Файл: Автор Анна Ахматова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I.Название: «Песня последней встречи».

Автор: Анна Ахматова.

Год первой публикации: 1911.

Контекст возникновения текста: "Песня последней встречи" была написана Анной Ахматовой в 1911 году. Это было время, когда Ахматова активно развивала свою поэтическую карьеру и входила в литературную среду Петербурга. В это время она исследовала различные темы и эмоциональные состояния, отражая свои личные переживания и наблюдения. Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

Контекст издания стихотворения: Произведение появилось в тетради поэта осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер». "Песня последней встречи" могла быть впервые опубликована в одном из литературных журналов или антологий своего времени. Впоследствии она была включена в различные сборники стихов Анны Ахматовой, выпущенные в разные периоды, и могла быть доступна в современных изданиях ее собрания сочинений.

Задачи стихотворения "Песня последней встречи" Анны Ахматовой могут быть предположены на основе его содержания и контекста творчества поэтессы. В данном стихотворении основной задачей является передача эмоционального состояния и переживаний автора, связанных с последней встречей с близким человеком.

Сборник "Вечер", в который входит стихотворение "Песня последней встречи", был выпущен в 1912 году и стал первым официальным сборником Анны Ахматовой. Основной задачей этого сборника было представить поэтическое творчество Ахматовой широкой аудитории и утвердить ее как талантливую поэтессу. В "Вечере" были собраны стихотворения, написанные Ахматовой в период с 1907 по 1911 годы.

Относительно интенции текста "Песни последней встречи", можно предположить, что Анна Ахматова стремилась передать чувства утраты, боли и горя, связанные с прощанием с близким человеком. Это стихотворение выражает глубокую эмоциональную связь и желание остаться рядом с тем
, кто уже ушел или готовится уйти. Оно может отражать интимность и личную трагедию автора, а также просить о вечной связи и понимании.

В целом, цель Ахматовой в ее поэтическом творчестве часто заключалась в выражении сильных эмоций, внутреннего мира и переживаний автора, а также в исследовании тематик, связанных с любовью, утратой, временем и человеческими отношениями.

II. Фонетический уровень.

Разберем стихотворение "Песня последней встречи" Анны Ахматовой на наличие повтора определенных буквосочетаний, анаграммирование, каламбуры, звукопись, ассонанс, аллитерацию, рифмы и ритм.

Строфа 1:

Так беспомощно грудь холодела, (г)

Но шаги мои были легки. (ш)

Я на правую руку надела (р)

Перчатку с левой руки. (л)

В данной строфе можно заметить повтор буквосочетания "ру" в словах "правую", "левой", "руку". Этот повтор создает эффект симметрии и контраста.

Строфа 2:

Показалось, что много ступеней, (ст)

А я знала — их только три! (и)

Между кленов шепот осенний (м, ш)

Попросил: «Со мною умри! (м)

В этой строфе можно заметить анаграммирование в слове "три" и "умри", которые содержат одни и те же буквы. Это придает стихотворению некоторую игровую и экспрессивную природу.

Строфа 3:

Я обманут моей унылой, (м)

Переменчивой, злой судьбой». (с)

Я ответила: «Милый, милый! (м)

И я тоже. Умру с тобой…» (м)

Здесь можно заметить повтор буквосочетания "м" и "л" в словах "милый", "унылой", "умру ". Этот повтор создает эффект интимности и эмоционального подчеркивания.

Звукопись, ассонанс и аллитерация:

В стихотворении "Песня последней встречи" можно заметить использование звуковых средств для создания музыкальности и эмоционального оттенка текста. Например, повторение звука "о" в словах "только", "спальне", "горели" создает ассонанс и придает стихотворению мелодичность.

Рифмы и ритм:

В стихотворении присутствует рифмованная структура. Примером является рифма "грудь холодела" - "надела". Ритм стихотворения представлен свободным стихом, где отсутствует четкая метрическая схема или регулярный ритм. По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов. Жанр – лирическое стихотворение. Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Общая структура стихотворения

, использование повторов и звуковых средств создают особую музыкальность и эмоциональность, отражая состояние и переживания автора.

2.Морфологический уровень.

Анализ стихотворения "Песня последней встречи" Анны Ахматовой на морфологическом уровне:

Строфа 1:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

- В данной строфе мы видим использование глаголов в прошедшем времени: "грудь холодела", "шаги были", "надела".

- Глагол "были" является глаголом-связкой и употреблен в форме прошедшего времени.

- Существительные: грудь, шаги, руку, перчатку.

- Прилагательные: правую, левой, легки.

- Местоимения: мои.

- Предлоги: так, на, с.

Строфа 2:

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!»

- Глаголы: показалось, знала, попросил, умри.

- Существительные: ступеней, кленов, шепот.

- Местоимения: что, много, их.

- Союзы: между, со.

-Частицы: только.

Строфа 3:

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

- Глаголы: обманут, ответила, умру.

- Существительные: судьбой.

- Прилагательные: милый, унылой, переменчивой, злой.

- Местоимения: я, моей.

- Страдательное причастие: обманут.

- Предлог: с.

