Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
‒ высокая слаженность работы при осуществлении наставнической деятельности: взаимодополняемость и взаимозаменяемость ролей, которое основывается на доверии и партнерстве двух и более команд образовательных организаций.
Реализуя модель командного наставничества, мы руководствовались следующими принципами:
Принцип целесообразности –характеризуется нацеленностью на решение стратегических и тактических задач, стоящих перед современной школой, и максимальной адаптацией наставничества под цели и задачи учебного заведения.
Принцип включенности педагога в инновационную деятельность коллектива. Он предполагает включенность подопечных в методической и инновационной работе, их активность и самостоятельность. Педагог может развиваться не только как учитель, но и как коуч, тьютор, эксперт, методист, консультант, лидер. Весь процесс наставничества организуется в рамках командного обучения коллектива как новой модели методической работы, направленной на развитие готовности педагогов к новой практике образования и способности проектирования и организации учебно- воспитательного процесса на принципах системно-деятельностного и метапредметного подходов.
Принцип адресности и мобильности. Суть его – своевременность оказании методической поддержки педагогам, в практическом освоении методик и новых технологий организации деятельности, обучающихся «здесь и сейчас».
Принцип сочетание командного и индивидуального наставничества.
Наставничество педагогов осуществляется в рамках командного обучения, разработанного для всех уровней сотрудников в рамках стратегии развития учреждения и задач, стоящих перед ее отдельными исполнителями.
Модель командного наставничества предполагает сочетание различных моделей и форм наставничества. Выбор их определяется целями, экономичностью средств, усилий и времени и результативностью в приобретении и развитии педагогических умений.
Как один из элементов используется обновленная традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один»)– это взаимодействие между более опытным педагогом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Новый подход заключается в отборе и количестве наставников.
Речь идет о командном наставничестве, которое помогает в короткие сроки осуществить освоение новых приемов, инструментов, технологий обучения. Два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или несколькими подопечными по освоению новых способов обучения. Командное наставничество оказалось полезным в ситуации включения нового сотрудника, не имеющего опыта в педагогическом образовании, в инновационную деятельность школы с целью сохранения


55 1
• Диагностика готовности
2
• Обучение
3
• Методическое сопровождение внедрения
4
• Оценка результатов наставничества единого подхода в обучении. Наставниками при этом становятся педагоги, освоившие приемы, техники, инновационные технологии.
Еще одна форма наставничества – групповое наставничество, в которой один наставник работает с группой из нескольких подопечных одновременно. Непосредственное общение происходит периодически (один или два раза в месяц) по определенной теме. Цель группового наставничества
– освоение новых способов модернизации содержания и технологий или получение готовых, или разработка собственных рекомендаций по разрешению общих проблем, возникших в педагогическом процессе данной группы учителей.
Командные и групповые формы наставничества с успехом применяются, если подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития.
Таблица1.Компоненты деятельности модели наставничества по развитию компетентности педагогов

56
Модель наставничества в МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им. П.И. Оськиной»
I. Диагностика
готовности
Цели и задачи ОУ.
Общий прогноз результатов
Анализ актуальных
направлений в УВП
Распространение результатов
освоения модели
Анализ деятельности педагога
Мониторинг роста
педагогического мастерства
Технологическая подготовка
Адресная помощь
III. Методическое
сопровождение
Освоение новых способов
приемов, техник
Педагогический консалтинг
Проектирование индивидуального маршрута обучения
Методологическая подготовка
II.Обучение
Изучение дефицитов деятельности
педагогов и их запросов
IV.Оценка результатов
Разработка методических и
дидактических материалов

