Файл: Снижение профессиональной эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Двухфакторный подход представляют исследования, согласно которым синдром эмоционального выгорания состоит из двух факторов:

  • Эмоциональное истощение как аффективный фактор. Он относится к области жалоб на плохое самочувствие, а также нервное перенапряжение;

  • Деперсонализация как устойчивый фактор, который проявляется в изменении отношения к людям, с которыми работает профессионал, например, клиентам, пациентам, ученикам и к самому себе [35, c. 359].

Стоит отметить, что синдром эмоционального выгорания- это сочетание трех факторов: эмоциональное, физической и когнитивное истощение, главным из которых является эмоциональное истощение. Иные составляющие выгорания представляют собой последствия «купирования стресса», приводящего к деперсонализации. Иными словами, происходит когнитивно-эмоциональное выгорание, которое характеризуется редуцированием собственных трудовых достижений. Современные психологи так и не пришли к единому мнению касательно структуры синдрома эмоционального выгорания.

Однако большая часть теорий сводятся к тому, что этот синдром является личностной деформацией человека, появляющейся в ходе напряженного социального взаимодействия. В результате выгорания появляются психосоматические и психологические нарушения. Оба этих фактора влияют на здоровье человека. Необходимо отметить, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все сферы личности человека и у него наблюдается сочетание психосоматических, психопатологических и соматических симптомов, а также признаки социальной дисфункции [41, c. 50].

В конечном итоге, напрашивается вывод, что синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является многомерным конструктом, набором отрицательных психологических переживаний, которые связаны с продолжительными межличностными коммуникациями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Синдром выгорания рассматривается рядом исследователей как «профессиональное выгорание», что дает возможность рассматривать этот феномен через призму профессиональной деятельности. Такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий.

1.2 Социально-психологические факторы развития синдрома

выгорания
Синдром профессионального выгорания характеризуется выраженной комбинацией симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Степень и тип выгорания определяется наличием те или иных симптомов. Симптомы профессионального выгорания указывают на присущие длительному стрессу и психической нагрузке черты, которые в последствии могут привести к полной дезинтеграции различных психических сфер и оказать влияние на качество профессиональных межличностных отношений. Выгорание заразно и может распространится по всему коллективу. Выгоревшие сотрудники, будучи пессимистично настроенными, проявляя цинизм, негативизм, в ходе профессионального взаимодействия с коллегами,
также подвергающимися стрессу, могут «втянуть» и их, образуя целую группу выгорающих сотрудников. В большей степени подобное характерно для организаций, в которых отмечается наивысший уровень стресса. Некоторые профессии и характерные для них профессиональные ситуации, являются «идеальным» для выгорания, соответственно, люди, на таких должностях находятся в группе риска по выгоранию, за счет большого количества высоко стрессовых профессиональных ситуаций, отличающихся неопределенностью, где им предъявляются высокие требования, ожидается качественный уровень выполнения работы [48].

Педагог имеет особый профессиональный статус, который связан с высокой ответственностью за ребенка, и как следствие – огромным напряжением в работе, что сказывается на его эмоциональном состоянии. Труд педагога связан с высокой эмоциональной загруженностью, и поэтому с течением времени некоторые педагоги переживают педагогический кризис, истощение и выгорание.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на появление синдрома выгорания у педагогов. К внешним факторам относятся:

  • Специфика деятельности (высокий уровень ответственности за учеников, высокая эмоциональная вовлеченность и др.);

  • Организационные факторы (ненормированная рабочая неделя, переработки, низкий размер оплаты труда, напряженный характер работы – различные сторонние задачи, не связанные с основной педагогической деятельностью, постоянно меняющиеся образовательные требования и стандарты, разрозненный коллектив, характеризующийся наличием конфликтов и напряженной обстановкой).

