Файл: Основные понятия урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Даты

Тема урока

Основные понятия урока

Сопутствующее повторение

Лаб. работы,

демонстрации

Оборудование к уроку

Д/з

МПС

Связь с ЕГЭ

п/п

в теме

ВВЕДЕНИЕ (1 час)








Предмет органической химии

(инструктаж по ТБ)

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные, синтетические органические соединения







Компьютер, проектор, интерактивная доска

§1, у.3

Биология




ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (6 часов)








Строение органических веществ

Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Химическое строение. Валентность. Структурная формула. Углеродный скелет










§2, у.2




А14








Изомерия. Виды изомерии

Изомерия, изомеры. Виды изомерии







Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§2 (c.18-21), у.8




А14








Гомология

Гомология, гомологи. Гомологический ряд. Гомологическая разность




Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений




§2, у.5




А14








Химическая связь в органических соединениях

(входная диагностика)

Электронные конфигурации атомов элементов малых периодов. Электронные конфигурации атома углерода в обычном и возбужденном состояниях. Ковалентная связь

Атомная орбиталь, ковалентная связь.







выучить записи в тетради

Геомет-рия

А14








Химическая связь в органических соединениях


Представление о пространственном строении молекул. Гибридизация, виды гибридизации










выполнить задания из тетради




А14








Классификация органических соединений

Углеводороды, функциональные группы







Таблицы по теме урока

с.183 (табл.)




А14, В1

ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (20 часов)








Природные источники углеводородов. Природный газ (Л1)

(инструктаж по ТБ)

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Практическое определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях

Правила работы со спиртовкой, химической посудой и реактивами

Л1. Определение элементного состава органических соединений

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Л.

§3 (с.23-25), у.1,5




А28








Углеводороды: классификация, номенклатура, изомерия (Л2)

(инструктаж по ТБ)

Углеводороды. Кратная связь. Правила номенклатуры углеводородов. Изомерия углеводородов




Л2. Изготовление моделей молекул углеводородов

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Л.

§3, у.7




В1








Алканы: строение и получение


Насыщенные углеводороды. Гомологи, гомологический ряд. Общая формула. Систематическая номенклатура. Линейные и разветвленные углеводороды. Способы получения

Изомеры, гомологи




компьютер, проектор, интерактивная доска

§3 (c.23-28), у.8




А18, В1








Алканы: физические и химические свойства, применение

Реакции замещения (галогенирование, нитрование), дегидрирования, изомеризации, термического разложения, горения




Д. Горение метана. Отношение метана к р-ру KMnO4 и бромной воде

DVD-диск с видеоопытами, компьютер, проектор, интерактивная доска

§3 (c.28-31), у.6,11




А15, В6








Решение задач по теме «Алканы»

Получение, свойства алканов. Расчетные задачи










§3, у.12




А15,18

В1,6








Алкены: строение и получение

Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, геометрическая, межклассовая изомерия. Номенклатура алкенов. Способы получения алкенов

Электронная конфигурация атома углерода, гибридизация, изомерия

Д. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§4 (c.33-35), у.4




А18, В1








Алкены: физические и химические свойства, применение (Л3)

(инструктаж по ТБ)

Физические свойства. Реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды), правило Марковникова, качественные реакции (взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия), полимеризация. Применение алкенов




Д. Отношение этилена к р-ру KMnO4 и бромной воде

Л3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах


Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л.

§4 (c.36-40), у.8,9




А15,29

В6








Решение задач по теме «Алкены»

Получение, свойства алкенов. Расчетные задачи










§4, у.2














Алкадиены

Строение, сопряженные двойные связи, химические свойства (галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризация), способы получения (дегидрирование, дегидратация спиртов)







Компьютер, проектор, интерактивная доска

§5, у.2




А15,18 В1,6








Каучук. Резина

Эластичность, каучук, резина, вулканизация, полимеризация диеновых углеводородов




Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§5 (c.43-44), у.4




А29








Алкины: строение, номенклатура, физические свойства

Кратные связи (тройные), sp-гибридизация, получение ацетилена (карбидный метод, разложение матана)

Электронная конфигурация атома углерода, гибридизация

Д. Получение ацетилена карбидным способом

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д., компьютер, проектор, интерактивная доска

§6 (с.47), задание в тетради, у.2,5

История

А18, В1








Алкины: химические свойства, применение и получение (Л4)

(инструктаж по ТБ)

Сходство с алкенами. Взаимодействие с водой (реакция Кучерова).

