Файл: Жизнь русского крестьянина, показанная во всей ее подлинности, без прикрас. Форма рассказ от первого лица. Характер рассказа горькая ирония, издевка над самим собой Из светлого состояния в темное рефрен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 4

Вокальное творчество Мусоргского

Большое количество вокальных произведений, как отдельных романсов, так и вокальных циклов. Их основная масса сосредоточена в позднем творчестве («Без солнца», «Песни и пляски смерти»). В раннем в основном сборники песен.

В вокальном творчестве яркое новаторство в области гармонии и мелодии.

Обращался к стихам разных поэтов (Кольцов, Пушкин, Гёте), так же писал и на свои стихи. В позднем творчестве обратился к стихам Голенищева-Кутузова.

Романсы отличаются огромным богатством образов. Мусоргского привлекают сироты, убогие, униженные и оскорбленные. Его интересуют крайние состояния.

Его романсы выходят за рамки жанра, становятся как бы небольшой оперной сценой. Мусоргский следует за словом.

  1. «Калистрат» посв. Александру Опочинину (певец – бас), сл. Некрасова

Этюд в народном духе о тяжелой жизни. В основе мотив колыбельной, покачивающийся аккомпанемент.

 Тема — жизнь русского крестьянина, показанная во всей ее подлинности, без прикрас. Форма — рассказ от первого лица. Характер рассказа — горькая ирония, издевка над самим собой

Из светлого состояния в темное – рефрен.

Эпизод – рассказ о жизни Калистрата, часто в народном ладу (миксолидийский).

  1. «Светик Савишна» посв. Кюи, сл. Мусоргского.

Вокальная партия без пауз, нет распевов, партия декламационна. C dur

В аккомпанементе ковыляющая походка.

 монолог — обращение юродивого к приглянувшейся ему женщине. несчастный юродивый, нищий, в отрепьях, объясняется в любви молодой крестьянке. Он умолял ее о ласковом взгляде, а сам стыдился своего безобразия, отлично понимая, что ничего ему не дождаться от нее, кроме насмешки...

  1. «Семинарист» посв. Шестаковой (члены МК часто собирались в ее доме), сл. Мусоргского

Рефрен – глаголы на латыни

Эпизод – тема в народном духе, фа минор

Чередование двух тем

Семинарист - здоровый молодой парень, обладатель могучего баса. Он мог бы горы воротить. Но, будучи выходцем из сельского духовенства, он и сам готовится стать священником.

Мусоргский изобразил его за зубрежкой латыни. «Panis, piscis, crinis, finis, lignis, lapis, pulvis, cinis» — тупо, на одной ноте, без всякого выражения. А мысли его витают далеко. Перед глазами возникает соблазнительный образ краснощекой Стеши, поповской дочки. Это из-за нее ему «от беса искушение довелось принять во храме божием»: во время церковной службы он то и дело засматривался на нее, за что поп и «благословил его трикраты по шеям». Мечты уносят юношу далеко. И вот уже вместо монотонной долбежки звучит широкая, молодцеватая мелодия. Но... (здесь Мусоргский ввел юмористический штрих, который всякий раз приводил слушателей в неописуемый восторг) — с «любовной» мелодии семинарист, сам того не замечая, съезжает на мотив столь привычного ему православного церковного песнопения.


  1. «Козел» посв. Бородину, сл. Мусоргскго

1 тема – нежная, спокойная – образ девицы

2 тема – уродливая, декламационная – образ козла

Цикл «Песни и пляски смерти» ст. Голенищева-Кутузова

Главная героиня и главное действующее лицо – смерть.

Т.Смерти – новое, до Мусоргского никто так не показывал смерть. Полуфантастический образ Смерти стал у Мусоргского воплощением зла на земле, всего того, что мешает человеческому счастью. Смерть является к людям под различными масками, привлекая их к себе обманом и глумясь над ними. Новое выражение получила здесь свойственная композитору трагическая ирония.

Колыбельная

Образ доброй няни

Серенада

Рыцарь, который влюблен

Трепак

Вьюга

Полководец

Истинное обличие, апофеоз

Смерть предстает в разных аспектах: социальных (1,3), романтических (2), философских (4).

Каждый романс – сцена, автор присутствует. Много описательных моментов.

