Файл: Проект 1 Психологические барьеры общения в системе Начальник подчинённый.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология управления

Проект №1

Психологические барьеры общения в системе «Начальник – подчинённый»

В психологии рассматривается категория «психологический барьер», которая раскрывается в следующих определениях:

  • это психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий (С.Ю. Головин, 1997; А.А. Бодалев, А.Н. Сухова, 1995);

  • это мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности, общению с определенным человеком или группой людей;

  • «внутренняя помеха», наиболее частая причина внутренних конфликтов.

По мере возрастания значения нововведений на производстве, в организациях, в образовании и обществе в целом, а следовательно, их научного изучения и трактовки, психологические барьеры рассматриваются в рамках инновационной деятельности:

  • психологический барьер – это последствия, трудности подчиненных (рабочих) при внедрении нововведений на предприятиях (Ф. Генов, 1982);

  • инновации ведут за собой пассивность, ригидность в поведении, стремление держаться за привычку, придерживание старой профессиональной роли, установок – все это психологический барьер к нововведениям (М.В. Войнич, 2003).

Таким образом, понятие социально-психологического барьера должно включать в себя все отмеченные определения. Это и мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности, и некое психическое состояние личности; и помеха на пути реализации новых идей; и нежелание приспособиться к новому социально-психологическому климату в коллективе; и стремление сохранить привычные социальные связи, роли; и боязнь, что новая социальная обстановка приведет к уменьшению удовлетворенности работой; и неприязнь к вмешательству в личную жизнь и к лицам, внедряющим нововведения и т.д.

Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных
весьма актуальна для современной жизни. От оптимизации отношений в звене «руководитель – подчиненный» ( «по вертикали») зависят эффективность управления, стиль руководства, авторитет руководителя, оптимизация социально-психологического климата в коллективе. А это прямо или косвенно влияет на конечный результат образовательного процесса.
Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.


Психологическая система "руководитель – подчиненный" формирует не только знания, навыки и умения, но и духовный мир подчиненного, приобщает его к достижениям культуры. Сформировать личность подчиненного можно лишь в атмосфере творческого поиска, в процессе развития деятельности. Профессиональное творчество руководителя выражается в открытии новых способов индивидуального воздействия на подчиненного, в нахождении новых вариантов решения задач, в анализе собственной деятельности, который вскрывает новые возможности для оптимизации работы.

Психологическим барьером общения в системе «начальник–подчиненный» является:
Коммуникативный (обмен информацией)
Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого общения, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.

Перцептивный (восприятие друг друга в процессе общения)
Иногда подчиненный сопротивляется только потому, что руководитель не нравится ему как человек. В таком случае нарушенные когда-то (этот факт нужно выяснить и проанализировать!) взаимоотношения из делового конфликта перешли в эмоциональный.

Интерактивный (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).
Побуждать руководителя и починенного к творчеству могут потребности, убеждения, идеалы, интересы и настроения. Постоянно поддерживая и развивая их, руководитель подводит своих подчиненных к пониманию сущности тех задач и целей работы, которые им предстоит решать сегодня и в будущем. Восприятие, память, мышление, воображение подчиненного зависят от того, какая установка становится значимой, приобретает для него личностный смысл и ценность.

С учетом всей оригинальности и самобытности протекания познавательных процессов, эмоционального отношения к окружающему, проявлений воли и характера, можно выделить два относительно самостоятельных состояния сознания подчиненного.
Обыденное сознание складывается на определенных впечатлениях, представлениях и простейших суждениях о процессе профессионального воспитания, почерпнутых из опыта других людей, из рассказов и иных источников. Они позволяют сотруднику еще до занятия профессиональной деятельностью выработать свою точку зрения.



Теоретическое сознание. Между обыденным и теоретическим состоянием сознания подчиненного нет непреодолимой пропасти. Они составляют процесс познания и действий человека, с закономерностями которого надо считаться и использовать эти законы для оптимизации деятельности. "Конечными продуктами" теоретического состояния сознания, его богатством и оружием являются научные понятия, суждения и умозаключения. Они-то и позволяют личности в жизни и труде действовать целесообразно, допуская минимум возможных ошибок.