К внутренним факторам следует отнести:

  • Коммуникативный фактор (недостаточное овладение навыками саморегуляции, эффективной коммуникации, конструктивного общения с учениками, их родителями, коллегами, руководством);

  • Ролевой фактор (не соответствие предъявляемых требований стандартным обязанностям педагога);

  • Личностный фактор (индивидуальные, семейные ситуации, личностные характеристики, например, неудовлетворенность самореализацией в профессии) [50].

Можно сказать, что профессиональное выгорание педагогов в большей степени связано с профессиональной средой, то есть характером взаимоотношений в коллективе, причем преобладающим является фактор деперсонализации. Для педагогов образования в большей степени свойственны проявления негативизма в профессиональной деятельности, быстрая утомляемость, низкая заинтересованность и неудовлетворенность профессиональной деятельностью. То есть профессиональное выгорание рассматривается как следствие долговременных профессиональных стрессов. В данной работе профессиональное выгорание понимается как трехкомпонентный феномен. Основной характеристикой профессионального выгорания педагогов выступает коммуникативная направленность. Так, отмечается значительное влияние профессиональной среды, которой находится педагог, характер и качество его взаимоотношений с субъектами профессионального взаимодействия.


1.3 Разработка программы тренинга для педагогов

Психологическое здоровье педагога, как субъекта педагогической деятельности, обуславливает успешность её осуществления. Профессия педагога из-за своей специфики склонна к большой ответственности, коммуникативного характера, эмоциогенности, непредсказуемости – сопряжена с высоким уровнем стресса, который, в перспективе способствует возникновению профессионального выгорания, что нарушает реализацию профессионального взаимодействия, ключевым аспектом которого является эффективная коммуникация, страдающая в первую очередь.

В связи с чем, создание тренинга, который поможет справиться с негативными последствиями педагогической профессии – профессиональным выгоранием, представляется важной задачей. Профессиональное выгорание образовано тремя компонентами: эмоциональным истощением – характеризуется чувством опустошенности, деперсонализацией – безразличным отношением к субъектам профессионального взаимодействия и редукцией персональных достижений – убежденностью в собственной некомпетентности [16, c. 53].

Тем не менее, как было отмечено ранее, профессиональному выгоранию у педагогов сопутствует ухудшение отношений с субъектами профессиональной деятельности, частые конфликты, негативная атмосфера в целом – такие проявления соответствуют компоненту деперсонализация. Можно предположить, что педагоги попадают в «замкнутый круг выгорания»: постоянно возникающие конфликты и недопонимания ведут к увеличению напряженности, что усиливает влияние стресса, которому подвергается педагог, что снова приводит возникновению еще более сильных и частых конфронтаций и так далее. В данной ситуации, необходимо разобраться, что является причиной возникающих столкновений. Прежде всего причиной подобного служит недостаточно развитая коммуникативная компетентность, являющая одной из основных, ключевых педагогических компетенций, предписываемых нормативно-правовой документацией – образовательными стандартами.

Согласно определению Л.А. Петровской, коммуникативная компетентность предполагает развитую ориентацию «собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче», позволяющую «устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми». Кроме этого, существует понятие конфликтная компетентности, подразумевающее ориентацию на управление конфликтом, то есть занятие участником конфликта активной, инициативной субъектной позиции. В контексте рассмотренного, возникает закономерный вопрос о способах развития данных компетенций [28, c. 39].


Так, установлено, что социально-психологический тренинг позволяет этого добиться, а также имеет преимущество перед другими формами работы. Группа, формирующаяся в тренинге, представляет из себя уменьшенный вариант того «мира», в котором обычно пребывает человек. Создаваемая психологическая среда отражает аспекты существующей реальности, что способствует эффективной проработке профессиональных ситуаций и позволяет переносить полученные в ходе тренинга результаты за его рамки, использовать их в своей жизни, в профессиональном взаимодействии. В связи с чем, ключевым методом является ролевая игра, основная цель которой заключается в коррекции непродуктивных установок и способов поведения путем проигрывания значимых ситуаций, чему способствуют такие её характеристики как условность и развлекательность, ослабляющие влияние психологических защит [16, c. 54].

