилософии и наивном реализме, уже устарела и не могла полностью удовлетворить запросы человеческого ума. Встал вопрос о природе самого знания. Что есть знание и из чего оно получается?  Какие критерии истины существуют? Существует ли объективная истина?

Софисты считали, что объективной истины не существует.

Протагор наиболее точно определил относительность истины (релятивизма). Философ считал, что  любое познание субъективно и потому имеет значение только для того, кто его принимает.  Познание различно  для каждого человека, т.к. возникают из взаимодействия его чувств и его воспринимающих органов. Никакой сверхчеловеческой истины, в том числе религиозной, по мнению Протагора, не существует.

О всех вещах человек судит, исходя из своего разума, и считает это суждение верным до того, как ему логически не докажут противоположное. Другими словами, то является правильным, что считает правильным человек. Протагору принадлежит знаменитая фраза:  "Человек - мера всех вещей". 
Любая вещь должна быть рассмотрена с двух точек зрения: например, болезнь для больного - зло, для врача - добро, и оба суждения одинаково правильны. 

Добродетель для  Протагора является лучшим нравственным состоянием, которое побуждает человека действовать. В своем сочинение  "Истины"  Протагор отрицал возможность рационального знания о богах.



Так же известен софист Горгий (483—375 гг.), который был блестящим оратором, поэтом и писателем. В своих работах "О природе", или "О несуществующем", Горгий  утверждал, что бытия самого по себе не существует.  Если что-либо действительно и существовало бы, по мнению Горгия, то оно не могло бы быть выражено в словах, т.к. слова не адекватные мысли.  Горгий считал, что основная задача философии состоит не в стремлении отыскать истину, т.к. такой не существует, а в побуждении людей к целесообразной деятельности.

Софисты подчеркивали значение метода отбора и группировки материала, что в то время являлось большим научным прогрессом. По мнению софистов, изучить социальные и естественные явления можно только философским методом.

По отношению к религии софисты придерживались взглядов, подрывающих религиозные воззрения.Так, софист Диагор  полностью отрицал существование богов и необходимость культа.

По отношению к рабству софисты придерживались мнения, что  рабство и рабовладельческое государство были категориями невечными, т.е.  исторического порядка, а не логического порядка. Софист Алкидамант считал,  что "бог создал всех равными, природа никого ее сделала рабом". 

Софисты придерживались идей  исторического происхождения государства и естественного права.  Государство и законы считались результатом договора. Демократия представлялась как форма правления, основанная на защите бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых. 

Не существовало ни одной сферы, которой бы не коснулись софисты. Они оставили вслед во всех областях человеческого знания, выдвинули ряд положений относительно совершенно новых точек зрения. Но для разрешения многих вопросов мешала идеалистическая основа философии софистов, которым был присущ скепсис и субъективизм. 

Философ  Сократ (469—399 гг.) считается одним из величайших философов. 

Сократ получил хорошее философское образование, несмотря на свою бедность. Сократ участвовал в пелопоннесской войне.
В 399 г. он был приговорен  судом Афин к смертной казни.  В качестве обвинения ему было выдвинуто то, что  проповедуемое им новое учение подрывает основы государственности и демократии. Так же  философ был обвинен в безбожии. Обвинения в адрес Сократа было построено на неправильном толковании его учения, проповедывавшего не разрушение демократических основ, а улучшение существующих порядков согласно законам разума и высшей справедливости. По преданию Сократ умер в спокойствии, он до последнего часа не считал себя виновным. На предложение одного из его учеников бежать, Сократ ответил отказом, т.к. считал такой поступок недостойным.


Сократ по праву считается одной из ярчайших фигур в философии. Он был  рационалистом и считал разум основой человеческого существа. Знание, по его мнению, было высшей добродетелью. Сократ считал, что любое познание должно начинаться с себя самого.

Методом научного познания он признавал диалектический метод.  Диалектический метод Сократа понимался как умение хорошо говорить и поступать "согласно собственной природе".

Во многом Сократ  расходился  с софистами, отвергая их познавательный нигилизм. По Сократу, ораторское искусство является поваренным искусством и характерно для души. Ораторское искусство призвано потакать прихоти толпы. Ораторы в своих речах не затрагивают вопросы о справедливом и должном.

Сократ пытается вести поиск объективной истины и справедливости. Путь поиска заключается в правильном рассуждении.Сократ уделяет внимание вопросу: будет ли человек знать, что же такое справедливость в процессе обучении риторике. Сократа интересуют объективное содержание основных гражданских добродетелей, которые позволяют отличать истину и ложь. Сократ акцентирует внимание на результатах относительности истины. Он как патриот родного города проявляет интерес к последствиям гражданского релятивизма, стремится к выявлению объективной нормы гражданской жизни, к справедливости как объективного обоснования, которое позволяет гражданам объединяться, охранять государство и будущее.

Центр философии Сократ пытался сместить из области физики и внешнего мира в этическую область и психологическую сферу.  Абсолютным знанием, по мнению Сократа,  обладает  только бог, человек же знает только одно, что он ничего не знает. 

На свою учительскую деятельность Сократ смотрел, как на служение богу и пророчеств. Его цель - найти не самое знание (софия), а разжечь любовь к знанию, в особенности высшему из всех знаний - философии.

Сократ создал почву  для философии Платона, он был "странствующим" философом и имел друзей, с которыми постоянно вел беседы по самым разным вопросам практической жизни и теоретической мысли. 

9. Учение Платона о бытии, душе и познании.

Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существование 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красота, истина) и мира «вещей» (слабое отражение мира идей, т.е. общих понятий). Подлинное бытие по Платону мир идей. Он вечен, неизменен, абсолютен. Чел-ка же окружает мир вещей и сам человек постоянно изменяется. Никогда не равен себе и находится в вечном процессе становления. Как утверждал Платон бессмертна душа человека связывается с миром идей, как с миром сущности, кот он постигает своим умом. Тем самым благодаря душе чел-ка ощущает его переход в духовное измерение, т.е. к подлинному существованию. Учение Платона развил его ученик Платин (205 – 270 гг. н.э.), кот утверж, что идеи Платона – идеи блага, истины, добра, справед, можно объединить понятием Единое. Единое сущ-ет в потустороннем мире. Обычный мир существует, но всегда, по Платону, неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир — мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея», кот в обыденном языке обозначало внешний вид, образ, форму, качество

Мир идей представляет собой царство благих сущностей. Поэтому высшей идеей у Платона выступает идея Блага, как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея Блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире Солнцем, в идеальном мире — идеей Блага. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Главным для Платона является мир идей, увенчанный идеей Блага, который был первичным даже по отношению к богам,созерцающим чистые сущности. Платон показал, что в человеке, помимо его способностей воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого мира, существует и действует некоторая сила какой-то другой природы, благодаря которой осуществляется переход в духовное измерение. Бессмертная душа человека связывает его с трансцендентным, т. е. сверхчувственным миром идей: «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа» Уч платона об «идеях»подверг критике его учен Аристотель(384-322до н.э.) говорил: «