Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предме­тов, а то, что является общим для всех предметов данного класса.

Операционные компоненты мышления.

Операционными компонентами мышления является система мыслитель­ных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделе­ние отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, кото­рые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отв­лечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объедине­ние, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов.

Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.


Процесс решения мыслительной задачи.

Нахождение задачи и ее формулирование.

Мышление начинается только там и тогда, когда человек начи­нает что-то анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. А так человек действует в том случае, когда перед ним возникает ка-

кой-то вопрос. Такие вопросы появляются в условиях проблемной

ситуации.

1) Процесс решения задачи начинается с формулирования вопроса в проблемной ситуации.

Чем больше опыт в той или иной области, тем легче и полнее человек видит нерешенные задачи, тем чаще перед ним возникают вопросы, требующие своего разрешения.

2) На втором этапе осуществляется выдвижение и анализ гипо­тез.

3) Решение мыслительной задачи и проверка гипотез.

Решение мыслительной задачи может протекать по-разному. Воз­можны случаи, когда человек действует методом проб и ошибок.

Решение может быть основано на пассивном использовании алго­ритма.

Более творческим подходом к решению мыслительной задачи будет активное использование алгоритма, которое может найти свое выра­жение либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в

трансформации задачи.

Подлинно творческое решение задачи предполагает преодоление различной степени инертности мышления и построение новой страте­гии решения.

Однако отдельные этапы этой предшествующей работы человеком не всегда полностью осознаются и поэтому создается впечатление, что такое решение приходит внезапно, как озарение, инсайт-решение. В этом случае говорят об интуитивном решении задачи.

4) Проверка решения задачи.

Стратегии мышления

При решении задач возможно применение трех стратегий, раз­личающихся по эффективности и сложности.

1) Случайный перебор (формулирование гипотезы случайным об­разом и движение к ней методом проб и ошибок;). Чаще используют дети. Часто не приводит к решению задачи или может привести к плачевным результатом (например, при случайном распознавании ядовитых грибов);

2) Рациональный перебор ( выбирают центральное или наименее рискованное предположение, ведущее к решению, а затем изменяя по одному элементу идут к правильному решению).

3) Систематический перебор (охватывание всех гипотез и их анализ). Используется в научном исследовании.

5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.



Интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо в том, как действует человек в проблемной ситуации.

В психологии описываются четыре типа выдвижения и проверки гипотез человеком.

Первый тип характеризуется тем, что с самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет

и исключает ложные.

Второй тип характеризуется тем, что формулируется лишь одна гипотеза и затем проверяется. Если она оказывается ложной, то выдвигается вторая гипотеза и также до конца проверяется.

Третий тип — это тот случай, когда гипотеза вообще не форму­лируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на

верное решение.

Четвертый тип характеризуется бессистемностью действий: выд­винув одну гипотезу и не до конца ее проверив, человек берется за проверку другой гипотезы или одновременно начинает проверять различные, подчас взаимоисключающие гипотезы.

Сложную и противоречивую роль в процессе решения задачи иг­рают чувства человека, которые либо способствуют, либо мешают решению мыслительной задачи.

Качества ума.

В психологии обычно рассматривают такие качества ума, как его глубина, широта, гибкость, критичность, самостоятельность.

Глубина знаний определяется степенью проникновения в сущ­ность явлений, а широта — возможностью привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума обеспечивает достаточно полный учет специфи­ческих условий решения именно данной задачи. Противоположным ка­чеством гибкости ума является его инертность, шаблонность.

Критичность ума характеризуется способностью человека пра­вильно оценить как объективные условия, так и собственную дея­тельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки

Глубокое и обоснованное критическое отношение к действитель­ности является одним из проявлений самостоятельности ума челове­ка.

Своеобразное сочетание различных качеств ума, их проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной дея­тельности человека.

Тема 5

Л — 6

Психические процессы и свойства личности: язык и речь

1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.


2. Классификация видов речи.

3. Речевые свойства личности.

4. Воображение и его виды.

5. Приемы творческого воображения.

1. Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали,что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить чело­века и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь су­ществует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.

Понятие о языке и речи.

Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.

Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.

Язык может пережить создавшее его общество и выступать цен­нейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь.

Отличие языка и речи следующие:

Язык-объективное явление жизни общества,он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.

(Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность).


Этапы развития речи

Развитие речи шло по линии:

- комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) — передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

- ручная кинетическая речь (язык жестов) — более дифферен­цирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);

- звуковая речь (более 100 000 л. назад) — в виде отдельных слов;

- создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

- рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

- рассказ в картинках;

- идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой — "удобный случай";

- собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим

- голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.