Сюжет влияет на форму каждого романса. Но почти в каждом романсе есть 2 части и вариационность.

Музыкальный язык опирается на речевые интонации

Приемы объединения цикла:

  1. Один сюжет, общий герой

  2. Развитие на cresc. в каждом романсе

  3. Вокальная партия везде декламационная

  4. Все романсы начинаются со слов автора

  5. 3,4 романс в одной тональности – ре минор

  6. Сгруппированы так, что можно условно говорить о принципах сонатно-сифм цикла: 1. Allegro. 2. Лирическая. 3. Скерцо. 4. Апофеоз, финал.



  1. Колыбельная

Начинается со слов автора. Условно ля минор, хроматическая неопределенность.

Слова автора – хроматизмы, опора на тритон.

Т. Смерти – контраст, колыбельная, светлые гармонии, триоли.

Интонации смерти изначально в пределах кварты. В дальнейшем контраст – тема матери и тема смерти.

  1. Серенада

2 ярких раздела. 1 раздел – импрессионистическая картина летней ночи, отсутствует тональность, декламационная вокальная партия, зыбкая фактура. 2 раздел – серенада смерти ми бемоль минор, четкий ритм 6/8, яркая мелодия, куплетно-вариационная форма, кульминация в конце, после долгого затихания.



  1. Трепак

Начинается со слов автора, Фа мажор, декламационные фразы, в басовом аккомпанементе – dies irae, тема пляски смерти с остинатным ритмом. 2 раздел – пляска смерти куплетно-вариационная форма «Ох, мужичок, старичок убогий» ре минор изображение вьюги, тема пляски ни на секунду не замолкает. Тема коды «Спи, мой дружок» - тема лета, после каждого проведения – тема трепака.

  1. Полководец

Батальная картина Ми бемоль мажор, много описательности, романтические пассажи, маршевые ритмы. Постепенно появляется интонация смерти – «И пала ночь на поле брани» - описательный момент. Гимн «Кончена битва» в основе гимн польских повстанцев.

Впервые идет речь о гибели большого количества людей. Тема начинается с высокой ноты и кончается ей же. Вариации, появляются гротескные черты (пародийное начало). Апофеоз – последние такты «Чтоб никогда вам» подчеркнутая мелодия и гармония.

Бородин Симфония 2 (1869 - 1876)

Бородин основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским – создатель русской классической симфонии.

Осн. тональность си минор.

Премьера 2.02.1877г.

Писалась параллельно с Князем Игорем (Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также – картины Востока и образы природы.)

Изначально была программной

1ч – собрание богатырей

2ч – игры богатырей

3ч – песнь Баяна

4ч – пир богатырей

Впоследствии программа снята

Название «Богатырская» симфонии дал В. Стасов.

«Богатырская» стала классическим образцом эпического симфонизма. Каждая из ее четырех частей представляет определенный ракурс действительности, вместе создавая целостную картину мира. В первой части мир представлен как героика, в скерцо – мир как игра, в медленной части – мир как лирика и драма, в финале – мир как общая идея.

Первая Русская эпическая симфония

Черты:

- замкнутость и обособленность разделов

- отсутствие конфликта, мотивной разработки (вместо нее контраст, вариационность)

Все четыре части в разных вариантах сонатной формы:

1 часть – классич сонатная ф

2 часть – сложная 3х ч ф (крайние части сонатной ф без разработки)


3 часть – сонатная ф с эпизодами

4 часть – сонатная ф

Главная партия 1 ч – основа тематизма всей симфонии

Героическое начало наиболее полно воплощено в I части, написанной в форме сонатного Allegro (h-moll).  Ее быстрый темп опровергает один из устойчивых мифов, связанных с музыкальным эпосом (о господстве замедленного движения). В могучих унисонах начальных тактов, с их нисходящими «тяжелыми» терциями и квартой, возникает образ богатырской силы. Настойчивые повторы, характерные для эпического сказа, упор на тонику, энергичная «раскачка» сообщают музыке монолитную устойчивость. В ладовом отношении она чрезвычайно интересна (1 элемент): в ней чувствуется и переменность тонической терции, и краска фригийского лада с низкой IV ступенью.