Использование наклонений в стихотворении "Песня последней встречи" Анны Ахматовой:

В стихотворении преобладает повествовательное наклонение (индикатив), которое выражает действительность и факты. Примеры:

"Так беспомощно грудь холодела" (грудь холодела - повествовательное прошедшее время)

"Я на правую руку надела перчатку с левой руки" (надела - повествовательное прошедшее время)

"Показалось, что много ступеней" (показалось - повествовательное прошедшее время)

Также встречается побудительное наклонение (императив), которое выражает просьбу, призыв или запрет. Пример:

"Попросил: «Со мною умри!" (попросил - побудительное настоящее время)

Модальность наклонений:

В стихотворении преобладает использование повествовательного наклонения (индикатива), которое выражает действительность и факты. Однако встречаются и фразы, выражающие просьбу или призыв, что можно отнести к побудительному наклонению (императиву). Например, фраза "Попросил: «Со мною умри!".

Наличие или отсутствие существительных с определенными суффиксами:

В стихотворении "Песня последней встречи" Анны Ахматовой можно наблюдать использование существительных с определенными окончаниями, указывающими на
определенность объектов или конкретность предметов, но не суффиксами. Например:

  • грудь (с окончанием "-ь")

  • руку (с окончанием "-у")

  • перчатку (с окончанием "-у")

  • ступеней (с окончанием "-ей")

  • кленов (с окончанием "-ов")

  • шепот (с окончанием "-от")

  • судьбой (с окончанием "-ой")

Эти окончания указывают на определенность существительных и относятся к конкретным объектам или явлениям в тексте стихотворения.

3.Лексический уровень.

Анализ произведения на лексическом уровне:

a) Стратификация лексики:

- В произведении присутствует использование различных слоев лексики, включая общую лексику, поэтическую лексику и выразительную лексику.

Коннотации и слова с коннотациями:

- В тексте можно обнаружить слова с коннотациями, то есть слова, имеющие дополнительные смысловые оттенки или ассоциации, которые выходят за рамки прямого значения. Примеры: "беспомощно", "умри", "обманут", "унылой", "переменчивой", "злой".

Экспрессивно-эмоциональные и оценочные слова:

- В произведении используются слова, передающие эмоциональную окраску и оценку. Примеры: "грудь холодела", "много ступеней", "умру с тобой", "моей унылой, переменчивой, злой судьбой".

Активный и пассивный словарный состав:

- Произведение имеет преимущественно активный словарный состав, т.е. использует слова общей лексики, характерные для повседневного языка.

Архаизмы и неологизмы:

- В данном произведении нет явных архаизмов или неологизмов, т.е. устаревших или новообразованных слов.

Наличие и отсутствие терминов:

- В тексте отсутствуют специализированные термины или термины, связанные с определенной областью знаний.

Процентное соотношение абстрактной и конкретной лексики:

- Произведение содержит как абстрактную, так и конкретную лексику. Абстрактная лексика выражает понятия, состояния или качества, например: "грудь холодела", "переменчивой, злой судьбой". Конкретная лексика описывает конкретные предметы или явления, например: "ступени", "клены", "шепот".

б) Стилистическая однородность или неоднородность текста:

- Текст обладает стилистической однородностью, так как используется поэтический стиль и выразительная лексика на протяжении всего произведения.

в) Наличие или отсутствие синонимической и местоименной замены:


- В произведении можно обнаружить некоторую синонимическую замену слов и использование местоимений для избегания повторов. Например, вместо повторного употребления имени "милый" используется местоимение "я тоже".

г) Стилистические приемы лексического уровня:

- В тексте можно выделить стилистические приемы, такие как метафора («беспомощно грудь холодела», «между кленов шёпот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой»), метонимия ("со мною умри"), употребление контрастных слов ("умру с тобой"), а также употребление экспрессивных эпитетов («злой судьбой», «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь»), олицетворение («между кленов шёпот осенний попросил»).

4.Анализ синтаксиса.

Анализ синтаксиса данного стихотворения:

Сложные и простые предложения:

- В стихотворении преимущественно используются простые предложения, которые состоят из одного главного члена и не содержат подчиненных конструкций.

Способы осложнения предложений:

- Хотя предложения в стихотворении простые, в некоторых случаях есть осложнения, такие как употребление перечислений или повторов. Например, в строке "Так беспомощно грудь холодела" употребляется повторение прилагательного "беспомощно".

Наличие вводных и вставных конструкций:

- В стихотворении есть несколько вводных и вставных конструкций, которые вводят дополнительную информацию или выражают эмоциональное оттенение. Например, в строке "Показалось, что много ступеней" вводное слово "Показалось" выражает субъективное ощущение автора.

Функция данных конструкций:

- Вводные и вставные конструкции используются для эмоционального окрашивания текста, ввода дополнительной информации или усиления выразительности. Они помогают создать особую атмосферу и передать эмоциональное состояние говорящего.

  • 5. 1. Как развивается мысль в рамках сверхфразового единства (СФЕ):

- В стихотворении "Песня последней встречи" мысль развивается поэтическим путем, с использованием образов и метафор. Вначале автор описывает свое физическое состояние ("Так беспомощно грудь холодела"), затем передает эмоциональную близость и решимость ("Я на правую руку надела перчатку с левой руки"). Далее, в тексте происходит просьба о "смерти" ("Между кленов шепот осенний попросил: 'Со мною умри!'"), на что следует ответ автора ("Я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой. Я ответила: 'Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…'"). Таким образом, мысль развивается от описания физических ощущений и решимости к выражению желания быть вместе с возлюбленным в смерти.