Файл: Стратегический менеджмент как средство повышения эффективности деятельности культурнодосугового центра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Стратегический менеджмент и его роль в развитии учреждений

культуры

В настоящее время существует достаточно большое количество определений понятия «стратегический менеджмент», например:

– «разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов»;

– «концепция выживания в конкретных условиях»;

– «сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации»;

– «область научных знаний, изучающая приёмы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации» .

Согласно научным исследованиям (И. Ансофф, М.М. Афанасьев, К. Боумэн, О.С. Виханский, С. Шах) эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она:

– обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;

– облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

– обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали:

– помогает справиться с изменениями и провести изменения;

– помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

Таким образом, стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением. Процесс стратегического планирования деятельности учреждения культуры и досуга, как и любого предприятия, включает определение его миссии, формулирование целей и задач своей деятельности,

оценку и анализ внешней среды и своей внутренней структуры, разработку и

анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии и ее реализацию, контроль за выполнением и оценку.

Применительно к деятельности дома культуры (культурно-досугового центра) стратегический менеджмент должен быть направлен на выявление художественных интересов и культурных запросов населения, на определение своих возможностей в предоставлении востребованных услуг в различных видах художественного творчества, на активизацию пропаганды лучших образцов в различных видах искусства, в создании особой атмосферы художественного взаимодействия для всех слоёв населения.


В современном стратегическом менеджменте принято выделять в качестве ведущего инструмента действия стратегию развития предприятия, т.е. комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели. В настоящее время применительно к развитию учреждений культуры используются три основных вида стратегий развития:

1. Стратегия экспансии (экстенсивного роста), т.е. расширение своей деятельности на данном рынке, своей доли на нём.

2. Стратегия интенсивного (органического) роста, основанная, прежде всего, на всё более глубокой специализации и модификации товаров и услуг.

3. Стратегия диверсификации, т. е. активного выхода фирмы на новые рынки с новыми клиентами, с новыми товарами и услугами»

Кроме того, Г.Л. Тульчинский и Е.Л. Щекова выделяют маркетинговые

стратегии спроса: стимулирующий маркетинг, развивающий маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий маркетинг, демаркетинг, противодействующий маркетинг. Применительно к деятельности учреждений культуры эффективными можно считать стратегию «развивающего маркетинга», применяемую в случае нечетко сформированного спроса услуг; «ремаркетинг», нацеленный на обновление интереса к предлагаемым культурно-досуговым услугам; Стратегию «поддерживающего маркетинга» для сохранения достигнутого уровня предоставления услуг в области культуры и досуга.

Также в сфере культуры достаточно распространена стратегия приобретения (накопления) материальной базы и специалистов. Согласно исследованиям Г.Л. Тульчинского и Е.Л. Щековой маркетинг в сфере культуры строится с учетом факторов макросреды. К основным факторам авторы относят:

  1. Политические: государственный строй, правовая база функционирования в сфере культуры, государственная поддержка сферы культуры

  2. Экономические: экологическая конъюнктура и инфляция, покупательная способность населения, налогообложение и финансирование организаций культуры

  3. Демографические: половозрастная структура, численность, плотность населения, рождаемость, смертность; устойчивость семейных союзов, религиозная, этническая однородность, уровень миграции

  4. Природные: уровень развитости, использование потенциала природных ресурсов, источники топливно-энергетических ресурсов и сырья, экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения.

  5. Научно-технические: состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики, степень введения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве.


6. Социально-культурные: традиции, обычаи, менталитет населения, языковые особенности, организационная и потребительская культура, динамика культуры населения.

При анализе макросреды учреждений культуры особо важными являются следующие факторы:

  1. Государственная поддержка сферы культуры (политические);

  2. Налогообложение и финансирование организаций культуры(экономические);

  3. Численность, плотность населения, рождаемость (демографические);

  4. Степень введения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве (научно-технические);

  5. Традиции, обычаи, менталитет населения, языковые особенности, организационная и потребительская культура (социально-культурные).

Как показывает практика, не один из указанных видов стратегии не может быть использован в полной мере для управления культурно-досуговыми центрами, так как большинство из них являются «казёнными» учреждениями, где наблюдается ограничение финансовых средств и запрет на использование коммерческой деятельности.

Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением.

Процесс стратегического планирования деятельности учреждения культуры и досуга, как и любого предприятия, включает определение его миссии, формулирование целей и задач своей деятельности, оценку и анализ внешней среды и своей внутренней структуры, разработку и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии и ее реализацию, контроль за выполнением и оценку.

