Файл: Занятие для обучающихся 34 классов по теме день труда. Мир профессий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий занятия
ДЕНЬ ТРУДА
3–4 классы

2 апреля 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ»
Цель занятия: расширять представление обучающихся о значении труда в жизни общества, о профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Планируемые результаты.
Личностные:
− проявлять интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
− проявлять уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
− понимать необходимость проявления взаимопомощи в семье.
Метапредметные:
− анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;
− формулировать суждения, аргументированно высказывать своё мнение;
− соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа.
Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, интерактивных заданий.
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видеофрагменты,
– презентация,
– комплект интерактивных заданий.

3
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Вводная беседа на основе выполнения задания, связанного с анализом предложенных рисунков, позволяет актуализировать центральные понятия занятия
– труд, трудовая деятельность, профессия человека. Важно поддержать возникающее в процессе беседы чувство уважения и благодарности к людям разных профессий.
Часть 2. Основная
Просмотр видеофрагментов «Путешествие Совёнка по профессиям» – центральный элемент основной части занятия. После просмотра видеоматериала организуется познавательная беседа, ориентированная на знакомство с профессиями, выполняются интерактивные задания.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов состоявшегося обсуждения. В благодарность за помощь, обучающиеся получают от Совёнка «пульты», на которых они смогут нарисовать профессии, которые им интересны.


4
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель.
Здравствуйте, ребята! В начале нашего занятия выполним задание.
Рассмотрите рисунки, кто на них изображён?
(Ответы обучающихся.)
Задание №1 «Что объединяет людей на картинке?».
Содержание задания: на экране появляется слайд, на котором изображены
люди разных профессий в процессе работы. Пожарный, который тушит пожар,
тракторист в поле, механик, который чинит автомобиль, повар, который варит
суп, учёный с микроскопом.
Учитель.
Ребята, подумайте,что объединяет всех этих людей?
(Ответы обучающихся: их объединяет труд.)
Учитель.
Это люди разных профессий, но всех объединяет то, что любая профессия связана с трудом человека: ремонт машин, уборка урожая, приготовление

5 различных блюд, научные открытия и многое другое. Труд — это основа жизни человека. Как природа трудится над каждым листочком, над каждым колоском, так и человек — трудится над всем, что нас окружает. Оглянитесь! Всё, чем мы пользуемся — это результат человеческого труда.
Как вы думаете, почему в народе сложили пословицу: «Землю красит солнце, а человека – труд»?
(Ответы обучающихся: чтобы у нас были дома, школы, магазины, чтобы мы
могли есть разнообразные продукты, чтобы у нас была одежда…чтобы можно
было себе что-нибудь купить…).
Учитель. Действительно, труд даёт человеку всё необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта. Труд всех людей взаимосвязан, и он важен для каждого из нас, а 1 Мая мы отмечаем Праздник Весны и Труда: труженикам всем почёт и уважение. «Суди о человеке по его труду», говорят в народе. Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
(Ответы обучающихся.)
Учитель. По отношению человека к своей работе, к труду, можно судить и о его качествах: ответственности, организованности, отзывчивости. А выдающиеся заслуги, которые специалисты достигли в своих профессиях, заслуживают самой высокой награды. В 2013 году в нашей стране было учреждено звание «Герой
Труда Российской Федерации», и уже в течение десяти лет накануне Дня Труда оно присуждается людям разных профессий.


