Файл: Доклад на одну из предложенных тем Ответ Предмет, методологическое значение этнопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1187

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обсуждение: - Посмотрите, есть ли одинаковые снежинки? Сколько их?
- Почему? Ведь говорили всем одинаковую инструкцию?

Вывод: каждый человек понимает информацию по-своему. По этому то и появляются конфликты. Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты.

Занятие № 2
Цель: Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.
1. Упражнение «Мостик»
Цель: Разминка, модель конфликтной ситуации.
Инструкция: Группа разбивается на 2 подгруппы и становиться на противоположных сторонах мостика. «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику около З-х метров, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2—3 «мостика».
Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее З метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5—10 см но можно обойтись и простой линией.
Обсуждение: Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше, оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.
2. Упражнение «Конфликтогены».
Цель: Перенесение теоретических знаний в настоящую жизнь.
Инструкция: Для каждой разновидности конфликтогена, необходимо вспомнить известные им ситуации, где их использование привело к конфликту.
· Незаслуженные и унизительные упреки.
· Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».
· Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
· Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.
· Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.

· Неуместная ирония, сарказм.
· Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар
Обсуждение: Используете ли вы сами эти методы? Какой чаще всего? С какой целью вы это делаете?

3. Тест «Самооценка конфликтности»
Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности.
Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.
Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.
1. Рветесь в спор 7 6 5 4 3 2 1 Рветесь в спор

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений 7 6 5 4 3 2 1 Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов 7 6 5 4 3 2 1 Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента 7 6 5 4 3 2 1 Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку 7 6 5 4 3 2 1 В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

Не уступаете в спорах 7 6 5 4 3 2 1 Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7 6 5 4 3 2 1 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?
50—60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.


30—50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
15—30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, не всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Менее 15 баллов — для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?
Занятие № 4
Цель: Познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.
1. Упражнение: «Толкачи»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, демонстрация сущности манипуляции.
Инструкция: Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь, стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3—4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы, как в однополых, так и в смешанных (мальчик—девочка) парах.
Обсуждение: Сообщить о том, что эта игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.
- Что помогло вам победить?
- Зависит ли победа от физических данных?
2. Дискуссия: «Что такое манипуляция».
Вопрос к вам: «Что такое манипуляция?».
• Манипуляция — это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до поры до времени оно скрыто от адресата.
• Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости.
Образно говоря, манипуляция — «игра на струнах души»- человека. Эти «струны» — его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаще всею используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность).
В следующем упражнение вы познакомитесь с некоторыми способами, которыми осуществляется манипуляция.
3. Упражнение: «Зигзаг».
Цель: Познакомиться со способами манипулирования, активизировать групповое взаимодействие подростков.

Инструкция: 1). Разделить участников на 4 подгруппы, каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие описание различных способов манипуляции.
2). Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5—7 минут).
3). Придумать подгруппой свой способ передачи полученной информации остальным подгруппам, это может быть сценка, песня, лекция, и т. д. Если возникнут вопросы, то на них тоже отвечает подгруппа (время работы 10 минут)
Раздаточные материалы.
Подгруппа 1
Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих.
• «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!
• «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75% избирателей. Выбор за вами!»
• «В нашей компании все уже пили пиво и “забивали косячок»! А тебе что, слабо»?
Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим; демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога»- или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

Подгруппа 2
Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!
• «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».
• «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»
• «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность “от- тянуться” перед началом учебного года!»

• Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»
Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа З
Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:
· Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.
· Ну ладно, давай задачку...
· Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».
· Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

Подгруппа 4
Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал “А”, скажи и “Б”». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах (Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:
- Ты мне друг?
- Конечно, друг!