Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всего в Оренбурге функционирует 131 турагентство, которые являются конкурентами ООО «АЭРО-ТУР». В связи с этим можно отметить высокий уровень конкуренции в городе. Данные туристические агентства предлагают сходные турпродукты, однако каждое предприятие имеет свои специфические туры, например, предлагает уникальное туристское направление или страну. Основными конкурентами являются: «Планета туризма», «Азбука Отдыха», «Лидия Тур». Компании осуществляют деятельность на рынке города Оренбурга более 10 лет, располагают несколькими офисами продаж и большим штатом специалистов.

Проанализируем деятельность предприятий-конкурентов относительно их положения на рынке туристских услуг Оренбурга. Результаты анализа отражены в таблице 5.

Данные компании заслужили доверие потребителей – жителей г. Оренбурга, успешно пережили кризисные события отрасли. Так, конкуренцию среди туристических агентств г. Оренбурга можно оценить, как высокую.
Таблица 5 – Анализ деятельности предприятий конкурентов на туристическом рынке


Показатели

«ТУР КЛУБ»

«Азбука Отдыха»

«Планета Туризма»

«Лидия Тур»

Длительность работы на рынке, лет

12

13

23

17

Количество офисов продаж, шт.

4

2

1

2

Среднее количество единиц персонала, ед.

33

10

15

10

Вид туризма

Внутренний, выездной

Внутренний, выездной

Внутренний, выездной

Внутренний, выездной


Сайт является эффективным инструментом продаж. Первое, что привлекает на данном сайте – оформление и функционал. Во-первых, выдержан стиль компании, присутствует фирменный знак, преимущественные цвета – синий и оранжевый. Во-вторых, представлена полная информация о компании: адреса офисов, номер телефона, ссылки на социальные сети. Также на главной странице можно записаться к специалистам, который в дальнейшем подберет тур. На главной странице сайта действует поисковая система Tourvisor. С помощью данной системы посетитель сайта может самостоятельно найти интересующий тур и оплатить онлайн, а также сотрудники пользуются расширенным поиском, чтобы подобрать лучший вариант для туриста. На сайте можно найти информацию об актуальных акциях и выгодных предложениях. Раздел «Мой ТУР КЛУБ» подробно описывает правила программы лояльности, привилегии и правила зачисления или списания кэшбэка. На рисунке 9 изображена главная страница сайта «ТУР КЛУБ».


Рисунок 9 – Официальный сайт «ТУР КЛУБ» [19]
Потребители услуг туристического агентства оставляют отзывы на различных порталах. Представлено более 20 отзывов, 85 % являются положительными и отмечают профессиональную работу персонала, высокий уровень сервиса компании «ТУР КЛУБ». Кроме этого, более 50% отзывов свидетельствуют о том, что потребители обращаются в данной турагентство более двух раз, что говорит о повторных продажах.

Еще одной маркетинговой коммуникацией, которую в своей работе использует туристическая компания ООО «АЭРО-ТУР» является выдача клубных карт «Мой ТУР КЛУБ», изображенной на рисунке 10. Благодаря клубной карте можно приобретать туры по выгодным ценам, получать начисление бонусов на карту, позволяет участвовать в розыгрышах. Всего выдано 8 833 клубных карт.

Основные правила программы лояльности «Мой ТУР КЛУБ»:

– бонусы начисляются в размере от 1 до 8 % от суммы тура;

– кэшбэк начисляется только за покупку пакетного тура или наземного обслуживания;

– кэшбэк начисляется и списывается по правилам программы лояльности «Мой ТУР КЛУБ»;

– кэшбэк начисляется только после возвращения участника из поездки [19].

Данная программа лояльности была разработана в 2018 году. Позволяет участвовать в розыгрышах от компании и получать кэшбэк в зависимости от суммы покупки тура. Программа реализуется в виде выдачи клубных карт «Мой ТУР КЛУБ» с размером кэшбэка от 1 до 8 % со сроком действия 1 год, затем они аннулируются.

Рисунок 10 – Клубная карта «Мой ТУР-КЛУБ»
Анализируя внешнюю и внутреннюю среду деятельности ООО «АЭРО-ТУР», можно утверждать, что туристическая компания занимает устойчивую позицию на рынке туристских услуг города Оренбурга среди конкурентов. Благодаря многолетнему опыту работы в туризме, у компании сформировались проверенные поставщики и партнеры. Положительный имидж компании вызывает у потребителей доверие. Сеть туристических агентств «ТУР КЛУБ» успешно функционирует на рынке предоставления туристских услуг города Оренбурга.


