Файл: Химикотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет  

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» 

Химико-технологический институт 

Кафедра аналитической химии 

 

Оценка _______________________ 

Руководитель курсовой работы 

Шалыгина Ж. В.

Члены комиссии ________________ 

_____________________________ 

Дата защиты ___________________ 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

к проекту по модулю «Аналитическая химия и ФХМА» 

п о теме: Анализ смеси серной и фосфорной кислот методом кислотно-основного титрования с визуальной и потенциометрической индикацией ТЭ.

 

 

 

 

 

 

Студент: Карелин М.Ю. ___________________ 

(ФИО) (Подпись) 

 

Группа: НМТ-211804

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2022 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет  

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 

Химико-технологический институт 

Кафедра аналитической химии 

 

Задание  

на выполнение проекта по модулю

«Аналитическая химия и ФХМА»

 

Студент Карелин М. Ю.___________________________________________ 

Группа__НМТ-211804____________________________________________ 

Специальность/направление подготовки _Химическая технология_______ 

 

  1. Тема курсовой работы 

Анализ смеси серной и фосфорной кислот методом кислотно-основного титрования с визуальной и потенциометрической индикацией ТЭ.


 

  1. Содержание работы, в том числе состав графических работ и расчетов 

Анализ смеси кислот. Теоретический материал о методах, используемых в работе. Описание экспериментальной части. Расчёты по данным эксперимента. Выводы. Список используемой литературы.

 

  1. Дополнительные сведения 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________

  1. План выполнения курсового проекта/работы 

Наименование этапов проектной работы

Сроки

Примечания

Отметка о выполнении

Проработка теории методов анализа

12–19 ноября

 

 

Выполнение эксперимента

9–23 декабря

 

 

Обработка результатов

23–25 декабря







Оформление пояснительной записки, доклада и презентации к защите

26–27 декабря

 

 


Руководитель ________________________/ __ Шалыгина Ж. В.

Задание принял к исполнению _____________ / _Карелин М. Ю.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
РЕЦЕНЗИЯ

на проект по модулю «Аналитическая химия и ФХМА»
Студента ______Карелин М. Ю. группы ___НМТ 21804__________

Тема курсовой работы: Анализ смеси серной и фосфорной кислот методом кислотно-основного титрования с визуальной и потенциометрической индикацией ТЭ

________________________________________________________________

Дисциплина _________ Аналитическая химия и ФХМА_________________

1. Соответствие результатов выполнения работы целям и задачам курсового проектирования результатам обучения по дисциплине

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Оригинальность и самостоятельность выполнения работы __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

3. Полнота и глубина проработки разделов __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Общая грамотность и качество оформления текстового документа и графических материалов ____________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

5. Вопросы и замечания

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Общая оценка работы _________________________________________________________________
Сведения о рецензенте:

ФИО _______________________________________________________________

Должность __________________________________________________________

Место работы ________________________________________________________

Уч. звание _______________________ Уч. степень ______________________
Подпись ________________ Дата _________________


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 7

1.Теоретическая часть 8

1.1 Объект анализа 8

1.1.1 Методы определения 8

1.1.2 Потенциометрическое титрование 8

1.1.3 Кислотно-основное титрование 11

2.Экспериментальная часть 14

2.1 Кислотно-основное титрование 14

2.1.1 Расчет стандартизации раствора NaOH по первичному стандарту H2C4H4O4 14

2.1.2 Как приготовить первичный стандарт H2C4H4O4 и стандартизировать NaOH 15

2.1.3 Определение H2SO4 и H3PO4 в анализируемом растворе. 16

2.2 Потенциометрия 18

2.2.1 Приготовление первичного стандарта H2C4H4O4 и стандартизация NaOH 18

2.3Эксперименты 19

2.3.1Эксперимент №2 19

2.3.2 Эксперимент №3 21

3.Сравнение результатов 2-х методов по F-критерию 24

3.1.Кислотно-основное титрование 24

3.2.Потенциометрия 25

4.Сравнение результатов двух методов по правильности 26

Статистическая обработка результатов 27

Вывод 29

Библиографический список 30


Введение


Аналитическая химия – это наука, развивающая теоретические основы химического анализа веществ и материалов и разрабатывающая методы определения химического состава вещества и его структуры (строения). Являясь частью химии, аналитическая химия способствовала открытию многих законов: сохранения массы веществ, постоянства состава, эквивалентов, действующих масс и др.

Аналитическая химия позволяет ответить на очень важные вопросы, которые интересуют не только химика, но и, как правило, любого человека:

1) Из чего состоит вещество?

2) Какие компоненты и в каких количествах входят в исследуемое вещество,

соединение, материал. Что и сколько? - два основополагающих вопроса

аналитической химии.

3) В какой форме находится нужный компонент в определенном веществе.

Для удобства применения аналитической химии были придуманы тысячи методов анализа. Наиболее общим образом все методы в аналитической химии можно подразделить на: химические, физические и физико-химические.

1)Химические методы основаны на проведении химических реакций между определяемым веществом и веществом-реагентом. Идентификация вещества в качественном анализе проводится по возможности протекания реакции с данным реагентом, а количественный анализ – по количеству вещества реагента, пошедшего на реакцию.


2)Физические методы основаны на регистрации какого-либо физического параметра, связанного с наличием или количеством определяемого вещества в анализируемом объекте (спектральной характеристики, электродного потенциала, тока растворения и др.).

3)Физико-химические методы являются комбинацией физических и химических методов. Например, с помощью химической реакции окрашивают раствор определяемого вещества, а по интенсивности его окраски находят содержание вещества. Поскольку физические свойства удобнее всего измерять с помощью физических приборов, то физико-химический анализ проводят на различных приборах и называют приборным или инструментальным.

В курсовой работе представлен количественный анализ пробы, содержащей H2SO4 и H3PO4, используя химический и инструментальный методы анализа.

Цель курсовой работы: определение содержания H2SO4 и H3PO4 при их совместном присутствии в смеси двумя методами: титриметрическим анализом c визуальной индикацией и потенциометрическим анализом.

В задачи проекта входят:

1. Освоение методики кислотно-основного титрования.

2. Освоение методики потенциометрического анализа.

3. Сравнение результатов двух методов по критерию Фишера – F и по критерию Стьюдента – t.

4. Проведение статистической обработки полученных данных.
  1. Теоретическая часть

1.1 Объект анализа


Смесь фосфорной и серной кислот. Внешний вид - прозрачная жидкость. Препарат хорошо растворим в воде.

1.1.1 Методы определения

1.1.2 Потенциометрическое титрование


Потенциометрия — это равновесный метод, основанный на измерении электродного потенциала. В потенциометрии используют гальванические элементы, в которых потенциал одного из электродов зависит от концентрации исследуемого вещества. Этот электрод называют рабочим (индикаторным), его потенциал определяется концентрацией собственных ионов в растворе. Второй электрод в потенциометрии является электродом сравнения — это металлы, покрытые малорастворимой солью этого же металла и погруженные в раствор хорошо растворимого соединения с тем же анионом. Этот электрод выбирают с таким расчетом, чтобы его потенциал оставался постоянным и не зависел от состояния исследуемого раствора.