Вторым элементом главной темы (Animato assai) являются плясовые наигрыши деревянных духовых инструментов. Принцип диалогического строения, характерный для классических сонатных тем, трактуется в эпическом ракурсе: оба элемента достаточно протяженны.

Короткая связующая часть подводит к побочной партии (D-dur, виолончели, затем деревянные духовые), задушевная лирическая мелодия которой интонационно близка русским хороводным песням. Ее соотношение с главной темой представляет взаимодополняющий контраст. Заключительная партия (59стр) (снова Animato assai) основана на материале главной темы в тональности D-dur.

Разработка подчинена эпическому принципу – чередованию образов-картин.  Начинается с придыкта (на фоне выдержанных аккордов затаенно звучит ГП). 1Р скачки интонации ГП в разных регистрах. В кульминации проведение двух элементов ГП. Музыкальное развитие идет тремя волнами, наполняясь внутренней энергией, мощью. Драматическое напряжение поддерживается секвенциями, органными пунктами, повышением динамического уровня, энергичным остинатным ритмом литавр, создающим представление о стремительной конной скачке.

Первая кульминация разработки строится на втором элементе главной партии, звучащем с молодецкой удалью. Далее, как естественное продолжение, следует проведение побочной партии (62стр) в des-moll, переключающее развитие в более спокойное русло. После этой передышки следует новая волна нарастания. Генеральной кульминацией разработки и, одновременно, началом репризы 3Р (63стр) является мощное проведение главной темы у всего оркестра в ритмическом увеличении на fff.


В репризе (64стр) усиливается и углубляется изначальная сущность основных образов: главная партия проводится в двукратном увеличении, но сокращена, побочная партия (65стр) (Es-dur) – еще мягче и нежнее. Энергичную заключительную тему обрамляют эпизоды, напоминающие разработку – со стремительным движением вперед и динамическим нагнетанием. Они стимулируют дальнейший рост богатырского образа: его новое проведение в коде звучит еще грандиознее предыдущего (четырехкратное ритмическое увеличение).
2 Часть – Скерцо Фа мажор

Начинается с Д7 прошлой части

Пульсация в быстром темпе

ГП тема из большой октавы к 3 октаве

ПП лиричная, восточная в Ре бемоль мажоре
Главную партию отличает энергия, подчеркнутая острота инструментального стиля, стаккатный тип оркестрового движения (ровный пульс у валторн и pizzicato струнных). Ее оттеняет вовлеченная в стремительное движение вторая, побочная партия – красивая мелодия с восточными чертами, заставляющая вспомнить темы Кончака или Половецких плясок (синкопы, хроматизмы Des-dur).

Еще больше Востока в музыке трио, с его типично бородинской восточной стилистикой: органный пункт, пряная гармония. В то же время очевидно интонационное сходство темы трио с побочной темой первой части.

Реприза

Кода с успокаивающими интонациями на ПП

Трио лирическая тема 6/4. Восточная тема

Реприза точная

Кода, интонации из ПП
3 Часть – Песнь Баяна

Вступление S-D-T

ГП в Ре бемоль мажоре, переменный размер, свободный ритм

В музыке третьей части чувствуется дух русской древности. Эта часть также написана в сонатной форме, где основные темы дополняют друг друга, представляя две образные сферы – лирику (главная тема) и драматизм (побочная).

Главная партия (валторна, затем кларнет) – это «слово сказителя». Ее повествовательный характер передается музыкальными средствами, связанными с былинными истоками: плавность, переливчатость трихордовых попевок, структурная и ритмическая непериодичность, переменность ладовых и гармонических функций (Des-dur – b-moll). Тема гармонизована преимущественно
диатоническими аккордами побочных ступеней с использованием плагальных оборотов. Аккорды арфы воспроизводят переборы струн на гуслях.


80стр – Связующая партия, основанная на интонациях ГП

81стр в побочной партии (poco animato) эпическая неторопливость сменяется взволнованностью. Эпизод – повествовательная попевка из низкого регистра. Картина этих событий вырисовывается в заключительной части экспозиции и в разработке, где ощущается большое драматическое напряжение. Отдельные разрозненные мотивы из тем экспозиции приобретают грозный характер, напоминая главную богатырскую тему I части.