Файл: Курсовая работа Методика выполнения и проведения виртуальных лабораторных работ в процессе обучения физике для учащихся 78 классов.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Маллогрупповая исследовательская – здесь учитель может принимать только роль наставника, направляя и помогая учащимся только в экстренном случае, когда учащиеся не могут справиться самостоятельно в виду отсутствия необходимого жизненного опыта. Этот вид деятельности построен таким образом, что учащиеся самостоятельно разделяются на группы: у каждой группы может быть свой опыт, они самостоятельно ставят перед собой цели, которые хотят достигнуть, распределяют роли исходя из жизненного опыта и умений, проводят эксперимент и презентуют его другим, делая выводы из проведенной работы.
Кроме того, важно учитывать ведущие каналы восприятия информации у каждого конкретного обучающегося. Так, например, если в классе большой процент учеников, у которых ведущий канал восприятия является кинестетическим, в сценарий урока с применением виртуальной лабораторной работы, рекомендуется включить реальный эксперимент из изучаемой темы, который обучающиеся могут провести с применением оборудования, имеющегося в школе.
Глава 3. Анализ деятельности и оценка результатов.
3.1 Анализ
Стоит учитывать, что урок не всегда может пройти идеально, поэтому необходимо включить в сценарий урока этап рефлексии.
Со стороны педагога – это этап самоанализа своих действий. Необходимо проанализировать проведенный урок, выявить что получилось, а что не получилось, где возникли трудности и как с ними необходимо в дальнейшем справляться.
Со стороны учащихся, рефлексивный этап позволяет, с одной стороны выявить, что учащимся хотелось бы сделать по-другому и что хотелось бы добавить в проведенный урок, чего им не хватило, а что показалось слишком углубленным в проведенном уроке с применением виртуальной лабораторной работы. А с другой стороны, рефлексия помогает оценить учащимся свою собственную деятельность и проанализировать, знания каких других предметов им пригодились (например, информатики), какие из предложенных задач у них вызвали затруднения и почему, что бы им хотелось сделать по-другому при организации своей работы и взаимодействия с одноклассниками в процессе решения задач с применением виртуальных лабораторных работ.
Критерии оценивания выполнения виртуальных лабораторных работ могут отличаться от обычных критериев, так как данная работа применяет не только обычные, но и некоторые другие критерии оценки.
Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены? Правильно ли поставлена задача и цель, если учащийся ставит их самостоятельно;
Правильное оформление. Запись названия, цели, приборов, которые представлены в виртуальной лабораторной работе;
Все результаты измерений записаны верно и с учётом погрешности, погрешность в виртуальной лабораторной работе определена правильно;
Все результаты измерений и вычислений занесены в таблицу с соблюдением обозначений и размерности величин, результаты представлены верно и без ошибок;
На основе полученных данных сделан правильный вывод, соответствующий поставленной цели;
Безусловно, при проведении урока физики с применением виртуальных лабораторных работ, может возникнуть ряд трудностей. К этим трудностям необходимо быть готовым и стараться устранить их до того, как они возникнут.
Самые распространенный ряд трудностей при применении виртуальных лабораторных работ на уроках физики, это:
Недоступность технического оборудования и отсутствие доступа к кабинету информатики вне уроков информатики.
Отсутствие по выбранной теме виртуальной лабораторной работы.
Плохая заинтересованность учащихся и их нежелание работать с виртуальной лабораторной работой.
3.2 Оценивание
Сложность оценивания каждой выполненной работы, для этого стоит учитывать не стандартный критерий оценивания.
Отсутствие в образовательном учреждении технического оборудования по различным причинам (в том числе и ремонт, замена)
С учетом особенности использования учебного эксперимента при проведении урока, с учетом того, что эксперимент проводится при помощи информационных технологий в виде погружения в виртуальную реальность, с учетом того, что у каждого класса и ребенка свои возрастные и познавательные особенности, при подготовке урока с использование ВЛР необходимо учитывать ряд условий:
Условия, определяющие выбор содержания образования на виртуальной лабораторной работе.
образовательный запрос и образовательная потребность в текущих тенденциях развития образования;
возрастные особенности обучающихся;
профиль, направление, программа, ступень обучения;
информационно-образовательная среда школы, как совокупность условий, в которых будет протекать образовательный процесс;
способ организации образовательного процесса (очный, дистанционный).
Технологические условия, определяющие особенности организации образовательной деятельности при применении виртуальной лабораторной работы.
выбор места и роли виртуальной лабораторной работы в содержании конкретного урока;
соответствие выбранной виртуальной лабораторной работы целям и задачам образования обучающихся на конкретном этапе образовательного процесса;
наличие правил организации образовательного процесса с использованием виртуальной лабораторной работы и критериев оценивания результата такого процесса;
выбор способов организации образовательной деятельности (проектная работа, самостоятельная работа, маллогрупповая исследовательская работа и т.п.)
наличие и распределение ролей между учащимися, на уроке, организованном с использованием виртуальной лабораторной работы (например, в малогрупповой работе могут быть исследователи, с ставящие виртуальный опыт, руководитель виртуальной лабораторией, спикер, презентующий результаты классу и т.д.)
Личностные условия, которые определяются личностными качествами учащихся, личностными качествами педагога, а также связанные с межличностным взаимодействием и общением педагога и учащихся.
цели, мотивация и ценностные ориентации всех участников образовательного процесса;
готовность к рефлексивной деятельности педагога и обучающихся;
стиль общения участников, активность взаимодействия;
учет индивидуальных особенностей каждого участника урока, организованного с применением виртуальной лабораторной работы (например, учет каналов восприятия информации обучающихся – визуального, аудиального, кинестетического и т.п.).
Технические условия:
наличие техники и доступа в Интернет у педагога и обучающихся;
наличие умений и навыков работы с компьютером и другими информационными ресурсами.
Заключение
В заключение, следует отметить, что для того, чтобы использование виртуальной лабораторной работы в образовательном процессе было эффективным, педагогу необходимо акцентировать внимание не только на предметно-практической деятельности учащихся (которая сама по себе является важным компонентом образовательного процесса), но и на совместной деятельности всех субъектов образования. Это позволит развивать компетенции учащихся, организовывать образовательные взаимодействия различного характера, создавать условия для рефлексии деятельности
, развивать и обогащать ресурсную базу среды, что, в конечном счете, будет способствовать привлечению к ней новых учащихся и педагогов.
Список использованных источников
-
Использование ИКТ при проведении виртуальных лабораторных работ по физике
[https://library/ispolzovanie_ikt_pri_provedenii_virtualnih_labor_215215.html]
-
Роль виртуальных лабораторных работ в преподавании физики
[https://videouroki.net/razrabotki/rol-virtualnykh-laboratornykh-rabot-v-prepodavanii-fiziki-statya.html]
-
Методика работы с виртуальными и цифровыми лабораториями на уроках физики
[https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4536]
-
Статья о виртуальных лабораторных работ. [https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13819/] -
Сайт с виртуальными лабораторными работами
[http://www.virtulab.net]
-
Сайт с виртуальными лабораторными работами
[http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm]