Файл: Вопросы для сдачи дифференцированного по праву социального обеспечения (20222023 уч год).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств.

4. внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли):

- солидарность;

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность и тд.

  1. Пенсионное обеспечение граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений:

1) Всеобщность обеспечения (т.е. охват нормами права социального обеспечения всех категорий нуждающихся граждан – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы). Любой человек, проживающий на территории РФ, если он утрачивает источник средств к существованию по указанным в законодательстве причинам, вправе претендовать на государственное содействие в виде получения пенсии, пособия, предметов первой необходимости.

2) Суть принципасолидарностисостоит в том, что подавляющая часть нуждающихся граждан обеспечивается не за счет собственных накоплений, доходов, а за счет тех средств, которые поступают от результатов, в большинстве своем, деятельности трудоактивной части населения страны.

3) Принцип социальной справедливости. В нем проявляется общесоциальная суть права, стремление к поиску компромисса между личностью и обществом, гражданином и государством и соответствие между действиями и их социальными последствиями. Правовое регулирование должно осуществляться на принципах справедливости. Справедливость находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себя экономические, политические, моральные, правовые и духовные аспекты. Она содержит требование реального соответствия между положением различных слоев и их ролью в обществе, между трудом и вознаграждением и, в том числе, в случае нетрудоспособности.


  1. Право граждан на достойный уровень жизни и гарантии его реализации в сфере социального обеспечения:

Статья 39 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Обязанность государства обеспечивать достойный уровень жизни вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из
ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Данный комплекс прав также закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам гос. гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении др. мер соц. защиты.

В РФ данное право в частности гарантируется установлением величины прожиточного минимумаПрожиточный минимум на душу населения составит 14 375 рублей, для трудоспособного населения составит 15 669 рублей, для пенсионеров – 12 363 руб., для детей – 13 944 руб.

  1. Дифференциация как принцип правового регулирования отношений по социальному обеспечению:

Принцип дифференциации условий и норм в зависимости от ряда значимых обстоятельств предусматривает, что объем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым. Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа. Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение. Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.

  1. Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения:


Правоотношения по соц. обеспечению – возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Классификация:

Все правоотношения по социальному обеспечению классифицируют по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении).

2. По видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций)

3. По срокам правоотношений:1) длительно длящиеся (например, пенсионные правоотношения); 2) кратковременно длящиеся (например, отношения по выплате пособия по безработице); 3) разовые (например, отношения по предоставлению единовременного пособия при рождении ребенка)

Правоотношения классифицируются по формам социального обеспечения:

1. социальное обеспечение из государственного бюджета;

2. социальное страхование;

3. дополнительные виды добровольного страхования.

Все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1. основные (материальные) правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий и оказанию услуг действиями в натуральном виде;

2. процедурные правоотношения - устанавливают юридические факты, для предоставления определенного вида социального обеспечения и назначения этого обеспечения или отказ в нем; в зависимости от субъекта бывают:

1) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом соц. защиты, пенсионного обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

2) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора

3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

  1. Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению и критерии их классификации:

Материальные правоотношения — правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания

Материальные правоотношения подразделяются на две группы:

1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат

2) правоотношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения


Дальнейшую классификацию материальных правоотношений можно провести в зависимости от вида денежной выплаты или натурального вида обеспечения:

а) пенсионные правоотношения; правоотношения по поводу пособий; правоотношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и др.

б) правоотношения по медицинской помощи, правоотношения по санаторно-курортному лечению, правоотношения по предоставлению социальных услуг (бесплатно или со скидкой) и др.

  1. Процедурные правоотношения в сфере социального обеспечения;

процедурные правоотношения - устанавливают юридические факты, для предоставления определенного вида социального обеспечения и назначения этого обеспечения или отказ в нем; в зависимости от субъекта бывают:

1) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом соц. защиты, пенсионного обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

2) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора

Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения.

  1. Общая характеристика пенсионных законов Российской Федерации как источников права социального обеспечения:

В системе пенсионного обеспечения России выделяются две подсистемы: обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение.

Данные подсистемы отличаются:

1) по источникам финансирования

2) видам пенсий

3) кругу обеспечиваемых субъектов

4) условиям назначения пенсий

5) размерам пенсий и порядку их исчисления

6) механизмам повышения и увеличения размеров пенсий

7) правилам выплаты пенсий

Законодательная база обязательного пенсионного страхования:

1) ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

2) ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (действует только в части отдельных норм)

3) ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

4) ФЗ от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Законодательная база государственного пенсионного обеспечения:

1) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей»


2) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»


  1. Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и его значение:

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование