Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективная_сторона'>Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — специальный: представитель власти, государственный служащий, муниципальный служащий, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или некоммерческой организации.

61. Общая характеристика преступлений против порядка управления.

Эти преступления объединяет общий объект преступного посягательства – порядок государственного управления. 1) ст. 317 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа – объективная сторона: совершение активных действий (посягательство на жизнь сотрудника милиции, военнослужащего или его близких для воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка). Субъективная сторона: прямой или косвенный умысел. Цель: воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка. Мотив: месть за такую деятельность. Субъект преступления: лицо с 16 лет. Если преступление совершил подросток от 14-16 лет, то он будет отвечать за преступления против личности. Квалифицирующие признаки: применение насилия, не опасного для жизни и здоровья; угроза его применения в отношении представителя власти, его близких в связи с исполнением им служебных полномочий. 2) ст. 321 - Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: учреждения, обеспечивающие изоляцию от общества – это учреждения по исполнению уголовных наказании в виде ареста, лишения свободы, исполняющие меру пресечения в виде заключения под стражу. Объективная сторона: угроза применения насилия в отношении сотрудника мест лишения свободы или места содержания под стражей. Субъективная сторона: прямой умысел, включающая мотив и цель. Субъект преступления: лицо, содержащееся в исправительном учреждении или СИЗО, с 16 лет. Лица от 14-16 лет подлежат уголовной ответственности за преступления против личности. Квалифицирующие признаки: в отношении сотрудника места лишения свободы в связи с исполнением им служебных полномочий. 
Особоквалифицированный состав: группа лиц; применение насилия, опасного для жизни и здоровья. 3) ст. 328 Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Непосредственный объект: государственные и общественные интересы по обеспечению законного порядка призыва на военную и альтернативную гражданскую службу. Субъект: специальный. Субъективная сторона: прямой умысел. 4) ст. 329 Надругательство над государственным гербом и флагом РФ – объект: общественные интересы по защите государственной символики. Субъект: общий. Субъективная сторона: прямой умысел (на почве хулиганства, политических и расовых побуждений). Законодатель не предусмотрел состава «Надругательство над гимном РФ» - пробел, переписка с УК РСФСР.

62. Преступления, посягающие на нормальную деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных, контролирующих органов и мест лишения свободы или содержания под стражей.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)

Данной нормой предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного орга­на, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности этих лиц по охране общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Это наиболее опасное из всех преступлений, на­правленных против порядка управления, которые включены в гла­ву 32 УК. Повышенная опасность рассматриваемого преступления определяется его объектом. Более того это преступление посягает на два непосредственных объекта: на нормальную деятельность со­трудников правоохранительных органов и военнослужащих по ох­ране общественного порядка и обеспечению общественной безопас­ности, а также на жизнь этих лиц и жизнь их близких.

Объективная сторона данного преступления выражается в посягательстве на жизнь

сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство. В настоящее время такое понимание посягательства на жизнь является общепризнанным и оно полностью применимо к составу преступления, предусмотренного ст. 317 УК

Признание того, что посягательство на жизнь лиц, указанных в ст. 317 УК, может выразиться не только в убийстве, но и в поку­шении на убийство этих лиц, означает, что рассматриваемое пре­ступление в отличие от убийства как преступления против личности (ст. 105 УК) считается оконченным с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Это свидетельствует об особом значении, которое придает законодатель борьбе с указанным преступлением.

Если преступление, направленное против жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, имело своим последствием причинение потерпевшим вреда здоровью, то независимо от его тяжести все содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 317 УК. Применение статей 111, 112, 115 УК в таких случаях будет излишним, так как причинение вреда здоровью в данном случае является лишь одним из способов совершения более тяжкого преступления - посягатель­ства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослу­жащего или их близких.

В практике могут встречаться случаи приготовления к убий­ству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Например, приготовление будет в действиях лица, ко­торое приобрело пистолет для убийства работника милиции из мес­ти за его активную работу по охране общественного порядка. Вви­ду того, что при приготовлении к убийству нет еще непосредствен­ного посягательства на жизнь потерпевшего, случаи приготовления к убийству не охватываются понятием «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких и квалифицируются по ст.ст. 30 и 317 УК (в приведенном выше примере в действиях виновного лица содержится также состав преступления, предусмотренного ст. 222 УК).

