Файл: Доклад на одну из предложенных тем Ответ Предмет, методологическое значение этнопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1185

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- А тогда решишь за меня задачку по алгебре?
- ??!
- Ну ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.
Обсуждение: Какими способами манипуляции вы пользовались? Вспомнились ли вам случаи когда вами манипулировали, и вы поддались на манипуляцию?

4. Дискуссия: «Как можно защититься?»
Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?
Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.).
А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек.
Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть.
· Прежде всего, разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.
· Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его – что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел этот разговор именно сейчас и т. п.
· Использовать прием «заезженная пластинка» - раз за разом повторяя свою позицию, не вступая в пререкания.
· Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить подумать, посоветоваться с окружающими т.п.
5. Обратная связь. Что понравилось? Что нового узнали? Что не понравилось?
Занятие № 5.
Цель: Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга.

1. Упражнение: «Протяни на встречу руку»
Цель: Самовыражения, а также социометрическая нагрузка (расположение отпечатков на листе, их взаимные позиции).
Инструкция: Выкладывается лист бумаги формата А2 или А1, участники одновременно кладут на него свои ладони, каждый обводит контур своей ладони и раскрашивает свою часть получившегося рисунка. По желанию участников, можно не обводить контур, а намазать краской саму ладонь и отпечатать ее на бумаге.
Обсуждение. Где, чья рука? Что побудило расположить ее именно в этом месте листа и раскрасить таким образом?
2. Упражнение «Чепуха».
Цель: Осмысление данного тренинга и сбор информации, что для подростков в проделанной работе оказалось «эмоциональными доминантами».
Инструкция: Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом,
чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. п. Обратите внимание подростков, что отвечать на эти вопросы нужно «не вообще», а именно применительно к прошедшему тренингу. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.
Примерный перечень вопросов.
Кто?
Где?
С кем?
Чем занимались?
Как это происходило?
Что запомнилось?
И что в итоге получилось?
3. Групповая дискуссия «Шляпы».
Инструкция: Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий — бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, подгруппам дается 5—10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем тренинге с позиции доставшегося им цвета.
Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?
Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что — отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?
Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.
Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на тренинге, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.
Обсуждение: Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции “шляпы” другого цвета? Сейчас есть такая возможность».

4. Упражнение: «Пожелание».
Цель: Развитие навыка межличностного восприятия, апатии, наблюдательности.
Инструкция: Скажите своему соседу с лева, что он сделал на тренинге такого, что вам понравилось больше всего, или то, чему бы вы тоже хотели бы научиться. Задание выполняется по кругу начиная с ведущего.
Спасибо всем. До свидания!


Вопрос:

Разработайте рекомендации по управлению и разрешению

межэтнического конфликта.

Ответ:

. Логика построения и функционирования психологической модели

«комплиментарности» заключается в том, что первостепенной задачей является не вопрос

урегулирования и поиска компромисса между двумя сторонами, а постепенный, поэтапный,

и системный процесс нейтрализации межэтнической напряженности. Решение обозначенной

задачи предполагает разработку социально-психологических методов, приемов, направленных на урегулирование межэтнических конфликтов, но приоритетной задачей является

создание и поддержание «психологической модели комплиментрности» между народами,

не допуская ни в какой форме и ни на каком этапе развития негативных межэтнических

форм взаимодействия. Как показывает исторический опыт межэтнического взаимодействия, качества, ценности, которыми обладает одна сторона по принципу избыточности

или недостаточности компенсируются наличием или отсутствием их у другой стороны.

Трудолюбие, высокая работоспособность, выносливость и адаптивность, которые наиболее

ярко проявляются в характеристиках одной стороны, уравновешиваются компенсационными

качествами другой стороны, у которой отмеченные качества не являются доминирующими

и преобладающими в национально-культурном образе народа.

Социально-психологические, корректирующие методы

Важнейшими социально-психологическими методами, ориентированными на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:

1. «Метод согласия — предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных

противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают

друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

2. Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний — предполагает

выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему

практическое содействие.


3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству — при возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение

должного уважения к его личности.