Таким образом, психологическая помощь «выгоревшим» педагогам должна осуществляться в направлении восстановления нарушенной коммуникативной составляющей профессионального общения посредством социально-психологического тренинга.

Программа тренинга «Коррекция профессионального выгорания педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана».

ЗАНЯТИЕ №1

Цель: обеспечение условий для налаживания контакта, определение задач работы, разработка принципов и правил работы в группах, изучение теоретической стороны проблемы, рассмотрение наиболее эффективных моделей коммуникации.

а) Разработка принципов и правил

Цель данного упражнения – создать ощущение единства участников в группе.

Участники тренинги изучают и принимают правила и принципы работы:

– принцип «здесь и сейчас» – обсуждать только то, что происходит во время работы в группе;

– общение на равных;

– принцип персонификации высказываний – говорить только о своих собственных ощущениях и эмоциях;

– принцип активности, каждый участник должен принимать активное участие в обсуждении;

– принцип секретности, вся информация должна быть конфиденциальной.

б) Знакомство. Это упражнение позволяет каждому участнику включиться в групповую работу, высказать свои мысли, сориентироваться в отношении к негативным рабочим моментам и подвести участников к основной теме занятия и тренинга в целом.


в) Мини-лекция «Профессиональное выгорание и его последствия»

Представители социальных профессий чаще подвержены стрессу из-за постоянного общения с различным контингентом. Из-за постоянного, длительного стресса развивается синдром профессионального выгорания. Как следствие, может проявляться резкость, грубость, раздражительность. Поведение человека меняется, что может привести к более серьезным последствиям в виде тяжелых заболеваний.

Работа больше не приносит удовлетворения, теряется интерес к общению в профессиональной среде. Иногда мысль о неизбежности общения с коллегами, учениками или их родителями вызывает плохое настроение, дискомфорт.

Профессиональное выгорание «заразно» – могут выгорать целые коллективы. В связи с чем, психологическое здоровье любого сотрудника является важным фактором, препятствующим выгоранию. Дело в том, что выгоревший партнер по взаимодействию начинает существенно меньше эмоционально вовлекаться в отношения, в работу, не поддерживает коллег, сам не просит помощи и часто находится в агрессивном или депрессивном состоянии. Поскольку выгоревший человек почти ничего не дает коллегам, то они сами начинают испытывать нехватку ресурсов, искать их в других сферах жизни.

Несмотря на то, что человек не может повлиять на глобальные процессы, провоцирующие стресс, он имеет возможность повлиять на то, что зависит лично от него, например, на качество своей жизни, на регуляцию собственного эмоционального состояния и на взаимоотношения с другими людьми.

Цель: рассказать участникам о феномене профессионального выгорания, его проявления и последствиях.

При этом следует отвечать на вопросы участников при и возникновении.

г) Чек-лист профессионального выгорания.

Назначение: помочь педагогам осознать наличие исследуемого феномена.

Участниками тренинга заполняется отчет (Табл. Б.1), в котором они должны максимально честно оценить свое состояние по пятибалльной шкале.

Таблица Б.1 Анкета симптома эмоционального выгорания

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5


Аффективные

Утрата чувства юмора
















Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
















Повышенная раздражительность
















Ощущение придирок со стороны администрации
















Равнодушие
















Бессилие, эмоциональное истощение
















Подавленное настроение

















Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы
















Слабая концентрация внимания, рассеянность
















Ригидность мышления, использование стереотипов
















Сомнения в полезности работы
















Разочарование профессией
















Циничное отношение к обучающимся, коллегам
















Озабоченность собственными проблемами


















Физиологические

Нарушение сна (бессонница/уход в сон)
















Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
















Длительно текущие незначительные недуги
















Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
















Усталость, быстрая физическая утомляемость
















Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
















Обострение хронических заболеваний


















Поведенческие

Сопротивление выходу на работу
















Частые опоздания
















Откладывание деловых встреч
















Уединение, нежелание видеть коллег
















Нежелание видеть учеников
















Нежелание заполнять документы
















Формальное исполнение обязанностей