Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ст. 302 - Принуждение к даче показаний - Объективная сторона: действие – принуждение участников уголовного процесса путем применения угроз, шантажа и др. незаконных действий к даче показаний. Субъективная сторона: прямой умысел, мотивы на квалификацию не влияют. Квалифицированный состав: применение насилия, издевательств или пыток. Субъект: специальный. ШАНТАЖ – угроза разглашения сведений или порочащих честь или не порочащих честь, но составляющих определенную тайну. ИНЫЕ действия: применение наркотиков, алкоголя, медикаментов, гипноза, обмана. Приемы обмана: «рассказывай, нам все известно; вы обязаны говорить правду; не говоря правды, вы становитесь соучастников и т.д. Насильственные действия: пытка (причинение физических страданий), издевательство.

58. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом.

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

Объективная сторона преступления состоит во вмешательстве в любой форме в деятельность суда: угроз, просьб, уговоров, советов, обещания оказать услуги, обращенных к судье, присяжному или арбитражному заседателю. Оно может осуществляться в устной, письменной форме, через третьих лиц, в том числе и родственников. Преступление окончено с момента вмешательства независимо от наступления вредных последствий.

Субъективная сторона - прямым умыслом. Целью воздействия на судей является воспрепятствования осуществлению правосудия.

Субъект - достигшее возраста 16 лет.

В ч. 3 ст. 294 УК закрепляется квалифицирующий признак преступлений - совершение их с использованием лицом своего служебного положения. К таким лицам следует отнести должностных лиц правоохранительных органов, органов федеральной и местной власти, государственных и муниципальных служащих, могущих повлиять на судебное решение или расследование, так как от них, например, зависит решение вопросов о продвижении по службе сотрудника правоохранительного органа.

Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

ОБЪЕКТ. Преступление посягает на нормальную деятельность суда по осуществлению правосудия, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по расследованию уголовных дел или защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя по рассмотрению дел или материалов в суде либо исполнению судебных актов.


Потерпевшими по ч. 1 ст. 296 УК являются судья, присяжный и арбитражный заседатели и их близкие.

Объективная сторона заключается в угрозе: а) убийством; б) причинением вреда здоровью; в) уничтожением или повреждением имущества потерпевшего. Под угрозой понимаются заявления, сделанные потерпевшему лично или через посредника в любой форме: устной, электронной почтой, с использованием аудио- или видеозаписей и т.д. В законе дан исчерпывающий перечень видов угрозы. Угроза огласить позорящие сведения, уничтожить имущество суда и другие не охватывается комментируемой статьей.

Преступление окончено при высказывании угрозы.

Обязательным признаком является совершение преступления в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ч. 1 статьи) или в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта (ч. 2 данной статьи).

С субъективной стороны деяние совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья 297. Неуважение к суду

Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства

Участниками судебного разбирательства могут быть: прокурор, судебный пристав, свидетель, эксперт, понятой, специалист, переводчик, защитник, потерпевший, подсудимый, секретарь судебного заседания, гражданские истец и ответчик, заинтересованные лица и т.д. Участниками судебного разбирательства по гражданским делам являются лица, участвующие в деле. К участникам арбитражного судебного разбирательства относятся лица, участвующие в деле, а также их представители и содействующие осуществлению правосудия лица - эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.

Ч.2 потерпевшими от преступления являются судьи, присяжные и арбитражные заседатели.

Объективная сторона преступления состоит в оскорблении участника судебного разбирательства, судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Оскорбление - это оценка личных качеств какого-либо участника судебного разбирательства, выраженная в непристойной, в не принятой в обществе форме. Оскорбление может выразиться в унизительном неприличном заявлении, например о непрофессионализме защитника, пристрастности судьи, грубости прокурора и др.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.



Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Статья 298.1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава

Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде

59. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания по осуществлению уголовного преследования.

Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК). Объективная сторона

преступления заключается в незаконных действиях — привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности. Это поведение состоит из двух действий: вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и предъявлении обвинения лицу. Преступление окончено с момента предъявления обвинения лицу.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. При этом обязательно наличие заведомости.

Субъектом преступления является следователь или лицо, производящее дознание.

Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 299 УК как обвинение лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, понятие которого дано в ст. 15 УК.

