ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выразительное чтение обучающихся.
Выразительное чтение на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).
Выразительное чтение в школе – органическая часть методики преподавания языка и литературы. Выразительное чтение художественных текстов и выразительность речи учителя – средства развития культуры устной речи обучающихся.
«Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух», - сказал Ренан.
«Красноречие при человеке - это великое дело», - говорил М.А.Шолохов.
Тот, кто умеет читать выразительно, глубоко понимает текст как прозы, так и драматургии, тем более поэзии. Поэтому важно с начальных классов приучать ребят не только и не столько к беглому чтению, сколько к выразительному чтению.
Детей надо учить умению видеть, представлять то, о чем они читают, чувствовать, одним словом, быть героями, о которых они читают.
Ведь если мы, учителя любого предмета, не можем, может быть, не хотим перевоплощаться в учеников, ставить себя на их место, понимать их боли, проблемы, у нас результаты в работе с детьми могут быть нулевыми как в воспитании, так и в образовании. Думается, что одна из главных задач начальной школы – научить представлять, воображать, думать, творить.
И если не научились дети читать достаточно выразительно, не беда. Что же можно сделать словеснику с 5-ого класса, какме средства использовать в обучении выразительному чтению?
Универсальных, видимо, нет. Но способов множество. Кропотливая, настойчивая, но не принудительная работа даёт результаты. Главный инструмент – это, естественно, наша с вами речь, уважаемые коллеги, которой мы учимся у классиков, мастеров слова. Просто-напросто завораживает учеников выразительное чтение учителя, особенно наизусть. В скобках стоит заметить, что детям очень не нравится, когда мы им задаём что-то выучить наизусть, а сами и не учим. Неписаным законом должно стать для учителя чтение наизусть произведения любого жанра перед тем, как анализировать его, дать задание на дом наизусть, как того требует Программа. Лучшие образцы – актерское чтение. С последующим анализом интонирования, средств выразительности чтения.
Можно ввести в практику и такое: начинать и уроки языка, и уроки литературы с чтения небольшого текста прозы или стихотворения. Цель? Выразительно читаем, эмоциональный настрой, решаем воспитательные задачи. Да и этот же текст можно использовать на уроке языка для развития речи, памяти, для языкового анализа (любого вида разбора, главное – для стилистического, одного из самых трудных). Прекрасно воспринимаются небольшие по объёму, полные любви к Родине, внимания к человеку, окружающей среде, тексты М.М.Пришвина «Глаза земли». Их можно использовать в качестве образцов, когда учим детей писать сочинения- миниатюры.
А небольшие стихотворения (иногда с чувством юмора) дети стараются выучить наизусть. Заучивание наизусть – одно из лучших средств развития памяти.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Р.Сеф
Или «Красные шишки» М.М.Пришвина.
В солнечное летнее утро вхожу я в лес. Здравствуйте , молодые ёлочки! Как поживаете? Что нового? И они отвечают по –своему, что всё благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины.
К месту, вовремя сказанные пословицы, поговорки, народные мудрости (богатейший материал у В.И. Даля «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа») вызывают у детей желание выучить их, использовать в жизни. Правильно интонируя, передавая оттенки чувств и эмоций, народной мудростью можно выразить всё: и чувства, которые мы испытываем, и наше отношение к окружающему нас миру, друг к другу. Хотим научить выражать укор, осуждение, порицание? Пожалуйста. И всё это можем выразить без назидательного тона, без иногда унизительных, больно ранящих слов.
- Акуля, что шьёшь не оттуля?
- А я, матушка, пороть буду.
Акулина пироги пекла: все ворота в тесте. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Умей взять, умей и дать. Жалеть мешка – не завесть дружка. Как глянешь, так и видишь. Изверишься в алтыне – не поверят в рубле. На дню в осень погод восемь.
После такого вида работы у обучающихся появилось желание выпускать сменный стенд «Мир вокруг нас». Делаем мы это раз в месяц. Наступила весна, месяц май. Ребята находят стихотворения о весне, у кого получается, пишут сами и стихи, и небольшие по объёму рассказы. Обязательно рисунки, вырезки из газет, журналов, открытки – все это помещается на стенде. Туда же помещают народные приметы о погоде, пословицы, поговорки, Названия месяцев народные. Сентябрь – хмурень, ревун, рюень (рюмить, плакать), зоревник. Июнь – скопидом, хлеборост, светозар, разноцвет. Медовый месяц. Потом обучающиеся сами добавили новый раздел – имена, именинники на каждый месяц, стихи об именах. Так один вид работы рождает другой.
В младших классах хорошо использовать материал из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л.Н. Толстого.
Перед изучением драматических произведений хорошо посетить театр. Тогда легче в старших классах заниматься вопросами инсценирования. Помогают в выработке навыков выразительного чтения и такие приёмы:
художественный тип ответа по литературе, пересказ чужого текста – художественный.
