Файл: Снижение профессиональной эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предвестником развития эмоционального выгорания у педагогов выступает нервное напряжение. Ему характерны следующие симптомы:

- «переживание травмирующих обстоятельств»;

- «неудовлетворенность самим собой», выбранной профессией;

- будучи «загнанным в клетке», когда травматические обстоятельства очень срочные и не могут быть решены;

- «тревога и депрессия», чувство неудовлетворенности работой и собой [9, c. 102].

Результаты, полученные для фазы «Напряжение» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1



По фазе «Напряжение» мы видим, что наибольший процент занимает тревога и депрессия - 42 % из всех ответов, после идёт переживание психотравмирующих обстоятельств -12%, неудовлетворенности самим собой»-32%, будучи «загнанным в клетке» - 14 % всех ответов.

Фаза резистенции — это фаза противостояния нарастающему стрессу, начинающаяся с момента формирования тревожного напряжения.

Данной фазе характерны следующие симптомы:

- «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», когда педагог выборочно реагирует на ситуации, происходящие в профессиональной деятельности;

- «эмоционально-нравственная дезориентация», когда учитель не может признать свои ошибки, защищает свою точку зрения, вместо объективной оценки ситуации;

- «расширение сферы экономии эмоций», проявляется у педагогов вне их профессиональной деятельность – дома, когда они общаются с родственниками или друзьями;

- «редукция», проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат [2, c. 10].

Результаты, полученные для фазы «резистенция» представлены на рисунке 2.

Рисунок 2

Расширение сферы экономии эмоций большинство ответов было 45%, редукция-33%, эмоционально-нравственная дезориентация-10% ответов, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование-12 %. По фазе «резистенция» мы видим, что в большей степени учителя расширяют сферу экономии эмоции.

Фаза истощения отличается спадом общего тонуса и ухудшением состояния нервной системы. При этом неотъемлемой характеристикой личности становится эмоциональная защита в виде «выгорания».

Результаты, полученные для фазы «истощения» представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

По фазе «истощение», эмоциональная отстранённость -10%, личностная отстранённось-5%, психосоматическое и психовегетативное нарушение -36%, эмоциональный дефицит - 49 % ответов.


Согласно результатам исследования, у 12 учителей была обнаружена сформированная фаза, что указывает на наличие эмоционального выгорания.

Выраженные симптомы эмоционального дефицита, эмоционального и личного дистанцирования у этих педагогов говорят о том, что они понимают, что больше не могут эмоционально помогать своим ученикам. В то же время раздражительность, грубость, резкость и негодование обостряют симптом «эмоционального дефицита». Эти педагоги больше не испытывают никаких эмоций, ни позитивных, ни негативных, в сфере профессиональной деятельности. Их ничто не интересует, и постепенно они начинают работать «на автомате».

Результат диагностики неутешительный, так как он показывает, что у большинства педагогов уже развились все фазы стресса, а следовательно, и процесс эмоционального выгорания запущен.

К наиболее выраженным складывающимся симптомам в группах педагогов можно отнести: неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональная отстраненность.

К наиболее выраженным сложившимся доминирующим симптомам в группах педагогов можно отнести: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, переживание психотравмирующих обстоятельств; неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит

Работа учителя очень напряженная. Поэтому для экономии своей энергии некоторые педагоги используют различные приемы психологической защиты, в то время как риск эмоционального выгорания увеличивается. Синдром эмоционального выгорания в большей степени влияет и на характер профессионального общения учителя. Проявляется эмоциональной сухостью, расширением сферы спасения от эмоций, личным дистанцированием, незнанием индивидуальных особенностей учащихся. Следует отметить, что учителя, у которых проявляются признаки синдрома выгорания, часто не осознают его симптомы, не могут видеть себя со стороны и не могут понять, что с ними происходит. Поэтому им нужна поддержка и внимание [31, c. 85].

Мы обнаружили, что с увеличением профессиональной нагрузки накапливается усталость, усиливается тревожность, портится настроение, появляются вегетососудистые расстройства и расстройства поведения. В конечном счете здоровье педагога сильно страдает, и происходит эмоциональное выгорание.



При эмоциональном выгорании человек проживает все три фазы стресса: нервное напряжение, возникающее из-за негативной психоэмоциональной обстановки на работе, высокой доли ответственности и затруднения при общение с различным контингентом; сопротивление, то есть учитель старается сопротивляться негативным явлениям; истощение – все ресурсов организма, которое возникает из-за того, что оказанное сопротивление не дало должного эффекта.

Несмотря на то, что навыки эмоциональной саморегуляции и самоконтроля входят в структуру профессионально важных качеств для педагога, проблема эмоционального выгорания у педагогов является актуальной во все времена. Она выражается в повышенной раздражительности, агрессивности, страхе и негативных изменениях личности в целом.