Алкены

Д. Отношение ацетилена к р-ру KMnO4 и бромной воде

Л4. Получение и свойства ацетилена

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л.

§6 (c.48-51), у.3,7




А15, В6








Арены: строение, получение, свойства, применение

Строение бензола (единая π-электронная система), физические свойства бензола. Получение бензола тримеризацией ацетилена, дегидрированием гексана и циклогексана, коксованием угля (обзорно). Реакции замещения (бромирование, нитрование) и присоединения (гидрирование, галогенирование).




Д. Отношение бензола к р-ру KMnO4 и бромной воде

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§7, у.4

История

А15,18 В1,6








Решение задач по теме «Алкадиены. Алкины. Арены»

Способы получения и свойства непредельных углеводородов










с.51 у.4, с.55 у.3




А15,18 В1,6








Природные источники углеводородов. Нефть (Л5)

(инструктаж по ТБ)

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе




Д. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов

Л5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л.

§8, у.4,7








ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (9 часов)








Амины


Амины, органические основания, аминогруппа, физические и химические свойства аминов

Неорганические основания, строение молекулы аммиака







§16, у.7




В1,8








Анилин

Фениламин (анилин), строение, свойства, применение

Функциональная группа, взаимное влияние атомов в молекуле

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§16, у.5,8




В8








Аминокислоты

Аминокислоты, гомологический ряд, изомерия, пептид, пептидная связь

Амфотерность, амины, карбоновые кислоты

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§17 (с.122-127), у.10,11




В1,8








Белки. Структура белков


Белки, функциональные группы в молекулах белков, первичная, вторичная, третичная структуры белка. Биологические функции белков

Полимеры







§17 (с.128-129), у.6

Биология











Химические свойства белков (Л14)

(инструктаж по ТБ)

Гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки, химический синтез

Гидролиз

Д. Растворение и осаждение белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Цветные реакции белков

Л14. Свойства белков

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Л. и Д.

§17 (с.130-133), у.7-9




А18, В8








Нуклеиновые кислоты

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК




Д. Модель молекулы ДНК

Модель молекулы белка, компьютер, проектор, интерактивная доска

§18, у.6-8, с.180 ПР№1














ПР№1. Идентификация органических соединений

(инструктаж по ТБ)

Правила ТБ при выполнении данной работы. Качественные реакции на органические вещества







Оборудование и реактивы – согласно перечню к ПР, табл. с инстр. по выполнению ПР и ТБ

повторить § §16-17




А19








Обобщение знаний по теме «Азотсодержащие соединения»

Обобщение и систематизация знаний об аминах, аминокислотах, белках, нуклеиновых кислотах










подготовиться к контр. раб., повторить §18




А18,19 В1,8








Контрольная работа №3
по теме «Азотсодержащие соединения»

Контроль знаний учащихся



















ТЕМА 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 часа)








Ферменты

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве




Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§19, у.3,4,6

биология











Витамины

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами




Д. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§20 (с.148-152), у.1-2

биология











Гормоны

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин




Д. Испытание аптечного препарата инсулина на белок

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§20 (с.153-154), у.7,8

биология











Лекарства

Лекарственная химия. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества




Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§20 (с.155-160), у.10,11

биология




ТЕМА 6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (7 часов)








Общая характеристика ВМС

Мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, синтез полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации

Полимеры, реакции полимеризации







выучить записи в тетради




А29








Искусственные полимеры


Получение пластмасс, термопластичные и термореактивные полимеры, отдельные представители пластмасс




Д. Коллекция пластмасс и изделий из них

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д.

§21, у.3,4,5,7




А29








Синтетические органические соединения (Л15)

(инструктаж по ТБ)

Виды волокон: искусственные и синтетические; лавсан, капрон, нитрон: свойства и применение




Д. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам

Л15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков

Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л.

§22, у.1-4, с.181 ПР№2




А29








ПР№2. Распознавание пластмасс и волокон

(инструктаж по ТБ)

Правила ТБ при выполнении данной работы







Оборудование и реактивы – согласно перечню к ПР, таблицы с инструкцией по выполнению ПР и ТБ

с.173 у.6-8




А28








Значение органических полимеров

Рассмотрение важнейших пластмасс, волокон, каучуков







компьютер, проектор, интерактивная доска

повторение














Обобщение и систематизация знаний по органической химии

Обобщение знаний по органической химии







компьютер, проектор, интерактивная доска

сообщение «орг.в-ва в моей жизни»














Итоговый урок

Обобщение знаний по органической химии





















Цели и задачи
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 часов)

Образовательные

1) повторить основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова, ее значение для развития науки

2) рассмотреть электронные конфигурации атома углерода в обычном и возбужденном состоянии, сформировать понятие о sp3-гибридизации и пространственном строении молекул

3) обеспечить в ходе урока знакомство учащихся с принципами классификации органических соединений по строению углеродной цепи и по функциональным группам и на этой основе дать первоначальный обзор основных классов органических соединений

4) продолжить формирование обобщенных умений и навыков: планировать ответ, работать с книгой, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста

5) совершенствовать предметные умения: планировать эксперимент, ликвидировать последствия химического эксперимента, общаться на языке химической науки, собирать и разбирать химические приборы, получать заданное вещество, доказывать наличие того или иного вещества, дать объяснение и оценку изучаемым химическим явлениям

Воспитательные

1) содействовать в ходе уроков реализации мировоззренческих идей: всеобщая связь и взаимосвязь между явлениями, причинно-следственные взаимосвязи между явлениями

2) продолжить формирование научной (химической) картины мира

3) содействовать трудовому воспитанию

4) способствовать решению задач валеологического, аксеологического, акмеологического характера, используя содержание материала

Развивающие

1) развивать у учащихся умения выделять главное, существенное, анализировать, сравнивать, логически последовательно и компактно излагать материал

2) развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроках эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу и т.д.), а также используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся


3) развивать познавательные способности, потребности и интересы учащихся, используя данные о применении изучаемых явлений и веществ в различных областях народного хозяйства, данные из новостей химической науки и т.п.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (20 часов)

Образовательные

1) сформировать более полное представление о гомологическом ряде, строении, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойства, получении и применении алканов, алкенов

2) сформировать представление учащихся о гомологическом ряде, строении, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойства, получении и применении алкинов, алкадиенов, циклоалканах, бензоле

3) познакомить учащихся с синтетическими и натуральными каучуками

4) рассмотреть взаимное влияние атомов в молекуле на примере толуола

5) продолжить формирование обобщенных умений и навыков: планировать ответ, работать с книгой, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста

6) совершенствовать предметные умения: планировать эксперимент, ликвидировать последствия химического эксперимента, общаться на языке химической науки, решать расчетную химическую задачу определенного типа, собирать и разбирать химические приборы, получать заданное вещество, доказывать наличие того или иного вещества, дать объяснение и оценку изучаемым химическим явлениям

7) рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза
Воспитательные

1) содействовать в ходе уроков реализации мировоззренческих идей: всеобщая связь и взаимосвязь между явлениями, причинно-следственные взаимосвязи между явлениями

2) продолжить формирование научной (химической) картины мира

3) содействовать трудовому воспитанию

4) способствовать решению задач валеологического, аксеологического, акмеологического характера, используя содержание материала

Развивающие

1) развивать у учащихся умения выделять главное, существенное, анализировать, сравнивать, логически последовательно и компактно излагать материал