Файл: Снижение профессиональной эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ



С каждым днем все более актуальной становится проблема эмоционального выгорания. Чтобы суметь предупредить это явление или исправить его последствия, нужно тщательно подойти к изучению этого феномена, так как это необходимо для эффективной работы любого предприятия. В то же время существуют некоторые противоречия между востребованностью у руководства компетентной деятельности сотрудников и недостаточным контролем за их эмоционально-психологическим состоянием, а также необходимостью профилактики эмоционального выгорания. Этим и определяется актуальность данной темы.

Зарубежные психологи в свои трудах отдают большое предпочтение изучению синдрома эмоционального выгорания. Что касается отечественной психологии, можно сказать, что данной проблеме внимание практически не уделялось. В основном, этот феномен изучается в трудах наших соотечественников в контексте других, более глобальных проблем. При этом все ученые считают, что синдром эмоционального выгорания несет за собой негативные последствия, главными из которых являются:

-снижение профессиональной эффективности;

-ухудшения в состоянии здоровья в целом;

- нарушение межличностных взаимоотношения во все сфера жизни педагога и пр.

Проблема эмоционального выгорания исследуется уже многих лет. Термин «выгорание», как совокупность психических, психофизиологических, психосоматических дисфункций, связанных с профессиональной деятельностью, впервые обозначил американский психиатр Г. Фрейденбергер. В последующем его замысла придерживались такие ученые как Дж. Гринберга, М. Буриш, К. Маслач, С.Джексона, Б. Перлмана и Е. А. Хартман и др., которые в свои работах также занимались изучением структуры, содержания и методов диагностики этого состояния.

Среди отечественны ученых, которые занимались изучением вопросов, связанных с возникновением и профилактикой синдрома эмоционального выгорания, можно обозначить следующих: В. Е. Орел, М.В. Борисова, В.В. Бойко, Н. Н. Сафукова, А.В. Емельяненкова, Л.Г Федоренко и др.

Но все-таки, в отечественной психологии должного внимания проработке эти вопросов не уделялось. В современном обществе данный синдром получает все большее распространение и редко кто о нем что-то знает. Потому так важно проводить как теоретические, так и практические исследования в этой области. Актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов, недостаточность проводимы исследований, говорит о необходимости изучения такого явления как эмоциональное выгорание, и связанных с ним психоэмоциональных и психосоматических состояний личности.


Объектом исследования является синдром профессионального выгорания у педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана.

Предмет исследования: профилактика профессионального выгорания педагогов.

Гипотеза исследования: программа тренинга, разработанная в целях профилактики профессионального выгорания педагогов, приведёт к устранению данной проблемы.

Целью исследования является организация деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана.

В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

- произвести теоретический анализ литературы по заданной проблеме;

- изучить процесс формирования и развития личностных качеств педагогов;

- рассмотреть социально-психологические факторы эмоционального выгорания и методы профилактики эмоционального выгорания педагогов;

- провести эмпирическое исследование профессионального выгорания педагогов и разработать программу тренинга по устранению эмоционального выгорания.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны следующие методики:

1. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; эмпирические: эксперимент; психодиагностические (тест); методы обработки данных, количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в проведении системного анализа теоретико-методологических аспектов эмоционального выгорания педагогов. В работе показаны, систематизированы и критически проанализированы основные научные подходы к изучению проблемы развития синдрома эмоционального выгорания у учителей.

Научная новизна исследования заключается в определении психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов; изучении динамики и уровня развития синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических детерминант его возникновения, разработке предложений по профилактики эмоционального выгорания у учителей.

Практическая значимость: результаты использования программы тренинга указывают на снижение показателей выгорания во всех подгруппах. Это говорит об эффективности использования методов обучения для предотвращения и исправления профессиональных деформаций учителей.



Результатом исследования является апробированный социально психологический тренинг, который можно использовать в работе психологов образовательных учреждениях.

Структура дипломной работы: ведение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Сущность синдрома профессионального выгорания педагогов
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций. Синдром выгорания рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в аспекте профессиональной деятельности. Считается, что такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий – системы «человек-человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий) [29, c. 18].

По данным ВОЗ почти для трети стран, входящих в Евросоюз, стресс на работе, является огромной проблемой. Около пяти процентов ВНД составляют затраты на решение этой проблемы. Напрашивается вывод, что эмоциональное выгорание – это реакция на продолжительно действующий стресс средней интенсивности в профессиональной деятельности. С иной точки зрения эмоциональный стресс – это постепенный процесс, результатом которого является потеря физической, эмоциональной, когнитивной энергии, что приводит к умственному и эмоциональному истощению, физическому утомлению и личной отстраненности. Снижается удовлетворенность собственной эффективностью. Еще синдром эмоционального выгорания рассматривается и как механизм психологической защиты, вырабатывающийся личностью, и проявляется как процесс исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия среды.


