Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 3. в лицее формируется культ высокообразованного, творчески работающего учителя, и этот идеал, продвигаемый через систему методической работы, является ориентиром для большинства педагогов.
Система доплат служит дополнительным мотивирующим фактором в нашей работе.
Надеемся, что наш опыт и предлагаемые как образцы формы документов станут подспорьем методистам, заместителям директора, заведующим кафедрами при организации и проведении методических дней, недель, декад.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Экономический лицей»
П Р И К А З
от ___ февраля 202__ г.
№ ____
г. Новосибирск
О проведении методической декады
В соответствии с планом работы и по решению научно-методического совета в целях повышения методического мастерства педагогических работников ____ в условиях формирования новой педагогической культуры при внедрении профстандарта педагога,
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. С __ по ___ февраля с. г. провести методическую декаду на всех уровнях лицейского образования: начального, основного общего, среднего общего.
2. В рамках методической декады провести конкурс молодых педагогов
«Мой лучший урок»
3. Заведующим кафедрами ___________, __________, ____________,
___________, ____________, _____________, ____________, __________ составить графики открытых уроков методической декады и порядок их посещения учителями кафедры, представить графики на заседание научно- методического совета ______февраля с. г. для утверждения.
4. Зам. директора по УВР __________составить и передать на кафедры методические материалы для составления графика открытых уроков, проведения процедуры методического анализа, подведения результатов конкурса «Мой лучший урок» до 06 февраля.
5. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на зам. директора по УВР ______________.
Директор МБОУ ЭКЛ ________________

43
Приложение 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Экономический лицей»
П Р И К А З
от ____ февраля 202___ г.
№____
г. Новосибирск
О проведении конкурса молодых педагогов «Мой лучший урок»
В соответствии с планом работы и по решению научно-методического совета в целях повышения методического мастерства молодых учителей в условиях формирования новой педагогической культуры при внедрении профстандарта педагога, поддержки и поощрения наиболее успешных в педагогической практике учителей, распространения их опыта работы, повышения престижа педагогического труда.
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. С ____ по ____ февраля с. г. в рамках методической декады провести конкурс молодых педагогов «Мой лучший урок».
2. Заведующим кафедрами ____________, ___________, ___________,
____________, ____________, __________, ___________, ____________,
____________ обеспечить своевременное ознакомление участников конкурса от кафедр с положением о конкурсе, методическую и техническую поддержку в подготовке и проведении конкурсных уроков.
3.Утвердить жюри конкурса в составе:
–______________,директор МБОУ ЭКЛ, председатель жюри;
–______________,зам. директора по УВР, зам. председателя жюри;
–______________, зам. директора по УВР, член жюри;
–______________, зам. директора по УВР, член жюри;
–______________, зав. кафедрой филологии, член жюри;
–_______________, зав. кафедрой математики, физики, информатики, член жюри;
–_______________, зав. кафедрой начальных классов, член жюри;
–_______________, зав. кафедрой иностранных языков, член жюри;
5. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на зам. директора по УВР _______
Директор МБОУ ЭКЛ ________________


44
Приложение 3
Разъяснения по проведению методической декады
(для заведующих кафедрами)
1. Сроки методической декады: с ____ по _____202___ г.
2. Каждая кафедра составляет свой график проведения открытых уроков, представляет его в учебную часть к ______для составления общелицейского графика.
3. Уроки планируются с 9.10 до 16.00, по пятницам с 9.10 до 12.05.
4. Каждый учитель кафедры даёт 2 урока в соответствии с тематическим планированием и посещает 2 урока коллеги из своей или любой другой кафедры с заполнением технологической карты анализа урока.
5. Зав. кафедрами филологии и математики определить предварительную нагрузку в 5-х классах и организовать посещение уроков на параллели 4-х классов, соответственно зав. кафедрой начальных классов обеспечить посещение уроков в 5-х классах учителями 4-х классов.
6.Форма графика уроков:
График взаимопосещений уроков по предметным кафедрам
в рамках методической декады
____-______202__ г.
Дата Время Кабинет Класс
Ф.И.О. учителя, дающего урок
Предмет
Ф. И. О. посещающего учителя
6.После завершения методической декады зав. кафедрой составляет отчёт по форме и представляет его в учебную часть до ____ марта с. г.
7.По завершении декады кафедра в лице заведующего представляет для публикации на сайте лицея в разделе «Методические мероприятия» сценарные планы, технологические карты, методические разработки (на выбор) – по 1 от каждого учителя.
Формы и документы для проведения методической декады:
1. Разъяснения по проведению методической декады;
2. График взаимопосещений уроков по предметным кафедрам в рамках методической недели (форма);
3. Требования к уроку (памятка);
4. Технологическая карта анализа урока;
5. Форма отчёта зав. кафедрой по методической неделе.
Зам. директора по УВР ______________

45
Приложение 4
1   2   3   4   5   6   7   8

Требования к планированию урока по рекомендациям методистов
При реализации ФГОС учителю рекомендуется:
• составлять сценарный план учебного занятия;
• использовать разноуровневые дидактические материалы и/или интеллектуальную карту;
• организовать самостоятельную деятельность обучающихся (более половины времени урока: поиск и обработка информации, обобщение способов действия, постановка учебной задачи и т.д.);
• отдавать преимущество групповой и/или индивидуальной работе;
• использовать формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.;
• результатами обучения должны быть не только предметные, но и личностные, метапредметные, ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.
Оценивание:
– обучающие зачёты, коллективное проектирование, медленное продвижение к успеху для одних и работа по специальным опережающим программам – для других – и никогда не преследовать и не наказывать оценкой. При этом всегда знать и помнить, что низкая оценка, поставленная плохим, недобрым, безразличным учителем, портит жизнь детей, а любая оценка, выставленная любимым, добрым, настоящим учителем, всегда подвигает ребёнка стать лучше;
– обязательность чётких критериев в оценке разных видов работы:
– мотивация учебной деятельности.
Приложение 5
Отчёт
заведующего предметной кафедры по проведению методической декады
Наименование кафедры______________________________________________
Ф.И.О. заведующего кафедрой________________________________________
Количество учителей, проводивших уроки______________________________
Количество учителей, посетивших уроки_______________________________
Ф.И.О. учителей, не проводивших уроки, причины_______________________
Количество уроков, проведённых в рамках методической декады __________
Предметы, по которым проведены уроки_______________________________
Темы уроков (3-5): __________________________________________________
Классы____________________________________________________________
Полнота выполнения графика по кафедре (запланировано – выполнено)
__________________________________________________________________
Обобщённые выводы по результатам посещения уроков

46
Уровни качества учебного занятия
Количество уроков, соответствующих уровням недостаточный – менее 15 баллов критический – от 15 до 20 баллов оптимальный – от 20 до 25 баллов высокий – более 25 баллов
Дополнительные комментарии экспертов:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации экспертов_____________________________________________
Критерии, реализованные на уроках учителями кафедры наиболее успешно
(проставить
№№ по технологической карте анализа урока)
__________________________________________________________________
Критерии, реализованные на уроках учителями кафедры наименее успешно
(проставить №№ по технологической карте анализа урока) и будут рассматриваться как методические задачи кафедры в ___________учебном году, в т.ч. на уровне самообразования и повышения квалификации педагогов__________________________________________________________
Дополнительные комментарии заведующего кафедрой:
__________________________________________________________________
Эффективные модели наставничества как ресурс развития кадрового
потенциала образовательной организации
Савельева А.А.,
заместитель директора по ВРМБОУ СОШ № 129,
учитель-логопед ВКК, магистрант НГПУ
по направлению управления образованием
Исследования практики развития персонала в российских компаниях показывают, что эффективные организации рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы развития персонала, выдвигая на первый план задачи формирования уникальных знаний, навыков и компетенций сотрудников, развития их потенциала, формирования поведенческих моделей, соответствующих целям развития организации, повышения вовлеченности и инновационной активности персонала.
Неудивительно, что наставничество стало рассматриваться как ключевая стратегия и в управлении образовательными организациями. Вследствие чего появилась необходимость развития модели наставничества в каждом конкретном образовательном учреждении с учетом специфики как организации, так и педагогического коллектива


47
Наша школа, являясь партнерской площадкой ДТДиУМ «Юниор» по развитию детской одарённости, уделяет большое внимание вопросам не только детской одарённости, но и воспитанию и социализации обучающихся в целом.
Но проблема как воспитывать подростков стоит, пожалуй, не настолько остро, как то, кто будет их воспитывать. Не секрет, что учителей в школах не хватает, классными руководителями из них «по зову сердца» хотят быть лишь 30%. Появляется практика “двойного” классного руководства (два класса в разные смены). И, если раньше подобная практика считалась вполне приемлемой, то в настоящий момент, тот объём работы, который возложен на классного руководителя, редко кому удаётся качественно реализовать в двух (трёх) сопровождаемых классах.
Поэтому в нашей школе было принято решение назначать классными руководителями не только учителей-предметников, но и педагогов более узкой специализации. Стоит понимать, что данную группу педагогов не обучают «быть классным руководителем». Поэтому эта категория специалистов как никто другой нуждается в помощи наставника. При этом не будем забывать и о молодых специалистах, которым также нужно педагогическое сопровождение в вопросах воспитания и социализации обучающихся.
Именно данное направление и было выделено нами как инновационное в развитии наставничества. И, соответственно разработана модель наставничества как «Система наставничества в вопросах воспитания и социализации обучающихся».
Целью модели является методическое сопровождение педагогических работников, не имеющих или имеющих малое количество педагогического опыта в деятельности классного руководителя.
Собственно, методическое сопровождение представлено деятельностью по привитию молодым классным руководителям интереса к воспитательной работе, организации мероприятий, направленных на ускорение процесса профессионального становления классного руководителя, создание ситуаций самостоятельного и качественного исполнения возложенных обязанностей, развитию творческого отношения к выполнению обязанностей классного руководителя.
Сопровождение молодого классного руководителя осуществляется наставнической командой, подбираемой для каждого педагога индивидуально. Но преимущественный состав, примерно такой:
1. Заместитель директора по ВР (не входит в наставническую группу, но координирует ее деятельность) формирует наставнические группы, курирует деятельность наставнических групп на всех этапах, контролирует процесс адаптации педагога в деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, взаимодействует со всеми участниками модели, определяет необходимость подключения иных специалистов воспитательной службы.


48 2. Наставники (ментор и наставник-старший товарищ) прогнозируют работу с наставляемым, сопровождают наставляемого на всех этапах, реализуют вместе с ним все пункты плана, вносят корректировки в план при необходимости, ведут Дневники наставников.
3. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику (на входе), передаёт заключение заместителю директора по ВР для формирования наиболее подходящих наставнических групп, сопровождает педагога на протяжении всего периода становления и адаптации, оказывает необходимую психологическую помощь и поддержку, активно участвует в реализации плана наставников, помогает составлять и реализовывать задания, кейсы, педагогические ситуации, наблюдает за деятельностью педагога и реакциями обучающихся на деятельность начинающего классного руководителя.
4. Специалисты воспитательной службы (социальный педагог, педагоги- организаторы, педагог-библиотекарь и пр.) не являются частью наставнических команд и привлекаются по необходимости. Данные специалисты консультируют наставляемого по вопросам узкой направленности, помогают в работе с обучающимися и родителями, участвуют в подготовке и решении заданий для наставляемых, рецензируют деятельность молодого классного руководителя в рамках своей компетенции, предлагают корректирующие модели при необходимости.
5. Наставляемый – педагог, не имеющий опыта (или опыт менее 1 года) педагогической деятельности в области воспитательной работы с классом. В его обязанности входит прохождение психологического тестирования, взаимодействие с наставниками, специалистами, сопровождающими адаптацию молодого классного руководителя, директором образовательной организации, заместителем директора по ВР, психологом, разработка индивидуальной траектории профессионального развития (совместно с наставниками), самоанализ деятельности через ведение Дневника самонаблюдения начинающего классного руководителя.
Основная методическая деятельность в рамках данной модели наставничества делится на четыре этапа:
Подготовительный этап. На данном этапе заместитель директора по ВР формирует наставническую команду для наставляемого.
Для более эффективного подбора команды психолог школы проводит психологическое тестирование (Индивидуальный типологический опросник
ИТО Л. Собчика, тест «Большая пятерка», тест Кеттела (16-факторный опросник)) и определяет уровень мотивации педагога на работу в качестве классного руководителя, изучает особенности ЭВС, личностных качеств.
Исходя из результатов диагностики подбирается ментор и наставник- старший товарищ. Важно, чтобы педагоги подходили по темпо-ритму, у них имелись некие “точки схода”.
Далее наставническая команда и заместитель директора по ВР формируют ориентировочный план (без участия наставляемого).