Файл: Курсовая работа Методика выполнения и проведения виртуальных лабораторных работ в процессе обучения физике для учащихся 78 классов.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЗИКИ
Курсовая работа
Методика выполнения и проведения виртуальных лабораторных работ в процессе обучения физике для учащихся 7-8 классов
Студента (ки) 4 курса 308 группы
Физико-математического факультета
Направление подготовки 44.03.05
Профили «Физика» и «Астрономия»
Соян Отчугаш Елисеевич
______________________________
(подпись студента)
Научный руководитель
Старший преподаватель кафедры физики
Сарангов Сергей Владимирович
______________________________
(подпись преподавателя)
Работа защищена
С оценкой___________
____________________
(подпись руководителя)
«____»__________20__г.
Кызыл-2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Постановка цели и выбор виртуальной лаборатории
1.1 Постановка цели ……………………………………………………..…...4
1.2 Выбор виртуальной лаборатории ………………………………...……..5
Глава 2. Разработка сценария урока
2.1 Проведение виртуальной лабораторной работы.…………………….…7
2.2 Построении урока …………………..………………………………..…...9
Глава 3 Анализ деятельности и оценка результатов
3.1 Анализ…………………………………………………….……………....10
3.2 Оценивание…………………………………………………………........11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………...15
Введение
Современные информационные технологии оказывают огромное влияние на учеников, преподавателей и на весь процесс обучения в целом. В наше время традиционные книги и справочники становятся менее популярными, им на смену приходят электронные книги, планшеты и смартфоны. Методика преподавания идет в ногу с быстро меняющимися условиями. Преподаватели всех уровней, начиная с начальной школы, средней, а также высшей школы и заканчивая университетами должны адаптироваться к потребностям своих учеников.
Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Эффективность использования средств новейших технологий в учебном процессе во многом зависит от успешного решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных обучающих систем в учебном процессе.
С внедрением информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе использование мультимедийных средств обучения стало актуальным не только на лекционных занятиях, но и на лабораторных занятиях, в виде виртуальных лабораторных работ.
Актуальность курсовой работы связана с методикой проведения виртуального лабораторного комплекса в дистанционном обучении.
Объект курсовой работы – виртуальные лабораторные работы
Цель курсовой работы – методика проведения виртуальные лабораторные работы
Задачи:
-
1. Постановка цели при работе с виртуальными лабораторными работами -
2. Реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. -
3. Интегрировать знания учащихся. -
4. Стимулировать учащихся на освоение персонального компьютера.
Глава 1. Постановка цели и выбор виртуальной лаборатории
-
Постановка цели
На первом этапе необходимо определить цель применения конкретной виртуальной лабораторной работы. Затем определить оптимальные способы достижения цели наиболее эффективными способами и средствами. При определении цели применения виртуальной лабораторной работы необходимо также учитывать различного рода ресурсы: материальные, технические, временные, а также личностные и возрастные особенности учащихся, а также тематику проводимого урока.
Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения учебной программы.
Лабораторная работа подразумевает:
1. Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом методы, предварительно изученные на лекциях.
2. Выбор наиболее оптимального приема выполнения замеров и исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.
3. Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
4. Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
1.2 Выбор виртуальной лаборатории
Второй этап обусловлен целым рядом обстоятельств, которые необходимы при выборе виртуальной лабораторной работы. Без этого ряда условий будет невозможен процесс подготовки методической литературы, конспекта, структуры проведения урока, а также технической составляющей урока:
Режим доступа к ресурсу.
В данном пункте стоит учитывать возможность проведения виртуальной лабораторной работы в классе, оснащенном современным техническим оборудованием вне урока информатики, а также возможность приобретения необходимого программного обеспечения для виртуальных лабораторных работ.
Финансовые условия использования ресурса.
На сегодняшний день в открытом доступе находится множество виртуальных лабораторных работ, но некоторые редчайшие и сложные для воспроизведения в реальном физическом эксперименте виртуальные лабораторные работы находятся в «закрытом» доступе, то есть для приобретения данного программного обеспечения потребуется внести некоторые финансовые затраты. Не всегда образовательные учреждения имеют свободные финансовые средства для закупки необходимого программного обеспечения, а в особенности – редкого программного обеспечения, которым является виртуальная лабораторная работа.
Если финансовые возможности ограничены, можно обратиться к каталогу образовательных ресурсов (приложение 1), в котором предоставлены некоторые открытые виртуальные лабораторные работы, не требующие дополнительных финансовых затрат.
Язык и сложность интерфейса программного обеспечения.
Несмотря на то, что в современном мире большинство доступного программного обеспечения пишется на нескольких языках, в том числе и на русском языке, некоторые сложные виртуальные лабораторные работы не имеют русификации, поэтому стоит учитывать, что не все учащиеся знают иностранный язык.
Сейчас в открытом доступе находятся разные виртуальные лабораторные работы, с различным интерфейсом. От более простого к более сложному. В некоторых виртуальных лабораторных работах присутствует множество различных функций, что непременно усложняет работу с программным обеспечением, запутывая пользователя, который ранее не знал, как работать с лабораторной работой.