Такая защита — это приобретенный стереотип эмоционального или профессионального поведения, потому как он позволяет расходовать собственные энергетические ресурсы дозировано и экономно. В то же время, это несет за собой определенные дисфункциональные следствия, которые негативно отразятся на профессиональных качествах. Также в отношениях с другими людьми могут возникнуть сложности. В зарубежной литературе понятие «эмоциональное выгорание» звучит как «burnout» и переводится как «выгорание» или «сгорание». В отечественных источниках присутствуют разнообразные варианты перевода данного слова, а именно «эмоциональное сгорание», «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание». В чем же заключается сущность данного понятия. По мнению зарубежных ученых, выгорание происходит по причине профессиональных стрессов. Многие исследователи акцентируют внимание на том, что выгорание – это динамический процесс, который подвержен постоянному изменению и нарастает с течением времени. Отечественные психологи рассматривают синдром эмоционального выгорания с позиции обширного исследования. Этим вопросом занимается целая плеяда ученых: Н.Е. Водопьянова, А.А. Баранов, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Т.В. Форманюк, А.А. Реан, В.Е. Орел, А.А. Руковишников, а также Е.С. Старченкова [25, c. 18-19].

Большинством ученых феномен выгорания рассматривается как состояние истощения, умственного, физического и эмоционального. В общем, под данным феноменом понимается огромный комплекс реакций, а также психических переживаний, влияющих на работоспособность, физическое и психологическое состояние. Также данный процесс оказывает влияние на интер-персональные отношения работника. Также, необходимо отметить, что данный синдром – это ответная реакция человека на долговременные стрессы, которые относятся к межличностным отношениям на работе. В данной работе будет использоваться термин «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание представляет собой синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к значительному истощению энергетических ресурсов работающего человека, затрагивая эмоциональную и личностную его сферы. Синдрому эмоционального выгорания особенно подвержены люди, чья профессия связана с работой с людьми. К этой категории относятся учителя, социальные работники, психологи и менеджеры, врачи, журналисты и бизнесмены, а также политики и работники торговой сферы [37, c. 294].


Эмоциональное выгорание развивается тогда, когда внутренне накопление негативных эмоций не получает своей «разрядки», то есть, когда человек не может «высвободиться» от них. Такая ситуация приводит к истощению личностных и эмоциональных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания в большей степени проявляется в профессиях социальной сферы и состоит из трех компонентов:

а) Эмоциональное истощение. Связано с чувством опустошенности и усталости, возникающих из-за сильной загрузки на работе. Все ресурсы человека исчерпаны. Он начинает неадекватно реагировать на жизненные ситуации.

б) Деперсонализация, т.е. склонность плохо относиться к человеку. Это отрицательное восприятие личности, циничное либо безразличное, когда один человек подавляет эмоции, контактируя с другим человеком как будто с объектом.

в) Редукция профессиональных достижений – это переживание человеком своей некомпетентности. Осознание неуспешности деятельности, которой занимаешься [14, c. 29].

В результате проведения исследований, определяются внутренние (субъективные) и внешние (объективные) факторы эмоционального выгорания. Внешние связаны с деятельностью. А внутренние факторы связаны с началом и развитием процесса выгорания.

Основные организационные факторы, способствующие выгоранию:

  • слишком высокая рабочая нагрузка;

  • отсутствие поддержки среди коллег и руководства;

  • низкий уровень заработной платы;

  • неопределенность в оценке выполняемой работы;

  • невозможность участвовать в принятии решений;

  • неоднозначные требования к выполняемой работе;

  • вероятность получения дисциплинарных взысканий;

  • отсутствие перспективы карьерного роста, монотонность и однообразность деятельности;

  • подавление негативных эмоций;

  • продолжительное отсутствие выходных и отпусков, а также личных хобби и интересов [3, c. 65].

Существует несколько подходов к пониманию процесса выгорания. К примеру, подход, при котором рассматривается взаимосвязь ситуационных и личностных факторов возникновения выгорания. Согласно этому подходу, выгорание – это результат несоответствия личностны особенностей работника и рабочей обстановки в коллективе. Чем больше это несоответствие, тем выше вероятность развития выгорания. Сторонники этой теории выходят за пределы интерперсонального подхода. Они рассматривают выгорание, как своего рода, эрозию человеческой души, независимо от типа и формы профессиональной деятельности [17, c. 49].