Файл: 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6

1.1 Необходимость формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным 6

1.2 Развитие эмпатии у дошкольников через ознакомление с животными 12

1.3. Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным 15

2 Эмпирическое изучение проблемы воспитания гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности 24

2.1 Характеристика методик констатирующего эксперимента 24

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28

2.3 Алгоритм проекта «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников» 33

Заключение 40

Список литературы 42

Приложения

Введение

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями и сострадания и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи.

Гуманное образование – это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а так же признаёт взаимозависимость всех живых существ.

Цель гуманного образования – создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества. Это средство приобщения людей к реакциям и эмоциям животных, так же как и лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем.


Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у старших дошкольников гуманного отношения к животным в условиях дошкольной образовательной организации.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблематики ценностей, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения занимались отечественные педагоги и психологи, такие как С.Е. Елишев, С.М. Ершова, О.Г. Холодкова, Н.Е. Щуркова и др. Проблема формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеева, В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Л.А. Каменева, Е.Н. Лазаренко, Е.В. Михеева, Т. А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др. В то же время, несмотря на достаточное количество работ, раскрывающих образовательные аспекты экологической работы с подрастающим поколением, процесс формирования у дошкольников ценностного отношения к природе как личного образования недостаточно изучен.

Вопросы механизма познания ценности природы во всех ее проявлениях и формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе остаются открытыми, указанная проблематика до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.

Цель работы – проведение эмпирического исследования изучения проблемы воспитания гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи исследования.

      1. Выявить уровень сформированности гуманного отношения к животным у старших дошкольников.

2. Разработать комплекс мероприятий по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным посредством проектной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к животным в условиях современного ДОУ.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешному гуманного отношения к животным у старших дошкольников будет способствовать:

 создание эколого-развивающей пространственной среды в ДОУ, включающей общение с природой и получение знаний о ней в разных видах деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.

 применение комплекса мероприятий, обеспечивающего формирование гуманного отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста, включающего в себя проект, игровые упражнения, беседы, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, а также практические занятия.



1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным

1.1 Необходимость формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения к животным
Неотъемлемой частью этики является биоэтика – область нравственного отношения к окружающему человека миру. Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого человека, даже если этот другой – животное. Этика отношения к людям и этика отношения к животным – биоэтика – имеют одну и ту же психическую основу – способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.

Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира.

Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели.

Причины неправильного отношения к природе:

Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;

Низкий уровень развития наблюдательности;

Недостаточный опыт общения с природой;

Слабый уровень владения навыками ухода;

Плохой пример взрослых;

Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

Нравственное воспитание ребёнка состоит в том, что ему постоянно напоминают об интересах других; когда в основу воспитания положена не просто этика, а универсальная этика, ребёнку постоянно указывают, что животные имеют потребности. Универсальная этика расширила рамки философии и дополнила круг лиц, по отношению к которым человек должен чувствовать ответственность; и биотическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не только традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.


В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Осознанное, правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме у ребёнка. Он узнаёт то, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Осознанное, правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; пониманием специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Задача нравственного воспитания – формирование этичного человека. Как указывалось выше, этика понимается как ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение оттого, что кому-то реально помог. Для маленького ребёнка таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Окружающие ребёнка взрослые до такой степени сильнее ребёнка, что любая ситуация, когда ребёнок «оказывает помощь» взрослому, страдает нарочитостью.


В отличает от взрослых, для ребёнка контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех или иных животных носит также черты сходства; кроме того, ребёнок живо познаёт мир, и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.

Ребёнок легче эпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Для детей жесткий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжёлая драма: жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждение ребёнка от родителей, неприязни к ним.

Следовательно, отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.

Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) – человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предпологает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных.

Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример привести таких педагогов как Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина, Л.П. Молодова, М.М. Марковская.

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и производства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.