Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Новосибирской области
Государственное казённое учреждение Новосибирской области
«Новосибирский институт мониторинга и развития образования»
Повышение качества управленческой деятельности
руководителей общеобразовательных организаций
(о результатах мониторинга эффективности
руководителей и инструментах управления
профессиональным развитием педагогических
работников и управленческих кадров)
Методические материалы
Новосибирск
2022

Составители:
Ловицкая
Юлия
Владимировна, научный сотрудник отдела информационно-аналитической работы ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»
Золотовицкая Юлия Юрьевна, руководитель группы «Аналитика»отдела информационно-аналитической работы ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»
Ответственный за выпуск: Соколова Л.М.
Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций
(о результатах мониторинга эффективности руководителей и инструментах управления профессиональным развитием педагогических работников и управленческих кадров) – Новосибирск: ГКУ НСО НИМРО, 2022. – 67 с.
В сборнике представлены материалы из опыта работы общеобразовательных организаций Новосибирской области и Республики
Алтай по вопросу повышения качества образования, преодоления негативных факторов и условий функционирования и развития общеобразовательных организаций.
Материалы предназначены для педагогических работников и управленческий кадров общеобразовательных организаций, слушателей системы дополнительного профессионального образования, специалистов муниципальных органов управления образованием.
Публикуются материалы в полном соответствии с предоставленными авторами материалами.

3
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..4
Пиотух Е.И.
Мониторинг эффективности деятельности руководителей школ: что
изменилось за год?.................................................................................................6
Золотовицкая Ю.Ю.
Профессиональное развитие руководителей как условие эффективного
управления общеобразовательных организаций..…………………..….….13
Минаева Е.В.
Система предпрофессионального образования в современной школе на
примере МАОУ ЦО «Развитие»………………….………………...…….….18
Рогачева С.М., Чуб Е.В.
Школьное методическое объединение как механизмпрофессионального
развитияпедагога……………………………….……………………………...21
Шмакова А.Д.
Новая школа: архитектура и содержание современного образования….26
Шишлянникова Т.О.
Повышение качества математического образования в МАОУ «Лицей
№ 9»…………….………………………………………………………………...36
Попова Н.Г., Белецкая В.А.
Методическая декада в лицее: организационно-содержательные
аспекты…………………………………………………………………………..39
Савельева А.А.
Эффективные модели наставничества как ресурс развития кадрового
потенциала образовательной организации…………………………………48
Кадышева А.А.
Лучшая управленческая практика наставничества по модели «учитель -
учитель»…………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………….68


4
Введение
Законом «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации закреплена за ее руководителем
1
. Должностные обязанности, требования к уровню квалификации руководителя образовательной организации закреплены приказом «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
2
Эффективность деятельности руководителей образовательной организации оценивается в соответствии с целями и задачами региональной управленческой системы по следующим направлениям: развитием внутришкольных механизмов обеспечения качества образования; формирование, подготовка и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
В Новосибирской области оценка эффективности руководителей образовательных организаций осуществляется в соответствии с приказом
Минобразования Новосибирской области от 24 мая 2022 года № 1041 «Об утверждении
Концепции управления качеством образования в
Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год» и является частью комплексной оценки механизмов управления качеством образовательной деятельности.
Данные мониторинга эффективности деятельности руководителей являются информационной основой для принятия управленческих решений на уровне региона по качеству профессиональной подготовки и управленческой деятельности руководителей образовательных организаций, позволяют выявлять руководителей с высокой эффективностью деятельности с целью распространения лучших практик, помогают определить управленческие проблемы и негативные тенденции.
При проведении мониторинга особое внимание уделяется эффективности деятельности руководителей отдельных групп школ: с низкими образовательными результатами, впервые назначенных руководителей. Для этих групп руководителей на разных уровнях управления образованием планируются меры поддержки.
Положительный опыт общеобразовательных организаций-участников мероприятий федеральных и региональных проектов представлен в сборнике материалов, где значительное внимание уделяется вопросам оценки качества образования, формированию системы локальных актов образовательной организации, обеспечивающих качество образование; представлены рекомендации по разработке программы управления качеством образования,
1
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.51.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a9a42a97d3c0b5eced65b7614ca638ff72376425/
2
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями)


5 организации работы по повышению качества образования с педагогами, обучающимися. Полезен и представленный опыт по организации системы предпрофессионального образования, методической работы в школе. А также опыт руководителя по разработке программы развития ещё строящейся школы.
Пособие предназначено руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, представителям муниципальных методических служб и органов управления образованием.

6
Мониторинг эффективности деятельности руководителей школ: что
изменилось за год?
Пиотух Е.И.,
начальник отдела информационно-аналитической работы
ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и
развития образования»
Ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации закреплена за её руководителем (Закон «Об образовании в Российской Федерации», п. 8, ст. 51). Эффективность деятельности руководителя образовательной организации определяется не только его профессиональной компетентностью, обеспечивающей выполнение функций руководителя, но и результатами деятельности образовательной организации.
В Новосибирской области на основании приказов Минобразования
Новосибирской области от 24.05.2022 № 1041 «Об утверждении Концепции управления качеством образования в Новосибирской области на период с
2022 по 2027 год», от 01.06.2021 № 1375 «О мониторинге эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области», от 25.11.2019
№ 2977 «Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области» проводятся:
– мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций;
– мониторинг реализации муниципальных «дорожных карт» по повышению эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций (далее – ОО).
Мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций (далее – мониторинг) является одним из инструментов управления качеством образовательной деятельности в регионе и проводится с 2019 года. Субъектом мониторинга выступают ОО
Новосибирской области, объектом мониторинга является деятельность руководителя ОО по созданию условий для осуществления образовательной деятельности и её результаты. Мониторинг проводился на репрезентативной выборке: генеральная совокупность представлена всеми общеобразовательными организациями, подведомственными министерству образования
Новосибирской области.
Анализируется информация федерального статистического наблюдения, региональных и муниципальных баз данных.
Анализ результатов мониторинга 2022 года зафиксировал (рисунок 1), что в целом по Новосибирской области результаты мониторинга


