Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
Прогностический этап. На данном этапе наставляемый и наставническая команда определяют цели взаимодействия, выстраивают отношениявзаимопониманияи доверия, определяют круг обязанностей, полномочий субъектов, выявляют профессиональные дефициты в умениях и навыках начинающего классного руководителя. При необходимости наставническая команда вносит дополнения либо изменения в ориентировочный план работы с наставляемым.
Практический этап. Разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого классного руководителя.
Продвижение отмечается в Дневнике самонаблюдения наставляемого и в Дневниках наставника. Основными формами и методами работы наставников и наставляемого являются консультирование (индивидуальное и групповое (если у одной наставнической команды 2 и более наставляемых и их профессиональные дефициты схожи)) и различные активные методы
(семинары, практические занятия, взаимопосещение классных часов, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Основные направления деятельности наставнической команды и наставляемого:
1. Выявление профессиональных проблем и
«образовательных запросов» молодого специалиста. Наставническая команда изучает и анализирует трудности классного руководителя (незнание документации, сложности во взаимодействии с родителями, трудности в общении с педагогами-предметниками, неумение владеть ситуацией в детском коллективе и т.д.) либо прогнозирует их, исходя из имеющегося опыта взаимодействия педагога с обучающимися и совместно с педагогом составляют индивидуальную траекторию профессионального развития
(опираясь на ориентировочный план работы).
2. Изучение нормативно-правовой базы.
Ведение школьной документации. Большая доля работы классного руководителя полежит тщательному документированию, соответственно, наставническая группа обучает наставляемого основному документообороту (план ВР в классе, журнал классных часов и внеурочной деятельности, журнал индивидуальной работы, документы по работе с учётными категориями и т.д.) и правилам работы с ним. Здесь наставники проводят индивидуальные консультации, групповые собеседования, семинары с приглашением специалистов воспитательной службы для более детального разъяснения особенно проблемных моментов в работе с документами, составляют кейс «Мои документы». Компетентность наставляемого в заполнении школьной документации отражается в качестве ведения Папки классного руководителя.
3. Моделирование воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности, планирование работы с родителями и др.). Как примеры деятельности


50 наставников и наставляемого по данному направлению это совместные мероприятия в классе, приглашение наставляемого на классные часы наставников, проекты беседы с родителями, решение кейсов по профилактике, работе с родителями, с администрацией школы, посещение семей на дому (как правильно), коллаборации «На пути решения проблемы»
(обсуждение насущной проблемы наставляемыми, опытными педагогами, специалистами узких направлений, наставническими командами), совместный подбор методических материалов (сценарии родительских собраний, тематика классных часов и пр.), квест-игра «К классному часу готов» (совместно с педагогом-организатором), игра «Экскурсионный маршрут» (спланировать организованные выезды с обучающимися), творческий семинар для классных руководителей «Мои профициты», где каждый наставляемый делится с коллегами тем, что умеет лучше всего, а, возможно, и лучше всех, стажировка у социального педагога «Профилактика, я тебя знаю» и т.д. Результатом деятельности в данном направлении будет качественно спланированная воспитательная работа с классом, отражённая в плане ВР.
4. Освоение современных технологий в области воспитания. Данное направление направлено на обогащение опыта, умения молодого классного руководителя использовать широкий арсенал современных методов и технологий воспитательной работы. В рамках данного направления организуется педагогическая мастерская по овладению компетенциями в области ВР, где педагогами-наставниками и/или приглашенными специалистами воспитательной службы школы проводятся мастер-классы по современным методам работы с различными категориями обучающихся, с родителями, по использованию цифрового контента, по возможностям внеурочной деятельности. Также наставниками для молодых классных руководителей подбираются семинары и вебинары воспитательной направленности, рекомендуются для прохождения курсы повышения квалификации в области воспитания (например, «Единыйурок.рф» предлагает два курса «Классное руководство, как особый вид педагогической деятельности», «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»).
5. Формирование позитивного имиджа педагога.
Деятельность наставников в данном направлении заключается в обучении наставляемого эффективным приёмам взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами, поддержанию высокой культуры педагогического общения и поведения. В данном направлении большая роль отводится решению педагогических ситуаций и тренингу коммуникативного роста (проводит педагог-психолог).
6. Мониторинг профессионального роста молодого специалиста.
Мониторинг проводится 3 раза в год (по итогу каждого триместра) путём анализа дневниковых записей наставляемого и наставников, промежуточным анализом ВР в классе, отмечаются положительные тенденции и пункты, по


51 которым не произошло никакого движения, соответственно, результатам мониторинга вносятся изменения в траекторию профессионального роста.
7. Итоги реализации программы. Итоги анализируются по истечению двух лет деятельности молодого специалиста в области воспитательной работы. Здесь предусмотрена подготовка творческого отчета наставнической команды и наставляемого по результатам совместной деятельности
(например, сборник «Советы по воспитанию», сборник сценариев классных часов по безопасности, проект программы по гражданско-патриотическому воспитанию в классе, проект экологического класса и т.д.).
Аналитический этап. Определение уровня профессиональной адаптации начинающего классного руководителя и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Данный этап представлен докладом наставнической команды перед администрацией школы после творческого отчёта.
Успешность деятельности по наставничеству напрямую зависит от заинтересованности педагогов, как наставнической команды, так и самого наставляемого. Помимо материального стимулирования деятельности наставников и стимулирования за высокое качество воспитательной работы в классе для наставляемого важную роль играют, так называемые, точки профессионального роста.
Для наставляемого это, прежде всего, развитие компетенций в области воспитания и социализации обучающихся, возможность принимать участие в профессиональных конкурсах, возможность распространять свой педагогический опыт, возможность стать наставником, и безусловно, возможность карьерного роста по горизонтали.
Для наставнической команды – повышение квалификации, анализ собственной педагогической деятельности, также возможность распространять собственный педагогический опыт и принимать участие в профессиональных конкурсах, возможность карьерного роста, как по горизонтали, так и по вертикали.
В чем же эффективность наставнической модели нашей школы? В соответствии определённым нами критериям, и это:
1. Успешность адаптации начинающего классного руководителя «Я хочу быть классным руководителем!».
2. Эффективное выполнение подопечным своих профессиональных обязанностей «Я могу быть классным руководителем!».
3. Очевидный профессиональный рост и развитие классного руководителя «Я могу поделиться знанием!».
4. Общее снижение текучести кадров «Я не могу бросить класс!» (в течение 2021-2022 учебного года движений в классном руководстве не отмечено, на конец учебного года состав классных руководителей, включая молодых, стабилен).


52
Лучшая управленческая практика наставничества по модели «учитель -
1   2   3   4   5   6   7   8

учитель»
Кадышева А.А.,
заместитель директора по УВР
МБОУ»Чаган-Узунская СОШ им. П.И. Оськиной»
Кош-Агачский район,
Республика Алтай
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим»
Чарльз Диккенс
Наставничество – это широко используемый метод передачи опыта, который использовался для передачи знаний от старшего поколения к младшему, направлен на сохранение жизненного уклада и был распространен еще в первобытном обществе. Наставниками становились уважаемые люди, обладающие богатыми жизненными 20 знаниями, умениями, навыками. В дальнейшем оно приобрело характер массового движения.
Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально- технических и психолого-педагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество.
Благодаря наставничеству возможно обеспечить профессиональный рост педагогов, в данном случае речь идет о наставничестве в системе «учитель – учитель».
Цель наставничества: обеспечить качественное освоение педагогами новых профессиональных компетентностей, необходимых для модернизации содержания и технологий образования.
Сложность реализации цели заключается в том, что учителю наряду с общепедагогической подготовкой, необходимо освоить новые современные требования к образованию, поэтому наставничество должно перевести его в новое качество, характеризующееся стремлением к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном профессиональном обучении.
Задачами формирования уникальных знаний, навыков и компетенций сотрудников в освоении инновационных технологий и цифровых ресурсов, являются:
– выявление дефицитов готовности педагогов к новой образовательной практике;
– создание образовательной среды, благоприятной для профессионального развитияирешениязадачреализацииФГОС;

53
– обеспечение педагогов необходимыми нормативными, информационно-методическимии дидактическими материалами;
– оказание помощи педагогу в освоении инновационных технологий, использовании цифровых образовательных ресурсов.
– развитие их потенциала, формирование поведенческих моделей, соответствующих целям развития организации.
Как же должен измениться процесс наставничества, чтобы обеспечить выполнение этих задач?
С создания условий по реализации командной модели наставничества началась деятельность в МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им.П.И. Оськиной»
(Приложение 1).
Командное наставничество – это разновидность универсальной технологии наставничества, позволяющая осуществлять передачу сложившегося опыта и необходимых знаний, формирование необходимых навыков, компетенций, метакомпетенций, ценностей в неформальном общении, которое основывается на доверии и партнерстве двух и более команд образовательных организаций. Определены два наставника
(тьютора), с четко определенными целями и задачами внедрения модели наставничества.
Наставляемыми являются группы школьных методических объединений.
Специфика деятельности команд наставников, а, следовательно, каждого их участника, заключается в том, что она реализуется одновременно в трех основных сферах – методической, проектной, профессиональной. Ключевое значение в деятельности участников командного наставничества заключается в передаче своего личного опыта, а не только имеющегося в теории и практике образования представления об этом опыте.
Команды наставников в общеобразовательной организации формируют и организуют свою деятельность на принципах командообразования, где каждый ее участник разделяет цели, ценности и общие подходы к совместной деятельности по освоению инновационных технологий
(«Технология
Смешанного обучения») и применению цифровых образовательных ресурсов (онлайн платформ), имеет взаимодополняющие компетенции, принимает на себя ответственность за конечные результаты.
Кроме того, в соответствии с принципами командного менеджмента в командах наставников осуществляется распределение полномочий посредством функционально-ролевой соотнесенности
(исполнение внутрикомандных ролей). Выделяются следующие характеристики команд наставников:
‒ единство цели;
‒ значительная автономность деятельности в процессе наставничества;
‒ следование общим правилам и оптимальное распределение функций и объемов работ при организации наставнической деятельности;