Стратегический менеджмент должен быть направлен на

– выявление художественных интересов и культурных запросов населения;

– определение своих возможностей в предоставлении востребованных услуг в различных видах художественного творчества;

– активизацию пропаганды лучших образцов в различных видах искусства;

– создание особой атмосферы художественного взаимодействия для всех слоёв населения.

Таким образом, для культурно-досуговых центров (домов культуры) должна быть выбрана стратегия диверсификационного роста, предполагающая горизонтальную диверсификацию, когда учреждение культуры может добавить в свой ассортимент те услуги, которыми еще оно не занималось. В данном случае вводить новые исполнительские коллективы (вокально-инструментальные, танцевальные, цирковые), расширять сферу образовательных услуг в области любительского художественного творчества, принимать активное участие в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня, организовывать и проводить аналогичные мероприятия, а


также праздники на своей территории и т.п.

Разработка стратегии может проводиться по-разному, в зависимости от

степени формализации и состава привлекаемых к разработке лиц. Наиболее эффективными подходами к разработке стратегии учреждения культуры, на наш взгляд, являются совместный подход, когда руководитель учреждения привлекает подчиненных для выработки согласованной стратегии, и инициативный подход, когда руководитель побуждает подчиненных самостоятельно вырабатывать и претворять стратегию с учетом конкретных условий и возможностей учреждения культуры.

В теории менеджмента для определения сильных и слабых сторон компании (учреждения) предлагается использовать SWOT-анализ. Являясь методом стратегического планирования, он позволяет дать оценку сильных и

слабых сторон организации по отношению к возможностям и угрозам внешней среды, определить наличие стратегических перспектив и возможностей их реализации. При SWOT-анализе факторы внутренней и внешней среды организации разделяются на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Данный вид работы проводится в несколько этапов: изучается внешняя среда организации и выделяются те ее факторы, которые открывают возможности развития, и те, которые создают угрозы; анализируется внутренняя среда, что позволяет идентифицировать сильные и слабые стороны. Эти два этапа вследствие своей относительной независимости могут выполняться в произвольном порядке, а их результаты представляются в виде сводной таблицы. На третьем (завершающем) этапе сопоставляются полученные данные, что позволяет определить способности учреждения и переориентировать методы управления развитием организации с опоры на ранее достигнутые результаты на изучение слабых сторон и ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

Практика показывает, что выбор общей стратегии развития и соответствующих функциональных стратегий учреждений культуры невозможен без точного соотнесения факторов внешней среды и перспективного потенциала предприятия с имеющимися ресурсами и действующей системой управления.

Заключение

1. Культурно-досуговая деятельность, являясь частью системы социального воспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностями в общении, отдыхе, досуге и в саморазвитии, составляет важную область общественной жизни.


Складывающаяся в процессе активного освоения личностью опыта общественных отношений культурно-досуговая деятельность напрямую зависит от интересов и потребностей индивида в области политики, культуры, морали, отдыха.

2. В настоящее время на формирование культурно-досуговой сферы в сельской местности оказывают значительное влияние рыночные условия хозяйствования, которые требуют пересмотра существующих и применения новых методов управления, а также предоставления качественно новых услуг.

3. Нестабильное экономическое положение учреждений культуры, усиление конкуренции со стороны пришедших в каждый дом средств массовой информации, значительно усугубляют управленческий процесс, а перспективы роста учреждения оказываются все менее предсказуемыми.

4. Дальнейшее развитие домов культуры и культурно- досуговых центров возможно только при реализации стратегии диверсификационного роста, точного соотнесения факторов внешней среды и перспективного потенциала учреждения с имеющимися ресурсами и действующей системой управления.

Список используемой литературы:

1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. 792 с.

2. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2001. 303 с.

3. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: учебник. 3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2008. 416 с.

4. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 160 с.

5. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1998. 296 с.55

6. Дискин Е. И. Культура: стратегия социально-экономического развития.

М: Экономика, 1990. 107 с.

7. Ершов Н. Н. Стратегическое управление сферой культуры региона: автореф. дис. … на соиск. учен. степени канд. эконом. наук /Ершов Николай Николаевич (08.00.05). СПб., 2010. 23 с.

8. Жарков Ф. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.

9. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Социальный менеджмент: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. 116 с.

10. Косцов Т. В., Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2007. 192 с.

11. Кудрина Е. Л., Рудич Л. И., Утин Е. В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб.пособие. М.: «Издательство

ФАИР», 2006. 224 с.

12. Лисичкин В. А., Лисичкина М. В. Стратегический менеджмент:

учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2007. 329 с.

13. Михалева Е. П. Менеджмент: конспект лекций. М.: Издательство Юрайт, 2010. 191 с.