57
Приложение 1
Описание модели наставничества школы
1-ый компонент. Диагностика
Цель: определить степень готовности педагогов к освоению современных инновационных технологий в педагогической деятельности.
Результат – определение точек несоответствия учебного процесса, организуемого наставляемыми педагогами, требованиям обновленных ФГОС и разработка содержания их обучения, установление их причин (это и будут цели и задачи).
Для обеспечения объективной и всесторонней информации была разработана «Комплексная экспертиза педагогической деятельности»
(Приложение 2), включающая набор диагностических методик в виде анкет педагогов и учащихся, диагностический инструментарий оценки уровня профессиональной деятельности педагогов и «Индивидуальную программу профессионального роста педагогов» (Приложение 3) как механизма мониторинга способов организации процесса обучения, наблюдаемых как при посещении уроков наставниками, так и через самоанализ собственной деятельности.
В показатели уровней педагогической деятельности заложены элементы технологии смешанного обучения. Содержание уровней представлено элементами целостного педагогического процесса. Анализ собственной деятельности при заполнении карт профессионального роста, критерии, в которых оцениваются по показателям уровней педагогической деятельности, помогает педагогам выявить противоречия в собственной деятельности, осознать свою некомпетентность, приобрести «знание о своем незнании» и определить программу своих действий по освоению способов, позволяющих эти противоречия разрешить.
На этом этапе составляется индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой с учетом диагностики и потребностей самого педагога проектируется содержание и формы обучения.
Программа является как механизмом самоуправления своим образованием, так и механизмом саморазвития своего педагогического мастерства и отношения к себе, обучающемуся, содержанию и характеру взаимодействия с ним. Следует учесть, чем конкретнее определены действия
(совместные и индивидуальные наставников и наставляемых педагогов), тем результативнее протекает процесс наставничества.
Часто на этой стадии сотрудник в точности копирует действия своего наставника. Для того, чтобы выйти из рамок «копирования», выйти на уровень веры в себя, а затем и на творчество в своей деятельности, сначала локальном, а затем и системном, работнику нужно пройти обучение.


58
2-ой компонент. Обучение
Цель компонента: создать условия для освоения педагогами новых для них способов и средств педагогической деятельности и обеспечить им развитие творческой инициативы.
Ведущую роль в обучении играет продуктивная творческая деятельность, организуемая на основе принципа сочетания командного и индивидуального наставничества.
Обучение включает в себя два направления:
A. Методологическую подготовку.
B. Технологическую подготовку.
Методологическая подготовка осуществляется в рамках командного обучения через концептуальные и теоретические и семинары: «Педагогика эффективного смешанного обучения», «Технология смешанного обучения как основа продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесс»,
«
Внедрение и реализация цифровой образовательной среды в систему образования как необходимое условие создания пространства возможностей и гарантии качества образования
»
«Использование цифровых сервисов в образовательной деятельности» и пр.
Технологическая подготовка, заключающаяся в освоении современных образовательных технологий, техник, приемов обучения и воспитания, способов разработки различных авторских материалов и пр., эффективно производится как в командных, так и индивидуальных формах наставничества.
На этом этапе используются такие формы обучения как семинары, тематические консультации, тренинги, разработческие мастерские по подготовке методических, дидактических материалов к семинарам, педагогическим советам, к обеспечению учебно-воспитательного процесса, технологические практикумы по освоению техник работы с информацией, развитию логический умений; дискуссионные клубы, семинары, мастер- классы.
Выбор содержания и формы обучения определяется целью как планируемым результатом, выраженном в виде способа педагогической деятельности, приобретаемом подопечным, опредмеченном им в продукте педагогической деятельности, как-то: авторский курс, авторский мастер- класс, выступление на семинарах, конференциях, разработка урока и пр.
Результат данного этапа - изменение в смыслах и способах деятельности педагога, создание учебно-методических и дидактических продуктов, программно-методического обеспечения реализации программы школы
(проектов изучения тем, уроков, графических организаторов, рабочих тетрадей, конструкторов уроков, технологических карт и т.д.).


