Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
клиентов и получению нужной прибыли. Изменения любого рода из сил «микросреды» обычно требует того, чтобы компанией было пересмотрено собственное место в отрасли и на рынке. Достаточный уровень привлекательности отрасли не означает, что любого рода компания в ней будет получать одинаковый размер прибыли. Компании должны так применять собственные компетенции ключевого характера, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить сумму прибыли больше, чем в среднем по данной отрасли. В качестве хорошего примера выступает рынок авиаперевозок пассажиров. В отрасли, где уровень рентабельности является достаточно низким, находятся компании, которые за счет бизнес- моделей уникального характера, получают сумму прибыли несколько выше, чем в среднем по данной отрасли. Это важно в условиях жесткой конкуренции [5].

Согласно маркетинговой классификации выделяют такого рода виды конкуренции:

• конкуренция функциональная – основывается она на том, что одну и ту же потребность покупателя можно по-разному удовлетворить;

• конкуренция видовая представляет собой конкуренцию между одинаковыми товарами, однако которые являются различными по оформлению;

• конкуренция предметная представляет собой конкуренцию между аналогичными товарами, однако которые различаются по характеристикам качественного характера и по степени притягательности марки;

• конкуренция ценовая представляет собой уменьшение цены, которое влечет за собой рост продаж и ведет к расширению рынка сбыта. Бывает двух типов: скрытая (фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало) и открытая (фирмы широко оповещают о снижении уровня цен на выпускаемые на рынке товары);

• продажа по цене конкурента собственного товара;

• уменьшение уровня цены потребления товара;

• добросовестная (определенного рода условия идеального характера, которые способствуют достижению лучшей экономической эффективности) и недобросовестная конкуренция (нарушение правил и норм конкуренции общепринятого характера):


• антиреклама товаров конкурентов;

• производство товаров-имитаторов (иначе говоря - подделка) [6].

Конкурентоспособность предприятия - это характеристика, которая показывает разницу развития конкретной компании от развития конкурентных компаний по удовлетворению товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. В данном определение, акцент сделан на удовлетворенности клиентов товарной продукцией, которую выпускает компания при определенном конкурентном уровне издержек [7].

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта это реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары (услуги), которые являются более качественными, привлекательными по цене для покупателей, по отношению к аналогичным товарам (услугам) его основных конкурентов [8].

Конкурентоспособность определяется и оценивается только посредством сравнительных характеристик компаний, производящих аналогичную продукцию на территории, где осуществляют финансово -хозяйственную деятельность эти предприятия.

Применительно к маркетингу, конкурентоспособность представляет собой относительную оценку потенциальной способности предприятия успешным образом конкурировать на рынке за платежеспособный спрос ограниченного свойства. При этом можно вести речь о конкурентоспособности отдельно взятых продуктов или фирмы, в общем.

В реальной действительности, конкурентоспособность фирмы и производимых ею продуктов тесным образом переплетены. К примеру, низкая конкурентоспособность продукта может быть компенсирована конкурентными преимуществами самой фирмы (в виде использования для

продукта достаточно популярного бренда, либо очень эффективных каналов сбыта), при этом обеспечивая коммерческий успех на определенном рынке, и наоборот [9].

Конкурентоспособность имеет три основные составляющие.

Первая составляющая связана с самим товаром и заключается в его качестве. Вторая, с финансовой частью продажи и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Третья является специфичной и отражает те характеристики, которые могут быть восприняты потребителем, как индивидом, так и членом определенной социальной группы или команды (примером являются фанаты определенного клуба, которым не продашь футболки иных клубов).

Потребитель является главным оценщиком продукции. Из этого можно сделать вывод, что в современных рыночных условиях все элементы конкурентных преимуществ товара или услуги должны быть очевидны вероятному покупателю, чтобы у него не возникникло никакого сомнения в характеристиках товара. Когда маркетологи формируют "комплекс конкурентоспособности", в продвижении необходимо учитывать психологические особенности и уровень интеллекта потребителей, а так же другие особенности личностного характера потребителя.

Конкурентоспособность это не тот показатель, размер которого можно вычислить для себя и для основных конкурентов, а потом одержать победу. Прежде всего это философия работы в условиях рынка, ориентирована на:

  • осознание тенденций и нужд потребителя

  • текущее состояние и тенденций развития рынка

  • окружающей среды и ее тренды

  • поведение и перспективы основных конкурентов

  • умение создать такой товар и так представить его потребителю, чтобы он выбрал именно этот товар, а не продукцию оппонента.


Таким образом, возможно предложить следующее заключение: организация может результативно работать на рынке в том случае, если она способна противодействовать давлению конкурентных сил, применяя собственные конкурентные достоинства, а, следовательно, и, увеличивая конкурентоспособность.

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации

Факторы конкурентоспособности это явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации, вызывающие изменение размера затрат, в последствии сказывающиеся на изменение уровня конкурентоспособности. Данные факторы могут оказывать воздействие на трансформацию конкурентоспособности организации как в одну, так и другую сторону.

Факторы конкурентоспособности предприятия подразделяются на внешние, проявление которых вне большой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством предприятия.

Под внешней средой предприятия понимаются все факторы и условия, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретного предприятия, но оказывающие или способны оказать воздействие на её функционирование [10].

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, можно выделить в несколько основных факторов [11].

1. Экономические факторы.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих
факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Что для одних предприятий представляется экономической угрозой, другие воспринимают как возможность.

2. Политические факторы.

Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение: какие различные партии, какое отношение у правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д.

3. Рыночные факторы.

Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного беспокойства для предприятия. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы предприятия. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.

4. Технологические факторы.

Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

5. Международные факторы.

Большинство крупных предприятий и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах могут подразумевать усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.