Незаконное освобождение лица от уголовной ответственности (ст. 300 УК). Объективная сторона

преступления заключается в незаконном освобождении подозреваемого (ст. 46 УПК) или обвиняемого (ст. 47 УПК) от уголовной ответственности и выражается в действии: вынесении постановления о прекращении уголовного дела или прекращении уголовного преследования (ст. 24, 27 УПК). Незаконность освобождения означает отсутствие уголовно-правовых или уголовно-процессуальных оснований освобождения лица. Преступление окончено в момент вынесения постановления.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

Субъект — специальный: прокурор, следователь, лицо, производящее дознание.

Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК). В статье содержатся признаки составов трех самостоятельных преступлений.

Объективная сторона незаконного задержания (ч. 1 ст. 301

УК) выражается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Основания и порядок задержания лица регламентируются нормами УПК (ст. 91–92, 94) и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».


Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания или следователем на срок не более 48 часов с момента задержания лица по подозрению в совершении преступления. Задержать можно лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет, при наличии оснований, предусмотренных ч. 1–3 ст. 108 УПК. О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания, следователь составляет протокол задержания (ст. 92 УПК). Незаконным является задержание, совершенное при отсутствии перечисленных оснований для его применения или с нарушением процессуального порядка (например, без составления протокола задержания). Преступление окончено в момент фактического задержания.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Необходимо наличие заведомости.

Субъект преступления — специальный: следователь или лицо, производящее дознание.

Объективная сторона заведомо незаконных заключения под стражу или содержания под стражей (ч. 2 ст. 301 УК) состоит в незаконном лишении свободы лица. Согласно ст. 108 УПК заключение под стражу применяется по постановлению судьи в качестве меры пресечения по делам о преступлении, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 108 УПК). Не

применяется такое заключение в случаях, установленных ч. 11 ст. 108 УПК, к лицам, совершившим экономические преступления.

Незаконное содержание под стражей состоит в нарушении сроков, установленных законом (ст. 109 УПК), а также, когда такое содержание осуществляется при отсутствии оснований. Момент окончания определяется особенностями каждой разновидности преступления: он связан либо с помещением под стражу, либо с незаконным характером содержания под стражей.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Обязательно наличие заведомости незаконности действий виновного.

Субъектом незаконного заключения под стражу является судья.

Субъектом незаконного содержания может быть и должностное лицо места содержания под стражей.

Квалифицирующий признак, предусмотрен в ч. 3 ст. 301 УК, — тяжкие последствия (самоубийство потерпевшего и др.).


Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК). Потерпевшие 

подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт и специалист.

Объективная сторона преступления заключается в принуждении потерпевших к даче показаний, а эксперта, специалиста — еще и к даче заключения путем угроз, шантажа или иных незаконных действий. Угроза может означать обещание

применить физическое насилие (связать, ударить). Шантаж — угроза огласить позорящие лицо сведения. К иным незаконным действиям можно отнести обман лица, связанный с введением последнего в заблуждение по поводу наличия обязанности давать показания, использование незаконных методов и приемов ведения допроса (например, в состоянии гипноза). Преступление является оконченным с момента совершения действий, принуждающих к даче показаний или заключения.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления как специальный (следователь или лицо, осуществляющее дознание), так и общий: любое лицо, принуждающее с ведома или молчаливого согласия следователя либо дознавателя (например, лица, проходящие практику в органах следствия, дознания, и др.).

Квалифицирующим признаком преступления является применение насилия, издевательств или пытки к допрашиваемому (ч. 2 ст. 302 УК). Насилие не охватывает причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Издевательство — особый унизительный вид обращения, глумление над личностью. Понятие пытки дано в примечании к ст. 117 УК.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304

УК). С объективной стороны преступление является специальной разновидностью фальсификации доказательств. Провокация взятки или коммерческого подкупа представляет собой действие в виде «попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг имущественного характера» должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции, без их согласия. Провокация означает умышленное создание условий, которые вынуждают потерпевшего совершить желаемые для провокатора действия. Преступление является оконченным с момента попытки передать вознаграждение. При этом согласия на совершение подобных действий потерпевший не дает (см. п. 32–34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).