Файл: Утопические теории социальной философии эпохи Возрождения по учебной дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Личное достоинство - человеческое достоинство неразрывно связано с человеколюбием. Человеколюбие – это понятие, которое охватывает собой любовь к человечеству, готовность помочь людям в сложной жизненной ситуации, гуманность мировоззрения и умение совершать акты самопожертвования ради другого. Оно одновременно включает в себя и обычную человечность, то есть потенциальное наличие у окружающих людей доброго, непредвзятого отношения по отношению к другим лицам, отсутствие злости к ним. И это неразрывно связано с воспитанием человека в общественной среде.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи Возрождения. Греческое слово «воспитание» является самым четким аналогом латинского humanitas, откуда и берет свое происхождение «гуманизм».

Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм, который зарождался на кафедрах университетов.

На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). Он считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию именно на этот объект познания. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения.

Прославляя мощь и величие человека, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом, его обожествлению. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами, наоборот, они были верующими людьми. Но, если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Следующей рассматриваемой проблемой философии эпохи Возрождения является проблема гедонизма. Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде, как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа - сократика Аристиппа Киренского (435-355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.


Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившим, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia - счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

Среди итальянских гуманистов становится популярным учение Эпикура. Именно к этике Эпикура, как он ее понял, обратился Лоренцо Валла (1407-1457). В своем трактате "О наслаждении" он утверждает, что для обоснования полноценной жизни человека необходимо признание значимости и ценности всесторонней деятельности человеческих чувств. Он даже сожалел о том, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот чувств!

В одной из глав этой книги говорится, что жить без наслаждения просто невозможно, а вот без добродетели можно. Он утверждает, что его собственная жизнь для него высшее благо, более предпочтительно, чем жизнь всех остальных людей. Даже о родителях следует думать во вторую очередь, а уж о родине тем более.

В эпоху Возрождения идеи гедонизма как крайнего, так и умеренного получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях.

Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Отсюда вытекает четвёртая проблема философии эпохи Возрождения – проблема власти в обществе и справедливого государства. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия, философия социалистов-утопистов.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое и народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.



Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

- совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

- для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство;

- правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

- правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);

- ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

- в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

В эпоху Возрождения, при изучении проблем общества, философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478-1535) считается основателем утопического социализма. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.


Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Таким образом рассмотрев по существу «первый вопрос» реферата я пришла к следующим выводам:

  1. К числу основных особенностей философии эпохи Возрождения относятся:
    - появление «светской» философии и людей, для которых она становится предметом прогрессивной деятельности;
    - возрождение в философии Ренессанса античных традиций;
    - огромный вклад в мировую философию и культуру, который равнозначен вкладу в эпоху Античности;
    - появление и развитие в период зарождения капитализма.

  2. Философия эпохи Возрождения имела два основных направления отражающих деятельность профессиональных и непрофессиональных философов.

  3. Главные проблемы философии эпохи Возрождения это:
    - проблема человека в обществе;
    - проблема достоинства личности и человеколюбия;
    - проблема гедонизма;
    - проблема власти в обществе и справедливого государства.


Заключение.

Эпоха Возрождения или Ренессанса пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

Эпоха Возрождения имела мировое значение. На смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Отдельные идеалы той , поистине золотой эпохи, продолжают оказывать влияние на жизнь современного человечества. Прежде всего, это гуманизм – один из принципов права в демократическом государстве, который в широком смысле означает систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности.

Таким образом, рассмотрев по существу заявленную мною тему реферата «Философия эпохи Возрождения», можно сделать следующие выводы:

  1. К числу основных особенностей философии эпохи Возрождения относятся:
    - появление «светской» философии и людей, для которых она становится предметом прогрессивной деятельности;
    - возрождение в философии ренессанса, античных традиций;
    - огромный вклад в мировую философию и культуру, который равнозначен вкладу в эпоху античности;
    - появление и развитие в период зарождения капитализма.

  2. Философия эпохи возрождения имела два основных направления отражающих деятельность профессиональных и непрофессиональных философов.

  3. Главные проблемы философии Возрождения это:
    - проблема человека в обществе;
    - проблема достоинства личности и человеколюбия;
    - проблема гедонизма;
    - проблема власти в обществе и справедливого государства.

  4. Среди основных наиболее значимых направлений развития и школ философии эпохи Возрождения, таких как школа гуманизма, неоплатонизм, натурфилософия и утопическая философия - наибольшее значение для жизни людей той эпохи и последующих, является натурфилософия.

  5. К числу основных философских идей натурфилософии следует отнести следующие идеи:
    - идея взаимопроникновения и единства Бога, природы и космоса;
    - идея, что конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей;
    - идея о соотношении части и целого, взаимосвязи всех природных явлений, о человеке как микрокосмосе;
    - идея существования бесконечного множества миров Вселенной;
    - идея торжества и единства макро и микромира;
    - идея о существовании разумной жизни не только на Земле.




Список литературы:

  1. Гуревич П. С., Филатов О. К. Философия и история образования. От Античности до эпохи просвещения. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 290 с.

  2. Сергейчик Е. М. Философия истории. Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 408 с.

  3. Шаповалов В. Ф. Философия в 2 частях. Часть 1. Введение в философию. Классическая философия. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2017. 390 с.

  4. Философия Ренессанса // в кн.: История философии в кратком изложении - М.: 1991.

  5. Философия: учебникВ.Д. Губин [и др]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; ГЭОТАР – Медиа, 2016.