Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании анализа табл. 1 можно сделать вывод, что большинство исследователей при определении собственной конкурентоспособности ориентируется на удовлетворение потребительского рынка. Но они не уделяют должного внимания вопросу разграничения понятий «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность услуги», что не совсем правильно, т.к. такой подход не учитывает существенные характеристики услуги или товара.

Таким образом под понятием «конкурентоспособность» будет пониматься способность товара или услуги удовлетворять потребности клиентов на более высоком уровне, чем конкуренты, с учетом минимизации затрат и максимизации прибыли. Конкурентоспособность организации, является результатом наличия у предприятия конкурентных преимуществ, без которых невозможно достижение превосходства над конкурентами [13; 17].

Однако, наличие ряда конкурентных преимуществ у предприятия не означает, что потребитель обязательно будет отдавать предпочтение именно данному предприятию, т.к. только в комплексе с другими характеристиками конкурентные преимущества могут оказать решающее влияние при выборе потребителем того или иного товара или услуги. Кроме того, на конкурентоспособность предприятий значительное влияние оказывают изменения на рынке, происходящие на макро- и мезоэкономическом уровне в стране и в мире (политическая ситуация в стране и мире, развитие правовой системы, демократизация общества, развитие промышленности, рост или падение интереса к инвестированию, налоговая политика, доходы населения, уровень инфляции, визовые формальности и др.). [19; 33].

На основании анализа понятия «конкурентоспособность организации» (табл. 2) выявлено, что единого подхода у специалистов к данному понятию нет.

Таблица 2 – Сегментация определений «конкурентоспособность предприятия» на основе выделения ключевого показателя оценки



На основании представленных определений понятия «конкурентоспособность организации» сформулирован перечень критериев, позволяющих оценить конкурентоспособность предприятия:

  • наличие у предприятия уникальных или более привлекательных гостиничных товаров или услуг по сравнению с конкурентами [4];

  • прибыльная работа на рынке, позволяющая финансировать инновационные проекты в перспективе, как для потребителей, так и для сотрудников;

  • развитие имиджевой составляющей, позволяющей предприятию продвигать товары или услуги на рынке;

  • соблюдение стандартов обслуживания и поддержание постоянного качества товаров и услуг.


Вышеуказанный перечень позволил сформулировать понятие «конкурентоспособность предприятия», под которым понимается способность и возможность предприятия осуществлять деятельность по оказании товаров или услуг в условиях рынка, а также иметь преимущества перед конкурентами и за счет этого получать дополнительную прибыль, направляемую как на развитие предприятия и ее кадрового состава, так и на обеспечение усовершенствования товаров и услуг.

1.3. Этапы оценки конкурентоспособности предприятий

Проанализируем последовательность этапов оценки конкурентоспособности предприятий она включает несколько этапов.

Оценка конкурентоспо­собности предприятия, в первую очередь, предполагает выбор предприятий, которые будут выступать в качестве базовых объектов для сравнения [37, с.38].

Далее формируется перечень критериев, по которым будет производиться оценка конкурентоспособности предприятия. Как правило, конкурентоспособ­ность предприятия включает в себя конкурентоспособность предприятия как хо­зяйствующего субъекта (например, на основе оценки эффективности использова­ния ресурсов и уровня конкурентного потенциала) и конкурентоспособность его услуг или товаров, но все же при оценке конкурентоспособности услуг следует учитывать их специфику, определяющую критерии и методы оценки конкурентоспособно­сти.

После определения тех критериев, по которым будет произво­диться оценка конкурентоспособности, осуществляется выбор методов и непо­средственная оценка конкурентоспособности предприятия. Для оценки конкурен­тоспособности применяются самые разнообразные методы, наиболее распростра­ненными из которых являются:

  • SWOT-анализ;

  • матричные методы;

  • методы, осно­ванные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия;

  • методы, осно­ванные на теории эффективной конкуренции, а также комплексные методы.

SWOT-анализ был предложен А.А.Томпсоном и А.Д.Стриклендом [39, с. 99], и предполагает выявление и оценку сильных и слабых сторон предприятия и со­поставление их с возможностями и угрозами внешней среды, на основе чего определяется конкурентоспособность предприятия.

Матричные методы заключаются в оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе матрицы конкурентных стратегий, построенной как сис­тема координат с двумя переменными, в частности, по горизонтали отмечаются темпы роста рынка, а по вертикали – относительная доля предприятия на данном рынке. В таком случае наиболее конкурентоспособными считаются те предпри­ятия, которые занимают большую долю на рынке с высокими темпами роста. Примерами матричных методов являются матрица, разработанная Бостонской консалтинговой группой (матрица BCG); матрица МакКинзи и Ко (матрица GE / McKinsey); матрица ADL, предложенная Артуром Д. Литлом и др.



Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, базируются на том, что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наиболее эффективно организована работа всех подразделений, что отражается на эффективности использования его ресурсов. Следовательно, в рамках дан­ной группы методов оценка конкурентоспособности предприятия сводится, главным образом, к оценке эффективности использования его ресурсов. К дан­ным методам, в частности, относятся теория равновесия, теория сравнительных преимуществ и функциональный подход [19, с. 118].

Комплексные методы оценки конкурентоспособности предприятия сферы гостеприимства отли­чаются от рассмотренных выше тем, что в них используются не только теку­щие, но и потенциальные оценки конкурентоспособности [19, с. 52] Всю совокупность методов оценки конкурентоспособности предприятий, можно классифицировать на условные группы по различным признакам. Клас­сификация наиболее известных и широко применяемых методов оценки конку­рентоспособности предприятий и возможности их применения приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий на рынке



Продолжение таблицы 3



Продолжение таблицы 3



Сегодня нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий. Каждое предприятие свою конкурентную позицию на рынке определяет самостоятельно. Оценка конкурентоспособности предприятия в конкретный момент его существования на определенной фазе его экономического развития представляет собой сложную многоаспектную задачу, т.к. необходимо оценить комплекс показателей, характеризующих все направления деятельности предприятия и формирующих уровень его конкурентоспособности.

Таким образом подытожив можно сказать что конкурентоспособность – это понятие относительное, т.к. выявление конкурентоспособности того или иного предприятия возможно только на основе сравнения с аналогичными гостиницами. Поэтому, точнее утверждать, что можно оценить не конкурентоспособность, а степень конкурентоспособности предприятия, которая зависит от объекта сравнения. Если изменяется объект сравнения, то уменьшается/увеличивается степень конкурентоспособности.













Глава 2. Анализ конкурентов компании СДЭК и определение собственной конкурентоспособности

2.1. Характеристика компании СДЭК

Курьерская компания СДЭК (служба доставки экспресс курьер), компания СДЭК сегодня работает преимущественно по франшизе более 70% всех пунктов это отделения, которые работают на основании договора франчайзинга.

Основные услуги, которые предоставляет компания СДЭК:

  • услуги доставки для интернет-магазинов с набором специальных инструментов: возможность возврата: полного или частичного. Прием платежей любым способом: онлайн, картой, наличными, после получения заказа. Бесплатная интеграция виджет на сайте: он сразу рассчитает стоимость доставки, покажет ближайшие к клиенту офисы СДЭК, примет заявку на выезд курьера. Поддержка 24/7. Отслеживание посылок онлайн и в приложении, горячая линия, информирование удобным способом: робозвонок, смс, уведомления в мессенджерах;

  • услуги доставки для физических лиц, услуги разработаны под частное лицо, есть специальные тарифы, которые уже включают в стоимость упаковку и доставку;

  • услуги для бизнеса, это набор специальных инструментов таких как реверс, постоплата, бесплатная упаковка и др.

Сегодня курьерская компания СДЭК входит в пятерку лидеров рынка экспресс-доставки. Компания работает с 2000 года. С 2009 появились первые офисы франчайзи.

В 2018 компания заняла третье место в рейтинге самых выгодных франшиз журнала Forbes в категории «Инвестиции до 1 миллиона рублей». Открыты подразделения в пяти новых странах: Узбекистане, Армении, США, Южной Кореи, ОАЭ. В 2019 компания СДЭК вошла в пятерку лидеров на рынке экспресс-доставки. Запущена площадка интернет-торговли «СДЭК.Маркет». На площади в 20 000 квадратных метров запущен новый сортировочный-центр, открыты представительства в Латвии, Литве и Чехии.

Сегодня компания СДЭК имеет более 1800 уникальных пунктов выдачи в 14 странах. 1 000 000 активных пользователей, 6 тыс. курьеров, 150 тыс. отправлений в день, 252 страны, обслуживают более 36 тыс. населенных пунктов по всему миру. Постоянно улучшаются тарифы и внедряются новые: быстрее, дешевле, с доставкой курьером или в пункт выдачи заказов. Имеются специальные услуги для всех клиентов: бесплатная интеграция для интернет-магазинов, личный кабинет для бизнеса, простой возврат и наложенный платеж для частных лиц.