7 улучшились: увеличилась доля руководителей с высокой эффективность деятельности и уменьшилась – с низкой.
Рисунок 1– Динамика распределения ОО по группам эффективности
деятельности руководителей (2020, 2021 гг.)
Более половины руководителей ОО с высокой эффективностью зафиксировано в Барабинском районе, г. Бердск, г. Обь, Советском районе г. Новосибирска (рисунок 2). В этих районах по результатам мониторинга отмечена и положительная динамика/динамика без изменения эффективности деятельности руководителей.
Рисунок 2– Распределение ОО с высокой и средней эффективностью
деятельности руководителей по муниципалитетам (2020, 2021 гг.), %
Более четверти руководителей ОО с низкой эффективностью зафиксировано в Колыванском, Чистоозёрном, Коченёвском, Каргатском,
Венгеровском районах области, Кировском и Дзержинском районах г. Новосибирска. При этом в Колыванском, Коченёвском и Каргатском районах наблюдается и отрицательная динамика эффективности деятельности руководителей ОО.

8
Больше школ с высокой эффективностью деятельности руководителей отмечается в кластерах: «статусные ОО» и «сельские немалокомплектные и немалочисленные». В вечерних и открытых (сменных) ОО и в основных школах больше руководителей с низкой эффективностью. В городских средних и вечерних ОО фиксируем высокую долю ОО, в которых повысилась эффективность деятельности руководителя по сравнению с прошлым годом.
Большинство руководителей ОО в основном выстраивают свою управленческую деятельность в рамках создания условий для осуществления образовательной деятельности, в том числе для обучающихся с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, а также кадрового обеспечения образовательной деятельности, объективности проведения оценочных процедур и создания условий для базовой подготовки обучающихся.
Наблюдается повышение качества управленческой деятельности руководителей ОО (рисунок 3) по таким показателям, как создание условий для базовой подготовки обучающихся и объективность проведения оценочных процедур.
Рисунок 3 – Распределение ОО с высокой и средней эффективностью
деятельности руководителей по показателям (2020,2022 гг.), %
Как и в прошлом году, руководители ОО меньше оказывают внимание созданию условий для подготовки обучающихся на высоком уровне, условий для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, для индивидуализации обучения, профориентации и дополнительного образования. Однако, в кластерах «городские средние ОО» и «основные ОО» фиксируется положительная динамика эффективности деятельности по двум последним показателям.
Для повышения эффективности своей деятельности руководители ОО должны использовать результаты проведённого мониторинга, а также результаты других мониторинговых и оценочных процедур для развития


9 внутришкольных механизмов обеспечения качества образования в школе.
В рамках создания условий для базовой подготовки обучающихся и развития системы профилактики учебной неуспешности руководителям ОО очень важно совместно с учителями-предметниками продумать организацию адресного сопровождения неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся, в том числе по подготовке к проводимым оценочным процедурам.
Необходимо привести внутришкольную систему оценки качества образования в соответствие с критериями оценки внешних оценочных процедур. Системная работа также должна быть направлена на повышение мотивации обучающихся к обучению, в том числе с предоставлением различных возможностей для дополнительной подготовки обучающихся
(онлайн-платформы, сетевые сервисы и др.). Особое внимание нужно уделить и совместной работе с родителями/законными представителями неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся для развития у них интереса к обучению.
Школа должна обеспечивать не только условия для базовой подготовки обучающихся, но и предоставлять им возможности для высокого уровня подготовки. В этом направлении должна проводится работа по стимулированию педагогов для подготовки обучающихся не только на базовом уровне, но и на высоком, по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов на высоком уровне.
В рамках деятельности по созданию условий для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов руководителям школ необходимо обратить внимание не только на обеспечение условий для обучения и социализации вышеназванных детей, но и на предоставление возможностей общения с представителями школы родителей с ограниченными возможностями здоровья. Важно также продолжить работу по организации повышения компетентности педагогов по работе с обучающимися с ОВЗ и детьми- инвалидами.
При планировании управленческой деятельности посозданию условий для индивидуализации обучения, профориентации и дополнительного образования руководители школ по возможности должны учитывать запросы детей и родителей. Особое внимание в педагогическом коллективе должно уделяться повышению компетенций педагогов в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся, разработки для них индивидуальных образовательных маршрутов, организации углубленного/профильного изучения отдельных предметов. Можно и нужно использовать возможности ОО для получения лицензии на дополнительное образование детей и взрослых.
Руководители ОО для создания условий для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжидолжны эффективнее использовать возможности созданных в
Новосибирской области одноимённых муниципальных центров. А также обеспечить информационно- организационную-методическую поддержку обучающихся в участии в