Полученные в ходе исследования результаты говорят о существенных различиях в системе оценки показателей эмоционального выгорания у педагогов. Поэтому нами была разработана программа тренинга «Коррекция профессионального выгорания педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана», целью которой является улучшение состояния здоровья учителей, реабилитация и коррекция эмоционального состояния.


2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
Проведенная программа социально-психологического тренинга образована коммуникативно-поведенческим концептуальным модулем. Она отражает сопоставление этапов работы тренинга, их содержания, с уровнями личности, подверженными влиянию, в следствие чего оказывается данное влияние – то есть, процедуры модуля, а также какие результаты достигаются за счет этого.

Цель тренинга: снижение уровня профессионального выгорания учителей МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана за счет исправления неконструктивных стратегий поведения в рамках взаимодействия в профессиональной сфере.

Методы тренинга: мини-лекция, кейс-задание, ролевая игра, психогимнастика.

Режим проведения: ежедневная форма 3-часовых занятий сроком в три дня (9 часов).

Тренинг посещали 5 преподавателей, отличающихся высоким уровнем профессионального выгорания.

Основной задачей данного исследования была проверка эффективности разработанного тренинга в вопросах преодоления профессионального выгорания педагогов. Оценка эффективности производилась с помощью сравнительного анализа результатов до экспериментального воздействия и после.


С целью оценки эффективности мер по предотвращению профессиональной деформации учителей также были проведены контрольные тесты на определение эмоционального выгорания. Сравнительные результаты формирования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после тренинга представлены на рисунке 4.

Рисунок 4



Рисунок 5



Рисунок 6


Можно сделать вывод, что разработанная программа является эффективной, так как результаты исследование показывают значительное снижение показателей эмоционального выгорания.

Следует отметить, что упражнений, направленных на преодоление негативизма, не было, тем не менее значимые различия имеют место. Подобный результат может быть объяснен совокупным влиянием тренинга на данную характеристику, а также её связями с эмпатией и стратегиями поведения в конфликте: если человек может представить, что испытывает его партнер по общению, чем может быть обусловлено его поведение, и знает, как при необходимости продуктивно разрешить конфликтную ситуацию, то необходимость в немотивированном сопротивлении исчезает.

Как можно заметить, значимые различия в диагностических показателях отмечаются не только по тем характеристикам, которые непосредственно подвергались развитию или коррекции в ходе тренинга, но и в значениях фактора деперсонализация и общего индекса выгорания, что свидетельствует о верном выборе основных содержательных характеристик и методический инструментов для создания тренинга.

Можно сделать вывод, что разработанная программа тренинга является эффективным инструментом в борьбе с профессиональным выгоранием педагогов, позволяя им за счет приобретения эффективных моделей поведения, в дальнейшем, выстраивать более продуктивное взаимодействие с субъектами профессиональной деятельности при этом не выгорая.

Заключение


Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся под влиянием постоянного стресса и приводящий к истощению всех ресурсов человека.

В теоретической части работы были рассмотрены подходы к изучению данной проблемы, определены ее функции и структура. Анализ характера профессионального выгорания педагогов показал, что в большей степени оно обусловлено профессиональной средой. Также приводится теоретическое обоснование разработанной программы.


Образовательная деятельность — это вид социальной активности, направленный на передачу опыта и ценностей от старших поколений младшим поколениям и их подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессия учителя имеет важное значение для развития общества. В ходе учебной деятельности педагог выполняет различные функции, каждая из которых важна и затрагивает разные области профессиональной деятельности учителя.

Целью данного исследования являлась оценка эффективности разработанной программы тренинга в качестве способа коррекции профессионального выгорания учителей.

По результатам эмпирического исследования эмоционального выгорания учителей можно сказать, что почти все фазы стресса в выборке учителей в фазе обучения или уже прошли обучение.

Результаты исследования эмоционального выгорания учителей показывают, что в зависимости от уровня у учителей появляются индивидуальные признаки или симптомы возрастающего эмоционального выгорания.

Чтобы преодолеть синдром выгорания необходимы как самопомощь, так и профессиональная поддержка со стороны. Если педагог не в состоянии сам определить симптомы стресса и воздействовать на них посредством саморегулирования, то ему необходима помощь профессионалов.

Наиболее эффективной мерой профилактики эмоционального выгорания у учителей является социально-психологический тренинг, который значительно облегчает и ускоряет процесс усвоения знаний, навыков и умений эффективного социального поведения и способствует ускоренной оптимизации коммуникативных навыков человека, необходимых для организации полноценной продуктивной работы. Требуются практическое взаимодействие с другими людьми и межличностные отношения, создающие возможности для более полного самосознания и самоопределения.

Профилактика синдрома выгорания должна производится в комплексе и в различны направлениях. Результатом работы стала программа социально-психологического тренинга, направленного на преодоление профессионального выгорания педагогов. Данная разработка может быть использована в практической деятельности психолога, работающего в МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана. Дальнейшая работа может проводиться в рамках расширения и усовершенствования разработанной программы.