59
3-ий компонент. Методическое сопровождение внедрения
Цель: вывести наставляемых педагогов в позицию лидера освоения инноваций иоказать им своевременную помощь при практическом освоении нового опыта работы.
Основная функция – оказание методической помощи педагогам, сопровождение всех инноваций. Под инновациями мы предполагаем изменение всех структурных элементов уроков (этап целеполагания, этап освоение новых знаний, применение, контроль и оценка результатов деятельности с позиции активного использования инновационных технологий и цифровых ресурсов). При освоении инновации педагогам необходимо особое сопровождение, мобильное, так как эффективным является такое решение проблемы, которое осуществляется при ее возникновении.
На этом этапе осуществляется как индивидуальное, так и
командное наставничество. Для этого созданаконсультативная группа
изчисла опытных педагогов, как условие развития профессионализма
педагога.
В своей деятельности консультативная группа выполняет как консультационные функции, так и аналитические, и прогностические, предусматривающие разработку рекомендаций на освоение чего-то нового и необходимого именно для этого педагога.
Консультационная группа предполагает:
– оперативное реагирование на запросы и потребности педагогов;
– консультационные функции осуществляются на основе анализа личных затруднений педагога, осваивающего инновацию;
– рекомендации всегда адресные и конкретные, выводящие на выход из сегодняшней ситуации;
– рождение нового способа вытекает, что очень важно, из совместного поиска консультанта и консультируемого.
Консультационная деятельность строится на основе анализа реального уровня владения учителями способами педагогической деятельности.
Мониторинг деятельности педагогов, проведенный на диагностическом этапе организации наставничества, позволил выявить проблемы, потребности и запросы педагогов в проектировании и проведении мероприятий. Как было указано выше, мы организовали изучение этих затруднений двумя путями: мониторинг эффективности использования современных образовательных технологий на занятиях и диагностика затруднений через анкетирование.
Проанализировав посещенные занятия, пришли к выводу, что овладение новыми компетентностями необходимо обеспечить через сопровождение, построенное на основе принципов непрерывности и мобильности (решении проблемы при ее возникновении) и лучше всего, через взаимообучение, основной формой которого и стала консультативная группа.
Консультанты Консультационной группы выбираются из числа педагогов, быстрее других овладевших теорией и практикой организации


60 современного обучения и воспитания, способных к самостоятельной проработке теории вопроса, углубленной работе с понятиями, разработке содержания тематических консультаций и готовых поделиться своим опытом. Идеально, если каждый педагог побывает в роли консультанта.
Модель командного обучения позволила педагогам освоить новые позиции – консультанта, эксперта, аналитика, тьютора, тренера, методиста и пр. Все эти позиции присущи педагогу- наставнику.
Консультации проводятся адресно, в соответствии с проблемами в проведении занятий в системно-деятельностном режиме. Для действенной помощи консультант посещает и анализирует уроки совместно с педагогом.
Не констатация фактов, а выявления причин и перевод их в проблемы, творческий поиск новых эффективных приемов, методов, средств переводит обсуждение в творческий процесс, помогает предупредить собственные ошибки, освоить новый опыт.
Наиболее эффективными формами методического сопровождения наряду с теоретическими и практическими семинарами, тренингами, индивидуальными консультациями оказались следующие:
Тьюторство. Тьюторство в наставничестве направлено на развитие собственного потенциала учителя посредством применения личностно- ориентированных технологий.
Функции использования технологии тьюторства определяются в зависимости от индивидуальных особенностей личности учителя и его проблем в проектировании и организации педагогической деятельности. В практике наставничества взрослых мы выделили две следующие функции:
– развивающая функция. Тьютор помогает решить проблему развития личностного потенциала подопечного средствами освоения системно- деятельностных моделей обучения и разработки инновационных авторских материалов. Развитие – это стиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему самому объяснить, что, как и почему он будет делать. Он не дает готовых ответов, он только подталкивает к решению задач, предлагает обучаемому самому додуматься до него;
– компенсаторная функция, направленная на разрешение трудностей в установлении отношений с коллегами, обучающимися и их родителями, организации педагогического процесса и структурированием содержания учебного материала. Задача наставничества в этом случае - помочь учителю преодолеть несоответствие между его реальным уровнем готовности к эффективной педагогической деятельности и требованиями к ее процессу и результатам.
Мини (микро) семинары, которые проводятся по типу разработческих мастерских, суть их в совместных обсуждениях проблемных вопросов, разработке технологических карт и занятий, критерий оценок, разноуровневых заданий и других инструментов педагогической деятельности, преимущественно инновационных, направленных на организацию продуктивной деятельности.