Файл: Утопические теории социальной философии эпохи Возрождения по учебной дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Утопические  теории  социальной  философии  эпохи  Возрождения

по учебной дисциплине: Философия


Выполнил(а):

Гулнора Юнусовна Ханнанова

Направление подготовки:

Экономика

обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

Омск, 2023


Введение.

  1. Особенности, основные направления и главные проблемы философии эпохи Возрождения.

Заключение.

Список литературы


Введение.
Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Обращение мыслителей к идеалам античности, пастулатам древнегреческой и римской философии было вызвано новым витком развития человечества, когда высшей ценностью становится человек, его достижения в познании окружающего мира и узость существующего в то время общественного устройства. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в современном мире, как и в период Ренессанса, произошёл стремительный скачёк в развитии науки и человечества в целом, произошёл переворот в оценке ценностей бытия, культуры и самой человеческой жизни. И перед современным обществом встала дилемма – оставаться на старом мировоззрении, которое может привести к гибели всей цивилизации, либо возродить гуманное и равноправное отношение ко всем представителям человеческого общества и обеспечить его дальнейшее поступательное развитие.

В первой части своей работы я хочу проанализировать главные проблемы философии эпохи Возрождения, сделав основной упор на взаимосвязь развития отдельной личности и общества в целом.

Во второй части я рассмотрю главные философские направления и школы изучаемой эпохи. Дам оценку деятельности выдающихся учёных – философов, представителей эпохи Возрождения.


Значение моего реферата для профессиональной деятельности заключается в том, что изучение данной темы углубляет и расширяет моё понимание одной из величайших эпох в развитии человечества. Позволяет, в свете этих знаний давать оценку событиям, происходящим в современном мире.


  1. Особенности, основные направления и главные проблемы философии эпохи Возрождения.


Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. В это время происходит новый виток развития, а не поворот назад. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»).

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения стали совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесел и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от Церкви и феодалов; появление первых парламентов, укрепление, централизация европейских государств; повышение уровня образования в Европе в целом, кризис Церкви и схоластической философии; великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, микроскопа, телескопа, книгопечатания). Главная задача философии в такие периоды развития человеческого общества – обосновать новое общество.

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию

, Англию и др. Та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий.

Эпоха Возрождения ознаменована появлением так называемой светской философии. Светская философия эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:

Антропоцентризм философского и научного поиска.

Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.

Особое внимание к естественным и точным наукам.

Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.

Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны.

Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.

Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).

Философия Возрождения (античной традиции) включала интерес к проблеме природы, интерес к проблеме человека и проблемам государственной власти, использовала материалистические произведения философов Античности (Демокрита, Эпикура).

Этот период ознаменован появлением людей, для которых философия становится предметом прогрессивной деятельности. Прежде всего, это Франческо Петрарка (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки.


Это и Леонардо да Винчи (1454—1519) — гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер, Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский мыслитель, дипломат, историк, Томас Mop (1478—1535) — английский гуманист, писатель, государственный деятель. Список гениальных учёных – философов очень большой. По вкладу в мировую философию и культуру человека, деятельность этих людей, представлявших эпоху Возрождения, равнозначна вкладу философов эпохи Античности.

Философия эпохи Возрождения характеризовалась двумя основными направлениями, которые олицетворяли профессиональные философы – Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Кузанский и Н. Макиавелли и непрофессиональные – Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ф. Петрарка. Непрофессиональные философы, решали философские проблемы через искусство (литературу, живопись, скульптуру). Например Данте Алигьери излагал философские идеи иносказательно и в художественной форме (Божественная комедия и др.). Художественные образы Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне Тициано потрясают своей философской мощью.

Творчество некоторых из них более подробно рассмотрено мной во втором вопросе реферата.
Главные проблемы философии Возрождения это прежде всего: проблема человека в обществе, проблема достоинства личности и человеколюбия, проблема гедонизма, проблема власти в обществе и справедливого государства.

Первая проблема, важнейшая – это проблема человека в обществе. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Если в  античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма, а в 
средневековой философии человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное, то в философии эпохи Возрождения человек рассматривался с позиций антропоцентризма – как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо.

Мы знаем, что человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы. Природные свойства человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма. Но в тоже время человек обретает свою человеческую сущность только в пределах общества.

Существуют биологические основы социальности человека (большой период детства позволяющий человеку стать человеком, склонность к подражанию, любопытству, проявлению эмоций). Ущербность биологической природы человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности. С развитием социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения биологической природы человека. На основании изложенного можно утверждать, что в процессе развития в индивидууме происходит как бы снижение роли биологического и нарастание социального компонента. Личность уже рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий. В целом это приводит к стремлению личности приблизится к форме «идеального человека», к преобладанию социального над биологическим. Что имеет положительное влияние на развитие общества в целом.

Второй не менее важной проблемой философии периода Ренессанса, является проблема достоинства личности и человколюбия - гуманизма.

Человеческое достоинство - это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, - прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство. Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» - это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь - личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу - свободу быть тем, что он есть - человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно.