Файл: Реферат по дисциплине Математическое моделирование на тему транспортная задача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Институт профессионального образования

Кафедра теории и методики профессионального образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Математическое моделирование» на тему:

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

Выполнили ст. гр. ИСт-192

Зайцева Я. С.

Сагдатдинова А. В.

Преподаватель Кузнецов И. С.

Кемерово 2022




Оглавление


Введение 3

Глава 1. Математическая постановка задачи 4

1.1 Определение опорного плана. 7

Глава 2. Методы решения транспортной задачи. 8

2.1 Метод северо-западного угла 8

2.2 Метод минимального элемента 10

2.3 Метод аппроксимации Фогеля 13

2.4 Метод потенциалов 18

Заключение 28

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 29



Введение


Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий - для этого существует целый раздел под названием математическое программирование.

Одним из классов математических моделей являются задачи линейного программирования. Одной из задач линейного программирования является транспортная задача - задача составления оптимального плана перевозок, позволяющего минимизировать суммарный километраж.

Транспортная задача делится на два вида: транспортная задача по критерию стоимости - определение плана перевозок, при котором стоимость груза была бы минимальна; транспортная задача по критерию времени - более важным является выигрыш по времени.

Транспортная задача по критерию стоимости является частным случаем задачи линейного программирования и может быть решена симплексным методом.
Однако в силу особенностей задачи, она решается намного проще.

Целью транспортной задачи является обеспечение доставки товара потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Цель транспортной деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий: нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Объектом изучения являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

В данной работе будут рассмотрены понятие транспортной задачи, её типы, различные методы решения.

Глава 1. Математическая постановка задачи


Общая постановка транспортной задачи заключается в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из пунктов отправления в пункты назначения . Критерием оптимальности берётся минимальная стоимость перевозки или минимальное время доставки груза.

Рассмотрим транспортную задачу, где в качестве критерия оптимальности взята минимальная стоимость перевозок всего груза. Обозначим через тарифы перевозки единицы груза из пункта отправления i в пункт назначения j. Обозначим через запасы груза в i-м пункте отправления, а через потребности груза в j-м пункте назначения, а через количество единиц груза перевозимого из пункта отправления i в пункт назначения j.

Тогда математическая модель транспортной задачи состоит в определении минимального значения функции

F = (форм. 1)

при условиях


(форм. 2) (форм. 3)

(форм. 4)

Поскольку удовлетворяются условия (форм. 2) – (форм. 4), то обеспечивается доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, вывоз груза из всех пунктов отправления, а также исключаются обратные перевозки.

Определение 1. Любое неотрицательное решение (i=1,..,m; j=1,...,n) систем (форм. 2) и (форм. 3) называется допустимым планом транспортной задачи.

Определение 2. План  (i=1,..,m; j=1,...,n) при котором функция (форм. 1) принимает минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи.

Если сумма груза у поставщиков равна общей сумме потребностей в пунктах назначения:

(форм. 5)

то модель транспортной задачи называется закрытой (или сбалансированной). Если (форм. 5) не удовлетворяется, то модель транспортной задачи называется открытой (или несбалансированной).

Теорема 1. Для разрешимости транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие (форм. 5).

В случае превышения запаса над потребностью, т.е. при

(форм. 6)

вводится фиктивный (n+1)-ый пункт назначения с потребностью

(форм. 7)

Соответствующие тарифы считаются равными нулю:  (i=1,...,m). После этих преобразований получим закрытую модель транспортной задачи.

Аналогично, при 

(форм. 8)

вводится фиктивный ( ) пункт отправления с грузом,


(форм. 9)

а тарифы полагаются равными нулю:  (j=1,...,n). После этих преобразований получим закрытую модель транспортной задачи.

Мы рассмотрим закрытую модель транспортной задачи. Если же модель транспортной задачи будет является открытой, то с помощью вышеизложенных преобразований строим закрытую модель транспортной задачи.

Обычно данные транспортной задачи записывают в виде таблицы:

Пункты отправления

Пункты назначения

Запасы

B1



Bj



Bn

A1

c11

x11




c1j

x1j




c1n

x1n

a1




















Ai

ci1

xi1




cij

xij




cin

xin

ai




















Am

cm1

xm1




cmj

xmj




cmn

xmn

am

Потребности

b1



bj



bn




Число переменных   равно  , где m число пунктов отправления, а n число пунктов назначения. Число уравнений в (форм. 2) и (форм. 3) равно 
. Так как мы рассматриваем закрытую модель транспортной задачи (выполняется равенство (рис. 5)), то число линейно независимых уравнений равно  . Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более  отличных от нуля неизвестных.

Если в опорном плане количество отличных от нуля компонентов равно в точности  , то опорный план называется невырожденным, а если меньше − то вырожденным.

Для решения транспортной задачи сначала определяется начальный опорный план, а затем определяется оптимальный план путём улучшения текущего опорного плана.

Для определения начального опорного плана существует несколько методов. Мы рассмотрим три метода. Метод северо-западного угла, метод минимального элемента, метод аппроксимации Фогеля и метод потенциалов.