Важность формирования теоретического сознания начинающего подчиненного обусловлена тем, что обыденное сознание и его точка зрения становятся живым фильтром информации – фильтром доверия. Порой принимаются ложные и вредные суждения, им оказывается доверие.
Чем более развита личность, тем содержательнее ее сознание, тем выше активная деятельность эмоционально-чувственной сферы.
И обыденное, и теоретическое сознание имеют "барьеры", которые руководителю в общении с подчиненным предстоит преодолевать.
"Барьер чрезмерного доверия" и "барьер непонимания" – естественные причины, осложняющие общение руководителя и подчиненного. Для преодоления таких "барьеров" руководители часто пользуются закономерностями мышления самих же подчиненных. Способность мышления к ассоциациям, к связыванию личного опыта с логикой движений и действий, образность и воображение позволяют даже детям и подросткам осваивать самые сложные абстракции, отражающие существенные стороны их деятельности.

Систему действий, позволяющих минимизировать психологические барьеры общения в системе «начальник – подчинённый» составляют важные поведенческие акты:
- Предоставление письменного доклада руководителю по поводу нововведений без предварительной устной беседы с ним по данной проблеме

- Смысловой барьер непонимания (неубедительность, сомнения, возражения)
- Эмоциональный барьер: боязнь личных неудобств

- Устный доклад предшествует письменному

- В письменном докладе учитываются мнения руководителя

- Заранее знать возражения вышестоящего руководителя
- Заранее знать основные точки соприкосновения управленческих позиций
- Понять причины возражений руководителя
- Вовлечь его в обсуждение своих предложений
- Представив доклад по поводу нововведений, торопит руководителя с ответом, проявляет нетерпимость, каждый раз при встрече спрашивает, прочитан ли доклад

- Недовольство

- Раздражение
- Неприязнь к нижестоящему

- Возникновение установки на поиск только одних недостатков в представленном докладе
- Предвзятость по отношению к возможным нововведениям

- Необходимо дать возможность руководителю разобраться в докладной записке не спеша, тогда, когда у него есть для этого достаточно времени и желания Избегать упрёков в адрес руководителя в том случае, если докладная записка ещё не прочитана.
Прежде чем ставить и решать проблему необходимо выявить, «чья» это проблема, кто больше заинтересован в её решении

Выявить «распределение сил» в возможном решении проблемы
Выявить, на чьё мнение и поддержку можно опираться
Представлять, что не все, кто заинтересованы в решении проблемы, могут реально помочь в случае необходимости
Знать людей, нейтрально относящихся к решению проблемы, ибо они могут в определяющий момент примкнуть к оппонентам
Предложения высказываются в категорической форме на основе критики недостатков: Недовольство, Раздражение, Несогласие, Неприязнь

Предложения о нововведениях высказываются руководителю в форме раздумий Искать благоприятный момент для высказывания своих предложений
Опираться на мнение вышестоящего руководства, высказывая своё мнение
Использовать мнение непосредственного руководителя таким образом, чтобы новые предложения как-то перекликались и с его точкой зрения
Помнить, что руководитель всегда ожидает компетентной помощи от подчинённых, а не лобовой критики своих недостатков
Пытаться привлечь внимание начальника к себе, а не к своей работе, стараясь завоевать его симпатию
Внутренний конфликт в оценках личных и деловых качеств подчинённого (по типу симпатии-антипатии) Необходимо привлекать внимание начальника не к своим личным достоинствам, а к своей работе, так как он ценит прежде всего отношение работника к делу, умение его организовывать Знать деловые интересы руководителя
Представлять отчёты, учитывая деловые интересы начальника
Давать ему информацию по интересующим его проблемам
Нарушение субординации путём подчёркивания своих дружеских отношений с руководителем в служебное время, особенно при присутствии равных по рангу подчинённых

Скрупулёзно соблюдать служебный этикет
Не выходить за рамки своих прав и обязанностей в качестве его подчинённого
Обращаться к руководству через голову своего непосредственного начальника , значит вызвать его раздражение, возникающее в результате ощущения потери престижа. Лучше заранее сообщать непосредственному начальнику о встречах с вышестоящим руководством.


Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации
Проект №2
Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии обучающихся.

Чаще всего конфликтные ситуации у участников образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Для решения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, провести анализ различных позиций и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы. Важно справедливое отношение к инициатору конфликта, сокращение числа претензий, осознание и контроль руководителем своих действий.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющий личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их взаимоотношения.

Нет универсальных способов преодоления конфликта. Для его "решения" единственно возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только "вжившись" в сложившуюся в образовательном учреждении ситуацию можно изучить проблему конфликта и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления, которые необходимо знать руководителю.

Организационно-структурные методы разрешения конфликтов связаны с налаживанием порядка в работе организации, в том числе в самой организационной структуре и в разделении труда между работниками.

Административные методы управления конфликтом предполагают директивное вмешательство в его процесс.