4. Метод взаимного дополнения — предполагает опору на такие способности партнера,

какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной,

рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие.

5. Метод недопущения дискриминации людей — требует исключения подчеркивания

превосходства одного партнера над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий

между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто

используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме.

С точки зрения профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет несомненные преимущества, позволяя избежать появления таких негативных эмоций, как чувства

зависти, обиды, способных спровоцировать конфликтное противоборство.
Вопрос:

Прочитайте главу «Эмоции в разных культурах» в книге П. Экмана «Психология эмоций» и составьте конспект.

Ответ:

1. Цель исследования
«…Особая цель моих собственных исследований состояла в выработке профессионального умения читать и измерять проявления эмоций на лице. Обладая таким умением, я смог бы различать на лицах незнакомцев, друзей и членов семьи те нюансы, которые не замечают большинство людей, и благодаря этому я бы узнавал о них намного больше и вдобавок имел бы время для проверки своих идей с помощью экспериментов…»
2. Результаты межкультурных исследований выражений лица
«…Значительная часть того, что написано в этой книге, появилось под влиянием результатов моих межкультурных исследований выражений лица. Они навсегда изменили мой взгляд на психологию в целом и на эмоции в частности. Эти результаты, полученные в таких разных странах, как Папуа–Новая Гвинея, США, Япония, Бразилия, Аргентина, Индонезия и бывший Советский Союз, способствовали генерированию моих собственных идей о природе эмоций…»

3. Метод классификации жестов
«…Все мое внимание было приковано к движениям рук. Мой метод классификации жестов позволял различать невротически и психотически депрессивных пациентов и оценивать, насколько улучшилось их состояние после лечения…»
4. Метод измерения движений лица
«…Четверть века спустя, когда я разработал метод измерения движений лица, я вернулся к кинопленкам, на которых были сняты эти пациенты, и сумел сделать важные открытия, описанные в главе 5…»
5. Два благоприятных события в 1965 году
«…Я не думаю, что в 1965 г. я перевел бы фокус моих исследований на изучение выражений лица и эмоций, если бы не два благоприятных события. Во–первых, Агентство передовых исследовательских проектов (АРМА) при министерстве обороны США выделило мне грант на исследование невербального поведения в разных культурах. Я не претендовал на получение этого гранта, но в результате разразившегося скандала главный исследовательский проект APRA (фактически служивший прикрытием для поддержки повстанцев в одной из южных стран) был прикрыт и выделенные на него деньги необходимо было потратить где–нибудь за рубежом на проведение исследований, неспособных вызвать никаких подозрений. По счастливому стечению обстоятельств я оказался в нужный момент в кабинете того человека, который должен был потратить эти деньги. Он был женат на уроженке Таиланда и находился под впечатлением от того, насколько отличались ее невербальные коммуникации от тех, которые были привычны ему. По этой причине он хотел, чтобы я выяснил, что в таких коммуникациях является универсальным, а что характерным только для конкретных культур. Поначалу эта перспектива меня не обрадовала, но я решил не отступать и доказать свою способность справиться и с этой задачей. Я приступил к работе над проектом в полной уверенности в том, что выражения лица и жесты являются результатом социального научения и меняются от культуры к культуре, и так же считали те специалисты, к которым я первоначально обратился за консультацией: Маргарет Мид, Грегори Бейтсон, Эдвард Холл, Рэй Бердвистел и Чарльз Осгуд. Я вспомнил, что Чарльз Дарвин придерживался противоположного мнения, но был настолько уверен в его неправоте, что не дал себе труда прочитать его книгу, посвященную этому вопросу. Во–вторых, большой удачей оказалась моя встреча с Сильваном Томкинсом. Он только что написал две книги об эмоциях, в которых утверждал, что выражения лица являются врожденными и универсальными для нашего биологического вида, но не имел доказательств в поддержку своих утверждений. Я не думаю, что когда–нибудь прочитал бы его книги или встретился с ним самим, если бы мы оба одновременно не представили в один и тот же научный журнал наши собственные статьи: он — об исследовании лица, а я — об исследовании движений тела…»