6
В дополнительных материалах представлена информация и о других
наградах.
Учитель. А как вы думаете, люди, каких профессий могут получить такую награду?
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
Стать Героем Труда может человек любой профессии! Вот несколько человек, которые было удостоены такого высокого звания:
• монтажник стальных и железобетонных конструкций из города Коломны
(Подмосковье) – Зайков Николай Васильевич;
• доярка из Республики Ингушетия – Богатырёва Марем Камбулатовна;
• режиссёр, актёр, телеведущий – Михалков Никита Сергеевич.
Учителю важно опираться на примеры, демонстрирующие доблестный труд
представителей конкретного региона.
Учитель.
Этот список можно продолжить, но главное, что все они – люди-труда, показавшие выдающиеся результаты в своей профессии, беззаветно преданные ей.
Ведь профессия – это труд, которому человек часто посвящает всю свою жизнь. А кто из вас был на работе у родителей? Расскажите, где они трудятся и что делают.
(Ответы обучающихся.)
Учитель даёт возможность нескольким обучающимся рассказать о
профессии родителей, о том, как они трудятся.
Учитель.
Кто-то из вас уже думал, чем он будет заниматься, какую профессию выберет, когда вырастет? Чем она полезна?
(Ответы обучающихся).
Учитель.
А знаете ли вы, сколько профессий существует? Только представьте, в мире существует около 40 тысяч профессий, а триста лет назад их было всего 500! Наш мир быстро развивается, а вместе с этим появляются всевозможные профессии.
Ребята, а как вы думаете, что нужно, чтобы получить профессию?
(Ответы обучающихся.)

7
Учитель.
Главное — это не просто выбрать профессию, а найти любимое дело жизни, поэтому так важно уже сейчас начинать знакомство с миром профессий. Конечно, сегодня обо всех профессиях мы не сможем поговорить, но с некоторыми — познакомимся. А поможет нам в этом любознательный Совёнок. Он тоже мечтает найти любимое дело жизни и путешествует в разные профессии.
Часть 2. Основная
Учитель.
Совёнок мечтает найти любимое дело жизни, поэтому путешествует и узнает о разных профессиях. Познакомимся с нашим героем.
Демонстрация видеоролика «История Совёнка».
Анимация без текста.
Описание: данный ролик знакомит ребят с персонажем — Совёнком,
который находит волшебный пульт и путешествует по разным профессиям.
Учитель.
Ну что, отправимся вместе с Совёнком в путешествие?Но сначала прочтём письмо, которое Совёнок нам прислал.
Учитель достаёт заранее распечатанное и спрятанное письмо, зачитывает
его вслух (письмо дублируется на экране в презентации).


8
Учитель.
Как думаете, ребята, сможем мы помочь Совёнку? Тогда слушайте внимательно первое задание. На экране вы увидите изображения с разными предметами, которые имеют отношение к той или иной профессии. Вам надо подумать и назвать, какой предмет лишний и к какой профессии относятся все остальные предметы.
Интерактивное задание № 1 «Найди лишний предмет и назови
профессию».
Содержание задания: сначала на экран выводится слайд с изображением
атрибутов профессии и лишним предметом, после ответа обучающихся на экран
выводится слайд с правильным ответом.
кисточка, карандаш, краски, сумка с письмами (лишний предмет: сумка с письмами, профессия: художник);
лампочка, иголка, нитки, пуговицы (лишний предмет: лампочка, профессия: швея);
градусник, рисунок мультяшки-Совёнка, шприц, лекарства (лишний предмет: рисунок, профессия: врач);
расчёска, ножницы, молоток, зеркало (лишний предмет: молоток, профессия: парикмахер);
микрофон, нитки, награда, гитара (лишний предмет: нитки, профессия: певец, музыкант);
ножницы, шлем от скафандра, ракета (лишний предмет: ножницы, профессия: космонавт).
Пример:

9
Учитель.
А представьте, что одна из этих профессий вдруг исчезла, как бы изменилась наша жизни?
Обучающиеся рассуждают, можно ли обойтись без профессий из задания,
что бы стало с людьми, если бы вдруг не стало учителей, врачей, электриков и
т. д.
Учитель.
Вы абсолютно правы! Каждая из профессий важна и нужна людям и обществу.
Молодцы, вы замечательно справились с первым заданием, и Совёнок теперь может отправиться в ещё одно путешествие по профессиям. А вместе с ним и мы.
Итак, давайте посмотрим, с какой профессией решил познакомиться Совёнок?
Демонстрация видеоролика «Совёнок-строитель» (дикторский текст).
Вы уже догадались, в какую профессию попал Совёнок? Конечно, это
строитель! Строители делают так, чтобы у каждого из нас был тёплый и
уютный дом. И чтобы вам было куда ходить учиться, а родителям – работать,
чтобы были магазины, поликлиники, а ещё дороги, мосты, железнодорожные
станции и многое другое. Строитель – это общее название, на самом деле, чтобы
построить дом, нужны разные профессии: архитектор придумывает, как должен
выглядеть дом, инженер – как сделать так, чтобы он был крепким и надёжным,
штукатур делает стены ровными, а маляр их красит. А про того, кто может
сделать и то и другое, обычно говорят, что у него золотые руки.
Учитель.
А как вы думаете, есть ли профессия, без которой можно прожить?
Обучающиеся предлагают свои варианты, рассуждают: есть ли такая
профессия, без которой человек смог бы прожить.
Учитель.
Конечно, такой профессии нет. Важен труд каждого человека. Благодаря строителю, у нас есть дом и школа, водитель автобуса привозит вас на учёбу, а меня — на работу, повар приготовил нам обед, а дворник навёл чистоту. И каждый из них вносит свой вклад в жизнь общества. Все профессии объединяются в большие отрасли, которые делают нашу жизнь комфортной, а страну — сильной и развитой. Давайте посмотрим на нашу школу. Люди, каких профессий в ней работают?
(Ответы обучающихся.)


10
При необходимости учитель обращает внимание обучающихся, что, кроме
педагогов, есть повара, которые кормят ребят, охранники, которые отвечают за
безопасность, где-то есть водители школьных автобусов и др.
Учитель. Ребята, а если бы у вас был волшебный пульт, в каких профессиях вы бы хотели побывать. Почему? Какую пользу несут эти профессии?
(Ответы обучающихся.)
Учитель. А как вы думаете, можете ли вы уже сейчас делать что-то, что принесёт пользу, созидательно трудиться?
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
В России школьники могут участвовать в общественно полезной работе, такой, как проекты по очистке окружающей среды, благотворительных акциях, волонтёрстве. А ещё, конечно, учиться и узнавать новое, ведь это тоже труд. Куда же отправился Совёнок на это раз?
Демонстрация видеоролика «Совёнок-диспетчер» (дикторский текст).
В нашем мире круглосуточно летают самолёты, плавают корабли и едут
поезда. За безопасность пассажиров отвечают не только те, кто управляют
транспортом, но и те, кто внимательно следят за его передвижением. Такая
профессия называется диспетчер. Именно им и попробовал побыть Совёнок, и ему
очень понравилось! А кто ещё нужен, чтобы транспорт был максимально
удобным, безопасным и следовал строго по расписанию? Это стюардессы в
самолётах, проводники в поездах, железнодорожники, которые ремонтируют
пути, полицейские, которые следят за соблюдением правил дорожного движения,
и даже смотрители маяков, которые ночью указывают кораблям верный путь.
Учитель.
Мы уже много узнали о людях разных профессий. Но профессий очень много, да и пульт у Совёнка всё ещё даёт сбои. Он очень хочет побывать на разных фабриках и заводах, увидеть, как добывают полезные ископаемые, строят автомобили и создают разные вещи, вот только в его пульте всё перепуталось.
Задача: выбрать правильные ответы на загадки.

11
Интерактивное задание №2 «Загадки».
Содержание задания: обучающимся необходимо выбрать загадку и ответ на
неё, после чего проверить ответы с помощью кнопки «Проверить».
Учитель. Вы замечательно справились! Молодцы! Все эти профессии существуют уже очень давно, но при этом они всё равно очень нужны людям. Но мир постоянно развивается, поэтому появляются и новые профессии. Сегодня