Файл: Особенности памяти детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессе запоминания анализатору. В первом случае выделяется:

1. Мгновенная или иконическая память. Она связана с удержанием точной или полной картины только что воспринятого  органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Деятельность этой памяти от 0,1 до 0,5 с. За это время решается вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание в высших отделах мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и мгновенная память заполняется новыми сигналами.

  1. Кратковременная   память.   Она   представляет   собой   способ
    хранения  информации  в течение  короткого  промежутка времени.
    Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает
    нескольких        десятков        секунд.        Кратковременную        память
    характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5
    до    9    единиц    информации    и    определяется    по    числу    единиц
    информации,   которое   человек   в   состоянии   точно   воспроизвести
    спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления
    ему   этой   информации.   Кратковременная   память   связана   с   так
    называемым    актуальным    сознанием    человека.    Из    мгновенной
    памяти в нее попадает только та информация, которая сознается,
    соотносится с актуальными интересами и потребностями человека,
    привлекает к себе его повышенное внимание.

  2. Долговременная   память.   Это   память,   способная   хранить
    информацию    в    течение    практически    неограниченного    срока.
    Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может
    воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более
    того,   многократное   и   систематическое   воспроизведение   данной
    информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.
    В   отличие   от   кратковременной   памяти,   где   припоминание   не
    требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, так
    как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере
    актуального сознания.

4.        Оперативная память. Это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.


5.        Генетическая   память.   Эту   память   можно   определить   как
такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и
воспроизводится      по      наследству.      Основным      биологическим
механизмом запоминания в такой памяти являются, по-видимому,
мутации    и    связанные    с    ними    изменения    генных    структур.
Генетическая память у человека - единственная, на которую нельзя
оказывать влияние через обучение и воспитание.

Рассмотрим классификацию видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

1. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение многообразных, сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

1. Образная   память - запоминание,      сохранение      и воспроизведение   образов   ранее   воспринимавшихся   предметов   и явлений действительности, различают подвиды образной памяти зрительную,   слуховую,   осязательную,   обонятельную,   вкусовую. Если   зрительная   и   слуховая   память   обычно   хорошо   развиты   и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами, так как эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти. У некоторых людей наблюдается особая форма образной памяти -эйдетическая, отличающаяся фотографической точностью. Это явление феноменальной памяти на протяжении многих лет привлекает внимание психологов, пытающихся дать точное объяснение ее механизмам.

3.        Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо
переживания.   Она   участвует   в   работе   всех   видов   памяти,   но
особенно   проявляется   в  человеческих  отношениях.   Толчком   для
проявления   эмоциональной   памяти   могут   быть   воспоминания   о
каких-либо    событиях,    сопровождающихся    переживаниями.    На
эмоциональной     памяти     непосредственно     основана     прочность
запоминания      материала:      то,      что      вызывает      у      человека
эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и


на длительный срок.

4.        Словесно-логическая    память.    Ее    содержанием   являются
мысли человека. Мысли не существуют без языка, поэтому память
на  них  и  называется  словесно-логической.  Человек,  обладающий
словесно-логической памятью, быстро и точно запоминает смысл
событий, логику какого-либо доказательства. Этот смысл он может
точно  передать  своими  словами,  зачастую  совершенно  не  помня деталей    исходного    материала.    Словесно-логическая    память специфически   человеческая   память   в   отличие   от   двигательной, эмоциональной    и    образной,    которые    в    простейших    формах свойственны       и       животным.      

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. В зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функции ребёнка, которая характеризуется …в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль».

Память сохраняет представление, которое в психологии интерпретируют как «обобщенное воспитание». Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связанны с изменениями, которые происходят в разных сферах психологической жизни ребёнка. Восприятие сохраняет глобальность. Ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета. Поэтому представление, которые составляют основные содержания памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминания и воспроизведения проходят быстро, но бессистемно. Ребенок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.


На протяжении дошкольного возраста, что доказано в научных исследованиях А.А. Люблинской, происходит переход:

– от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;

– от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;

– от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

– от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно - двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной труд. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.


На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому дети долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил её, рисовал и запомнил названия цветов спектра.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят само поправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6 летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.