2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия

Оценим конкурентоспособность туристической компании ООО «АЭРО-ТУР» по пяти балльной шкале. Экспертная оценка была проведена после изучения деятельности туристических компаний, их финансовой отчетности, отзывов клиентов о деятельности данных компаний.
Таблица 6 – Оценка конкурентоспособности по балльной шкале


Факторы конкурентоспособности

Конкуренты

«ТУР КЛУБ»

«Азбука Отдыха»

«Планета Туризма»

«Лидия Тур»

Цена продукта

5

3

5

4

Ассортимент услуг

5

5

5

5

Качество услуг

5

5

5

4

Продолжение таблицы 6


Факторы конкурентоспособности

Конкуренты

«ТУР КЛУБ»

«Азбука Отдыха»

«Планета Туризма»

«Лидия Тур»

Срок работы

2

3

5

4

Активность рекламной деятельности

4

3

4

2

Предложения по уникальным турам

4

4

5

5

Имидж

5

4

5

3

Расположение

5

4

4

3

Внешнее оформление туристической фирмы

5

4

4

4



Данная таблица послужила основой для построения многоугольника конкурентоспособности, который изображен на рисунке 11.


Рисунок 11 – Многоугольник конкурентоспособности
По итогам проведенного анализа оценки конкурентоспособности можно сделать вывод, что туристическая компания «ТУР КЛУБ» является не уступает конкурентам, а по некоторым показателям превосходит. Ежегодно компания отправляет на отдых 10 000 туристов. Компания неоднократно признавалась лидером по продажам туров как по России, так и по зарубежным направлениям. По этому показателю ООО «АЭРО-ТУР» занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе.

Для определения сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития ООО «АЭРО-ТУР» был проведён SWOT-анализ, результаты которого представлены в таблице 7.
Таблица 7 – SWOT-анализ деятельности ООО «АЭРО-ТУР»


Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

1 открытие филиалов компании;

2 освоение новых направлений;

3 удовлетворение запросов различных слоев населения.

Угрозы

1 наличие сильной конкуренции;

2 снижение платежеспособности населения, как следствие кризиса;

3 сезонность.

Сильные стороны

1 многолетний опыт работы компании на туристическом рынке г. Оренбурга;

2 высокий профессионализм специалистов;

3 надежные отношения с туроператорами;


Силы и возможности

1 привлечение новых клиентов через социальные сети;

2 расширение базы постоянных клиентов, благодаря высокому качеству услуг

Силы и угрозы

1 профессионализм сотрудников не влияет на изменения во вкусах потребителей;

2 сбои в качестве услуг туроператоров;


Сильные стороны

Силы и возможности

Силы и угрозы

4 широкий ассортимент предлагаемых услуг;

5 положительный имидж компании для потребителей.

3 высокий профессионализм специалистов позволит ослабить позиции конкурентов;

4 проведение рекламных кампаний;

5 контроль качества.

3 высокий профессионализм сотрудников позволяет увеличить объем продаж туров.

Слабые стороны

Слабые стороны и возможности

Слабые стороны и угрозы

1 недостаточно эффективна рекламная политике;

2 отсутствие интенсивной маркетинговой деятельности.

1 увеличение затрат на рекламу;

2 снижение прибыли происходит за счет фактора сезонности.

1 совершенствование маркетинговых коммуникаций;

2 изучение запросов потребителей;

3 формирование новых каналов сбыта.



На основании проведенного SWOT–анализа ООО «АЭРО–ТУР» можно сделать вывод, что данная компания является одной из лидирующей в своем сегменте и регионе по продажам туристических путевок. Эффективное развитие предприятия зависит от ряда факторов, таких как: высокий профессионализм специалистов позволит ослабить позиции конкурентов, наличие финансовых результатов, формирование положительной репутации компании среди потребителей города Оренбург.

Влияние внешних факторов на определение собственной конкурентоспособности туристкой компания ООО «АЭРО–ТУР» позволит выявить PEST–анализ, в таблице 8 показан результат.
Таблица 8 – PEST–анализ ООО «АЭРО–ТУР»


Политические

Экономические

нестабильная политическая ситуация в мире;

временное закрытие границ для въезда туристов (приостановление авиасообщения и т.д.);

визовые режимы между многими странами;

меры поддержки со стороны государства во время кризиса (субсидии, налоговые каникулы, отсрочка по арендным платежам, снижение страховых взносов);

установление правил въезда в страны (HES-код, тест на COVID-19, вакцинация).

нестабильный валютный курс;

снижение покупательской способности;

отсутствие сбережений у значительной части населения;

повышение тарифов на транспортные услуги.

Социально-культурные

Технологические

формирование новых потребительских предпочтений (развитие видов туризма, интерес к внутреннему туризму); демографические изменения; аэрофобия;

страх части населения поездок за рубеж.

автоматизация деятельности туристических компаний для подбора туров,

бронирование средств размещений, авиа и ж/д билетов;

внедрение CRM-системы (ведение системы учета, клиентской базы, документооборот).


Итак, PEST–анализ ООО «АЭРО-ТУР» позволяет сделать вывод о том, что влияние факторов внешней среды оказывает сильное воздействие на предприятие. Наиболее значительное влияние на компанию оказывают политические и экономические факторы.

Подводя итог, по результатам анализа экономической деятельности предприятия, очевидно, что оно является платежеспособным и финансово-независимым. Несмотря на мировой кризис, а в туристической отрасли в частности, наблюдается положительная динамика роста важных показателей.