При выборе виртуальной лабораторной работы стоит учитывать возраст и класс учащихся, их владение персональным компьютером и умение владеть различными программами. Если интерфейс виртуальной лабораторной работы будет слишком сложен и непонятен, то возможность выполнить работу с легкостью и за отведенное на выполнение время – будет стремиться к нулю.
Содержание виртуальной лабораторной работы.
Содержание виртуальной лабораторной работы – это есть те возможности, которые данная виртуальная лабораторная работа может предоставляет пользователю (или не предоставляет) для достижения целей планируемой виртуальной лабораторной работы.
Стоит учитывать, что если в содержании самой виртуальной лабораторной работы не присутствует описание каждого опыта в отдельности, то необходимо самостоятельно прописать в опорном конспекте данные аспекты.
Также в сопроводительном описании большинства виртуальных опытов отсутствует определение места и роли этого опыта в лабораторной работе в целом. Это так же необходимо учитывать при составлении опорного конспекта и построении урока с использованием виртуальной лабораторной работы, учитывая, решению каких задач он будет способствовать и как работать на достижение целей виртуальной лабораторной работы.
Глава 2. Разработка сценария урока
2.1 Проведение виртуальной лабораторной работы.
Самым важным этапом, безусловно, является разработка сценария урока, в котором задействована виртуальная лабораторная работа. Есть ряд условий, которые стоит учитывать при разработке сценария урока, которые разделены на несколько разных категорий учащихся; учащиеся средней школы (7-9 классы) и учащиеся старшей школы (10-11 классы).
В первую очередь необходимо определить, из каких частей будет состоять урок. Виртуальная лабораторная работа позволяет учителю составить урок, соединяя в себе несколько разных известных структур проведения урока. Например, как известно, комбинированный урок включает в себя проверку домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний (постановка проблемы урока), подача новых знаний, закрепление материала, рефлексия.
С помощью виртуальной лабораторной работы можно как поставить проблему и усвоить новые знания на практике, так и использовать ее в качестве самостоятельного материала, например, при закреплении ранее изученных знаний. Исходя из того, какой тип урока выберет учитель, стоит определить, из каких частей он будет состоять.
Определив, из каких частей будет состоять урок, необходимо определить, что будет в вводной части.
Вводная часть урока может проходить следующим образом: в вводной части урока необходимо организовать учащихся, например, разделить их на группы или попарно. Необходимо четко и правильно поставить задачи урока, выявить проблемный вопрос и объяснить учащимся, что от них потребуется при выполнении виртуальной лабораторной работы. Следует учитывать, что на организационную часть может потребоваться не менее пяти минут, так как детям необходимо будет включить технику (если техника не включена учителем ранее), а разделение учащихся – это не быстрый процесс.
После того, как определенно, что присутствует в вводной части, необходимо продумать содержательную часть урока. Содержательная часть урока – самая важная часть урока, так как в ней учитель определяет, что он хочет, чтобы усвоили учащиеся. Разберем два варианта: комбинированный урок, который будет построен на усвоении новых знаний в результате применения виртуальной лабораторной работы и повторительно-обобщающий урок с применением виртуальной лабораторной работы.
В содержательную часть комбинированного урока стоит включить тексты всех заданий, которые будут даны учащимся, новый учебный материал, виртуальная лабораторная работа на основе нового учебного материала, которую учитель будет использовать в качестве наглядной демонстрации, решение задач с помощью виртуальной лабораторной работы (получение данных для задачи самостоятельно учащимися), рекомендации по выполнению домашнего задания. Также необходимо включить в содержательную часть урока опорный конспект для выполнения виртуальной лабораторной работы.
В содержательную часть повторно-обобщающего урока необходимо включить повторение ранее изученного материала, наглядная демонстрация учителем хода выполнения виртуальной лабораторной работы (например, на проекторе), ход выполнения виртуальной лабораторной работы учащимися (необходимо учитывать, что виртуальная лабораторная работа займет не более половины времени урока), заключительная часть урока (построение выводов, опрос учащихся, рефлексия).
2.2 Построении урока
При построении урока с применением виртуальной лабораторной работы следует обратить внимание на вид деятельности учащихся.
В основном, применение виртуальной лабораторной работы на уроках физики можно использовать в качестве двух видов деятельности: проектная и малогрупповая исследовательская.
Проектная работа – это вид деятельности, направленный на решение какой-то поставленной проблемы или задачи, и достижение определенной цели каким-либо оптимальным способом. То есть, виртуальная лабораторная работа может быть задействована в проектной деятельности. В этом случае проектную деятельность можно организовать на серии уроков, где учитель может сам распределить между учащимися обязанности на основе их личных особенностей, а затем построить урок таким образом, когда учащиеся исследуют определенные эксперименты и делают самостоятельные выводы, направленные на решение сложившейся проблемы.