Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принципы построения психологических исследований.

- Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения.

Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты.

Убедительным доказательством соблюдения принципа объектив­ности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями.

- Изучение психических явлений в их развитии. Важным прин­ципом построения психологических исследований является изучение

психических явлений в их развитии.

- Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в госу­дарствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе.

Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое — дает возможность выявить взаимосвязь всех от­дельных психических проявлений и найти то устойчивое, что харак­теризует человека в целом.

Методы исследования, применяемые в психологии

Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмот­ренным принципам, помогает его правильная организация.

Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:

- методы организации исследований (лонгитюдный, сравнитель­ный);

- методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наб­людение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естествен­ный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);

- методы обработки материала (качественный и количественный анализы).

Этапы проведения психологического исследования.


Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.

Так, любое исследование имеет следующие этапы:

1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе ко­торого изучается литература по интересующему вопросу и проводит­ся первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета.

Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.

2) Второй этап — это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экс­периментальное оборудование.

3) Третий этап — основной сбор фактического материала с по­мощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.

4) Четвертый этап — качественный и количественный анализ ма­териалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.

Психология в системе других наук

Человек изучается в различных дисциплинах

- как представитель биологического вида

- как член общества

- как субъект деятельности

Исходя из этого, психология имеет тесные связи со следующи­ми науками:

- биологическими (биология, антропология, анатомия, эмбрио­логия и т.д.)

- гуманитарными (философия, педагогика, социология, история)

- техническими (эргономика, инженерная психология).

Отрасли психологии, их взаимосвязь Психологическая наука на современном этапе развития предс-

тавляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин.

Отдельные области психологии тесно связаны между собой.

Различают следующие отрасли психологии:

Общая психология исследует наиболее общие закономерности пси-

хической деятельности взрослого нормального человека.

Возрастная психология изучает закономерности психического раз­вития человека в различном возрасте.

Педагогическая психология исследует психологические основы

обучения и воспитания.

Психология труда исследует психологические основы трудовой де­ятельности.


Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии че­ловека с машиной.

Космическая психология занимается вопросами волевой и мо­ральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием ме­тодов обучения и тренировки.

Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке

Психология спорта разрабатывает психологические основы обуче­ния и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортив­ных навыков и умений.

Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведе­ний.

Социальная психология изучает психические проявления различ­ных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в груп­пах, положение личности в них.

Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психо­логическими аспектами следствия, а также психологические особен­ности личности преступника, мотивы преступления, психологию зак­люченного, психологические основы перевоспитания преступников.

Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.

Патопсихология исследует различные формы нарушения нормаль­ной психической деятельности людей.

Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихо­логия (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабови­дящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).

Сравнительная психология изучает психику животных.

3. Органические предпосылки развития личности. Особен­ности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.

Психика возникает только на определенном этапе развития ма­терии. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется милли­ардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад.

Материальной основой психики является деятельность цент­ральной нервной системы. При этом, по мере усложнения строения нервной системы усложнялась и психическая деятельность.


Этапы развития Н.С.:

1) простейшая н.с. — сетевидная — у кишечноплостных (гидра, медуза, актиния) — форма поведения (недифференцированные реакции

на различные раздражители);

2) ганглиозная (цепочная) Н.С. — у насекомых (возможны обо­нятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения). (Сен­сорная стадия развития психики).

3) ЦНС (у позвоночных животных) — возможно целостное отра­жение предмета (Перцептивная стадия развития психики).

Формы поведения животных

- Инстинкт (врожденная видовая форма поведения; для него х-но 1)шаблонность, 2) жесткая детерминация, 3) они вызываются строго определенными раздражителями.)

- Навык (индивидуально приобретенная форма поведения) (вы­рабатывается в течение жизни, изменяется при изменении обстанов),

и интеллектуальная форма поведения (отражаются взаимосвязи между предметами, имеет подготовительный этап).

Особенности психического отражения.

Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых матери­альных тел приводит к их взаимным изменениям.

Чем же характеризуется психика как отражение?

К особенностям психического отражения относятся:

- это активный процесс (носит характер взаимодействия)

- любое воздействие преломляется через внутреннее состояние того, кто отражает;

- психическое отражение носит опережающий характер;

Основными функциями психики человека являются:

- отражение действительности;

- сохранение целостности организма;

- регуляция поведения

Все эти функции в целом способствуют адаптации.

Рис.

Органическими предпосылками развития личности является дос­таточный уровень развития центральной нервной системы и включе­нность человека в систему социальных отношений (Маугли и т.п.).

Необходимо отметить, что в настоящее время доказано, что особенности деятельности коры головного мозга накладывает су­щественный отпечаток на проявления психики.

Так, в настоящее время известен такой феномен, как ассимет­рия полушарий. Левое полушарие в своей работе выступает как ве­дущее в в осуществлении речевых и других связанных с речью функ­ций (чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логичес­кого мышления, произвольной речевой регуляции психических про­цессов и состояний). Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.


Правое полушарие отвечает з целостное восприятие объекта и выполняет функцию глобальной интеграции образа.

Левое полушарие функционирует на основе аналитического под­хода, осуществляя отображение предмета, формируя отдельные части психического образа.

Необходимо отметить, что в восприятии внешнего мира задейс­тсвованы оба полушария. Нарушение работы любого из них может привести к потере контакта человека с окружающей действитель­ностью.

4. Основные отечественные и зарубежные теории личности

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО — руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я — разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с прици­пом реальности.

Сверх-Я — основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я . Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фрома. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.