Файл: 2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Всеобщая История



Группа Сб22М571в
Студент
Данченко Н.В.


МОСКВА 2023

Часть 1.

1.Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития

античной цивилизации?

2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства?

3. В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения

рабского труда?

4. Что общего и в чём специфика социального и политического устройства

древних Афин и Спарты?

5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?

6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?

7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?

Ответы:


1. Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.
2. По́лис - исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом “полис” (греч. “город”, в лат. – “цивитас”, “гражданская община”), особая фора политической организации общества (довольно часто государства). Оба слова обозначают, по сути, одно и то же: особую форму государственного устройств, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности.

Полис как общественная форма античной городской гражданской общины наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой — индивидуальная собственность каждого гражданина. В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством: “ойкосом”
3. Рабовладельческий строй пришёл на смену первобытнообщинному строю и представлял собой первую в истории человеческого общества общественно-экономическую формацию , основанную на эксплатации человека человеком.
Будучи первой формой эксплуатации, рабство являлось открыто насильственным принуждением к труду производителей — рабов, находившихся в собственности владельцев средств производства — рабовладельцев и использовавшихся в их хозяйствах для производства прибавочного продукта. Рабовладельческое общество явилось первым в истории классовым обществом. С появлением рабовладельческого общества вся история человеческого общества стала историей классов: рождения и формирования одних, разложения и гибели других, историей непримиримой классовой борьбы.
4. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.
5. К середине IV в. до н.э. Македония превратилась в сильнейшее государство Балканского полуострова. При царе Филиппе II (359 —336 г. до н. э.), территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли иллирийцев на востоке и пеонийцев на севере.


Укрепив северные границы, Филипп начинает новый этап своей завоевательной политики, начав вмешательство в дела Средней Греции. Предлогом для вмешательства послужила Священная война. Во время военных действий воюющие стороны искали для себя союзников, и это создавало благоприятные возможности для Филиппа вмешаться в греческие дела. Тщательно взвесив все обстоятельства, Филипп II решил принять сторону защитников общегреческой святыни Аполлона. В 352 г. до н. э. Филипп наголову разбил армию фокидян. Эта победа укрепила авторитет македонского царя как защитника храма Аполлона и оправдывала его вмешательство в общегреческие дела. В 346 г. до н.э. продолжавшаяся около 10 лет изнурительная Священная война закончилась. Ее результатом было дальнейшее ослабление греческих полисов и усиление влияния македонского царя. Он не только стал хозяином на Халкидике и в Южной Фракии, но и гегемоном Фессалии, членом Дельфийской амфиктионии (союза греческих полисов — охранителей храма Аполлона в Дельфах) и тем самым получил законную возможность вмешиваться в дела Средней Греции.
6. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) – это период распространения греческой культуры по всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур привело к формированию единой эллинистической культуры. Величие эллинской культуры было общепризнанным, она получила широкое распространение, но сама Греция утратила прежнее значение. Период эллинизма - это период бурного строительства. Города приобрели регулярную планировку. Художники получали многочисленные заказы для украшения дворцов и парков. Желание заказчиков часто приводило к тому, что художники отказывался от поисков новых форм приемов,а тиражировали уже получившие распространение. В то же время в искусстве появились новые веяния. Оно было призвано отражать незыблемость новой власти, масштабность происходящих перемен. Для эллинизма характерен интерес к конкретному человеку и его повседневной жизни. Широкое распространение получил портрет, который все больше отражал черты конкретного человека и в тоже время идеализировал его. Быстрыми темпами развивалась наука. Возросла ее роль в обществе.

7. Причинами поражения Греции стала вражда и постоянные конфликты между греческими городами-полисами. Междоусобные войны между греками ослабляли их силы. Также в греческих городах имелись богатые граждане, которые надеялись на помощь Македонского царя в их противостоянии с простым народом Греции, который всё больше беднел.


Задача 1.

Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика.

Афинская полития" о законодательстве Солона:

«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, —

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других».

Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?

Ответ:

Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах.
Афинский демос, доведенный до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения отобранных наделов и освобождения, попавших в рабство за долги.

Вспыхнувшая между демосом и аристократами вражда расколола афинское общество на два непримиримых лагеря. Борьба продолжалась долго, но ни одна из сторон не могла добиться успеха. Тогда противники решили уладить дело миром и для этого обратиться к наиболее уважаемому человеку в Афинах – Солону.
Солон уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории.

Задача 2.
Прочитайте отрывок:

«Раскопки начались в апреле 1870 г….

В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и

Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм

нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться


возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь

он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое

свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и коечто другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под

развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими –

еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо

было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из

слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы,

расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна

цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых

вырастал город живых».

Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.

О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто

руководил раскопками?



Ответ:


Эта красивая легенда об истории одного из самых значимых археологических открытий, про открытие Трои Генрихом Шлиманом.

Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, заручившись разрешением османских властей, начинает раскопки под холмом Гиссарлык. Наконец 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. До открытия Генриха Шлимана, общество считало Древнюю Трою вымышленным городом и просто легендой.

Шлиман уверенно заявлял: он открыл ту самую Трою, о которой писал Гомер. Сокровища, найденные им — это клад, спрятанный царём Приамом или кем-то из его приближённых в момент взятия города.