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего квалифицируется по ст. 317 УК толь­ко при том условии, если оно 
направлено на воспрепятствование их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспе­чению общественной безопасности или совершено из мести за такую деятельность.

К деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в частности, относится: несение ими по­стовой или патрульной службы на улицах и в общественных мес­тах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, ми­тингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. При этом ответственность по ст. 317 УК наступает независимо от того, находится сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению, нарушений общественного порядка или пресечению преступления.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего может быть совершено как во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Однако для квалификации по ст. 317 УК требуется установить, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего совершено по по­воду их деятельности по охране общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь указанных лиц не связано с их деятельностью по охране обществен­ного порядка и обеспечению общественной безопасности, то оно дол­жно квалифицироваться по соответствующим статьям УК о преступ­лениях против личности.

При применении ст. 317 УК необходимо также иметь в виду, что в диспозиции этой статьи говорится о воспрепятствовании за­конной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь этих лиц было направлено на воспрепятствование незаконной их деятель­ности, то вопрос об ответственности виновных решается с учетом признаков фактически совершенных действий, а также требований статей Уголовного кодекса, определяющих условия правомерности необходимой обороны и крайней необходимости (статьи 37 и 39 УК).

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Умыслом виновного охваты­вается, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Если по обстоятельствам дела виновный не знал, что он посягает на жизнь указанных в ст. 317 УК лиц, то совершенное им преступление должно быть квалифици­ровано по статье главы 16 УК, предусматривающей ответственность за убийство. Для квалификации совершенного преступления по ст. 317 УК требуется установить наличие у виновного прямого умысла, направленного на лишение жизни потерпевшего, посколь­ку в законе говорится о специальной цели и мотиве совершения данного преступления. В качестве необходимого признака состава этого преступления закон предусматривает цель воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общест­венного порядка и обеспечению общественной безопасности.


Одним из альтернативно необходимых признаков посягатель­ства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослу­жащего или их близких является также мотив - месть за деятель­ность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности. Наличие такого мотива законом предусмотрено как альтернатива рассмотренной выше цели.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких может быть совершено в связи с тем, что они делали замечания, задерживали за нарушение общественного порядка или пресекали преступные действия самого виновного лица либо его родственников, близких, знакомых и т.п. Вместе с тем состав рассматриваемого преступления будет в действи­ях и такого лица, которое совершает посягательство на жизнь со­трудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких только за то, что эти лица по роду своей службы принимают участие в охране общественного порядка и в обеспечении обще­ственной безопасности. Для состава преступления, предусмотренно­го ст.317 УК, не требуется, чтобы потерпевший применял меры воз­действия к виновному либо к его близким, знакомым и т.д. Необходимо лишь установить, что посягательство на жизнь сотруд­ника правоохранительного органа, военнослужащего или их близ­ких было совершено из мести за деятельность указанных лиц по ох­ране общественного порядка и обеспечению общественной безопас­ности.

Неосторожное причинение смерти сотруднику правоохрани­тельного органа, военнослужащему или их близким должно квали­фицироваться по ст.109 УК, потому что в таком случае не может быть речи об указанной цели и мотиве совершения преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Действия лиц от 14 до 16-летнего возраста, совершивших посягательство на жизнь сотрудника право­охранительного органа, военнослужащего или их близких, должны квалифицироваться по п.”б” ч. 2 ст. 105 УК.

По отношению к ст. 105 УК, которой предусмотрена ответствен­ность за умышленное убийство, ст. 317 УК является специальной нормой. При конкуренции общей и специальной норм должна применяться специальная норма, то есть ст. 317 УК. Вместе с тем пре­ступление, предусмотренное ст. 317 УК, по ряду признаков отлича­ется от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК, которая по отношению к ст. 105 УК также является специальной нормой. От­личие проводится главным образом по