Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности


Введение

  1. Глава 1. Теоретические аспекты анализа конкурентов на рынке

  2. 1.1. Понятие конкуренции и ее виды

  3. 1.2. Характеристика методов определения собственной конкурентоспособности

  4. 1.3. Этапы оценки конкурентоспособности предприятий

  5. Глава 2. Анализ конкурентов компании СДЭК и определение собственной конкурентоспособности

  6. 2.1. Характеристика компании СДЭК

  7. 2.2. Исследование конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности компании СДЭК

  8. 2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности компании СДЭК

  9. Заключение

  10. Список использованных источников


Введение

Современным предприятиям практически невозможно обеспечить конкурентоспособность и прогрессивное развитие без выявления собственной конкурентоспособности и ее повышения.

На основе доступной маркетинговой информации (собственные данные, исследования рынка) компании стремятся оценить свое конкурентное положение и разработать тактику его дальнейшего развития, перспективы создания новых условий для обеспечения конкурентоспособности. Основным инструментом для этого служит маркетинговый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его конкурентоспособность, эффективность и узнаваемость бренда, оценить уровень лояльности потребителей, перспективы развития, и, затем по его результатам, принять основные решения. Используя вышеуказанный инструментарий, компания может прийти к понимаю своего современного положения и определить цели и методы его изменения.

Однако, не каждая компания понимает, как определить свои преимущества и развивать их, какие инструменты нужно использовать. Данное обстоятельство обосновывает актуальность темы исследования.

На сегодняшний день в сфере изучения конкурентоспособности предприятия представлено значительное количество теоретических работ отечественных и зарубежных авторов, в частности, Котлер, Ф., Дойль П., Андрианов В.Д., Арбатская Е.А., Абдульманов И. M., Багиев Г.Л., Багриновский, К.А., Бендиков, М. А., Исаева М. К., Хрусталев Е. Ю., Горфинкель, В.Я., Швандар В.А., Ильясова, Л.Р., Кныш, М.И., Кротков А.М. и др.


Целью данной работы является анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере компании СДЭК.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы определения собственной конкурентоспособности предприятия;

  • провести анализ конкурентов на рынке и определить собственную конкурентоспособность компании СДЭК;

  • разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности компании СДЭК.

Объектом исследования является Компания СДЭК.

Предметом исследования является определение собственной конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа конкурентов на рынке

1.1. Понятие конкуренции и ее виды

Конкуренция на рынке является эффективным механизмом снижения индивидуальных издержек производства, экономии всех видов ресурсов, улучшения качества товаров и услуг, внедрения инновационных технологий в весь цикл производства, дальнейшей дифференциации предложения. То есть конкуренция является механизмом, стимулирующим организации на эффективную работу, на предложение услуг и товаров, пользующихся спросом у потребителя, на создание услуги товаров, удовлетворяющих требования современного потребителя.

Конкуренция – это экономическое соревнование между предприятиями за возможность получения максимума прибыли и укрепления положения на рынке.

Понятие «конкуренция» не применялось в советской экономике, а в словаре политической экономии определялось как «... антагонистическое борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров» [19]. Термин «конкуренция» ассоциировался с анархией, хищными методами и тяжелыми социальными последствиями.

Впервые понятие конкуренции раскрыл Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» [19, с 156]. В его видении «конкуренция – это не что иное, как соперничество, что приводит к повышению цены при сокращении предложения и соответственно снижены цены при избытке предложения». Автором раскрыт принцип «невидимой руки», согласно которому «в рамках остро конкурентной рыночной системы цена, прибыль, спрос, предложение, ссудный процент, направляются словно невидимой рукой и соответствуют заинтересованности предприятий, государства».



Термин «конкуренция» с лат. concurrentia означает – борьбу, соперничество.

По словам П.Дойля «… в настоящее время конкуренция становится более жесткой, и слабые «игроки» уже «попросили замены». Снижение тарифов и распространение информации о рыночной возможности привело к «сметению» рыночных барьеров. Снижение доходности предприятий, давление со стороны групп, заинтересованных в их деятельности, заставляет предприятия постоянно повышать свою конкурентоспособность» [22].

Определение, которое дает П.С.Завьялова построено на борьбе конкурентов за лучшие условия производства и сбыта, при этом автор отмечает «возможность предприятия добиться максимальной прибыли» [26].

«Конкуренция» по образному выражению Э.В.Минько «... это жизнь торговли и смерть товаропроизводителей». Это объясняется тем, что существование независимых конкурентов приводит к бережному отношению предприятий к требованиям потребителей, ведь в противном случае они станут клиентами конкурентов [26].

Можно полностью согласиться с мнением авторов [45, 40, 41, 23, 12], что «конкуренция выступает как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями, которые функционируют на рынке с целью обеспечения лучших возможностей сбыта товаров и услуг, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли». Проанализировав литературные источники [46, 41, 23] для более точного понимания сущности и роли конкуренции необходимо рассмотреть ее виды (рис. 1).

Распространенным видом конкуренции выступает внутриотраслевая конкуренция, которая способствует росту эффективности предприятий и улучшения качества товаров и услуг. Компании, конкурируя между собой, вынуждены постоянно обновлять средства производства, внедрять новые технологии, осваивать принципиально новые предложения, обогащать ассортимент, оптимизировать структуру производства в соответствии с потребностями рынка.

Конкуренция

Внутриотраслевая

Межотраслевая

За потребителя

За доступ к ресурсам (человеческим и материальным)

За привлечение инвесторов

Ценовая

За сохранение технологического уклада

Неценовая

По степени соблюдения законодательства


По модели рынка

По характеру развития

По масштабу развития

Совершенная

Свободная

Национальная

Честная

Монополистическая

Нечестная

Регулируемая

Международная

Олигополистическая

Криминальная

Рисунок 1 – Виды конкуренции

В процессе реализации услуг предприятия имеют две основные цели:

  1. достижение максимальной прибыли любым путем;

  2. обеспечения высокого качества товаров или предоставляемых услуг.

В первом случае имеет место ценовая конкуренция, во втором – товарная [15, с. 2]. На сегодня ценовая конкуренция не пользуется большой популярностью в стране. В условиях рынка предпочтение отдается поддержанию цен на одном уровне, а прибыль достигается за счет производства лучших и более привлекательных товаров и услуг, чем у конкурентов, и снижение производственных затрат. К условиям действия товарной конкуренции относятся:

  • существование целевых рынков;

  • развитие научно-технического прогресса, как движущей силы;

  • сбыт и распределение товаров и услуг на выгодных условиях как для продавца, так и для покупателя;

  • развитие на рынке различных организационно-правовых форм собственности, подталкивающие компании к совершенствованию условий производства продукции и оказания услуг;

  • рабочая сила – повышение производительности труда, совершенствование организации оплаты труда;

  • получения высоких доходов.

Наряду с этим существует недобросовестная конкуренция, когда методы конкурентной борьбы связаны с нарушением принятых на рынке правил конкуренции, которые регламентируются государством [36, с. 189].

Также рынок России, является рынком монополистической конкуренции с ясно просматриваемыми чертами олигополистической конкуренции.

Исходя из проведенного исследования, целесообразно следующее определение конкуренции на уровне предприятия – процесс управления стратегическими ресурсами, превращение их в конкурентные преимущества с целью повышения лояльности клиентов и привлечения новых потребителей для получения прибыли.

Таким образом, конкуренция – одна из фундаментальных экономических категорий. Эволюция теоретических взглядов на природу конкуренции развивалась от признания её простым элементом рыночного механизма до регулятора пропорций общественного производства. Конкуренция – главный фактор, который определяет, станет компания успешной либо нет. Именно в ходе конкуренции становится ясно,
насколько инновации предприятий, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности.

1.2. Характеристика методов определения собственной конкурентоспособности

Понятие конкуренция тесно связано с понятием конкурентоспособности предприятий их товаров и услуг. Понятие конкурентоспособности различными отечественными и зарубежными учеными трактуется по-разному, что свидетельствует о его сложности и неоднозначности, а также о необходимости дальнейших исследований в этой области знаний. Конкурентоспособность неразрывно связана с конкурентоспособностью предприятия его товаров и услуг. Основные определения понятия «конкурентоспособность» представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность»

Суть подхода

Формулировка определения

Автор определения

Определения, характеризующие способность удовлетворять или соответствовать требованиям рынка или потребителя

Конкурентоспособность характеризует способность товара удовлетворять определенным требованиям при минимальных затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального ассортимента ...) или у потребителя (если оцениваются возможности реализации товара).

Голубков Е.П. [19]

Конкурентоспособность продукции, услуг, предприятий находится в прямой зависимости от качества производимой продукции и оказываемых услуг, управление которым является ключевой проблемой стабилизации обеспечения экономического развития страны.

Горбашко Е.А. [20, с.13]

Определения, характеризующие превосходство или выгодные отличия

Комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих успех товара на внутреннем и на внешнем рынках.

Андрианов В.Д. [1]

Продолжение таблицы 1




Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарамиконкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя.

Багиев Г.Л. [4]

Комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

Романов А.Н. [36, с.11]

Конкурентоспособность товара – оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю.

Фасхиев Х.А. [40, с. 73]

Совокупность потребительских, стоимостных характеристик товаров, определяющих их успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого товарного предложения.

Шихова П.З. [46]