Работа над выразительным прочтением наизусть стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии». Выясняем идейно-художественные особенности стихотворения, когда и при каких обстоятельствах было написано оно. Следует научить ребят составлению чтецкой партитуры (разметить паузы. логические ударения, разбить текст на чтецкие куски, определить задачу каждого из них…). Дети должны научиться точно передавать в звучащем слове мысли автора, используя для этого все средства логической выразительности.
Ясное, чёткое представление (видение) изображённой автором жизни требует активной работы воображения, которое необходимо развивать.
Вернёмся к стихотворению А.С. Пушкина «На холмах Грузии». Всё стихотворение делим на три чтецких куска. Задача первого из них – вызвать зрительный образ Грузии. Арагвы… Организуя работу таким образом, мы сможем обучающимся показать всю полноту лирического переживания поэта, изящество его чувств, любовь, светлую грусть, облагораживающую любовь.
Как работаем над пересказом чужого текста? Первый этап – составление плана ответа. Второй - знание. Перескажем близко к тексту описание деревни и усадьбы помещика Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Порядок работы. Определить, что представляет собой текст по способу изложения. Выяснить. что описывается (бревенчатая мостовая, деревянные строения, огромные кладья хлеба, две сельские церкви, господский дом, сад). С каких сторон описывается каждый предмет (выделение признаков). Записываем план-конспект «Деревня и усадьба Плюшкина».
1.Бревна, как фортепьянные клавиши, поднимались то вверх, то вниз.
2.Бревно было темно и сыро, крыши сквозили, как решето, окна в избах были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном, балкончики покосились и почернели.
И так далее. Работа такого вида развивает речь, художественный вкус, логическое мышление и умение выразительно читать тексты разных жанров.
М.А. Рыбникова указывает, что выразительное чтение должно соответствовать стилю и жанровым особенностям произведения, быть орфоэпически грамотным, достаточно громким и ясным, чётким, живым и эмоциональным, без лишних нажимов, с минимальной жестикуляцией.
Необходимо, на наш взгляд, особенно в старших классах практиковать уроки выразительного чтения. Часто старшеклассники стесняются выражать чувства, а выразительное чтение именно на этом и построено – на умении выразить и авторское переживание, и своё. Поэтому работа над выразительным чтением - процесс непрерывный, от класса к классу совершенствующийся. Как, в какой форме проводить уроки выразительного чтения зависит от особенностей изучаемого материала, от степени владения навыками выразительного чтения как самого учителя, так и детей. Может быть, это будет урок инсценирования художественного произведения или отдельных его отрывков. При изучении творчества И.А. Крылова можно инсценировать басни на заключительных уроках. Обучающиеся с удовольствием готовят костюмы, рисунки, исполняют роли. Итоговые уроки-концерты по творчеству А.С. Пушкина дают возможность и детям, и учителю показать умение выразительно читать, не говоря уже об огромном эмоциональном воздействии. Чтение по ролям, устное рисование героя, рисунок к произведению с чтением самого текста – всё это помогает в обучении выразительному чтению.
Ребятам-старшеклассникам нравятся уроки выразительного чтения по поэзии. Они сами выбирают стихи для такого урока. Тем не менее учитель проводит урок по определённой теме. Это или творчество одного из поэтов, или поэты одного направления, или поэзия патриотическая, интимная, о природе разных поэтов. Такие уроки требуют большой подготовки и со стороны учителя. И со стороны обучающихся. Каждому ученику требуется индивидуальная консультация, помощь в составлении чтецкой партитуры. В 9 классе была дана тема «Природа в современной поэзии. Взаимоотношения человека и природы», эпиграф к уроку подобрали.
Я над цветами наклонился
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Вургун.
Учащиеся должны были найти стихотворение, подготовить выразительное чтение наизусть, дать небольшой анализ. Можно расширить рамки урока, добавив небольшие сведения об авторах. Дети находят удивительно красивые стихотворения, кто-то с глубоким философским смыслом, некоторым из них можно посвятить целый урок
, к примеру, стихотворение М.Дудина «Берегите Землю!» На подобных уроках ребята раскрываются по-новому, видимо, так у них вырабатывается вкус, самостоятельность мышления.
Сам материал, изучаемый на уроках русского языка и литературы, даёт возможность работать над правильностью и выразительностью речи. Тема орфоэпия. Выполняем упражнения по исправлению недостатков речи, её вялости, используем скороговорки, исправляем орфоэпические ошибки. Учим детей пользоваться орфоэпическими словарями. Выполняем дикционные упражнения на произношение гласных и согласных звуков. В работе над правильным произношением следует учитывать особенности родного языка обучающихся. Для тренировки звуков звонких и глухих можно использовать пословицы, поговорки, скороговорки. Параллельно и незаметно для детей развивать их речь и память.
Был бы бык, и мясо будет.
Лучше врага бить, чем битым быть.
Фаддей, не робей – робких жизнь не любит.
Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Для наших обучающихся трудно произносить слова со стечением согласных, согласные (ш,щ,ч и другие), они требуют постоянного внимания. Скороговорки оказывают большую помощь в выработке правильного произношения.
Изучаем синтаксис. Учим детей логической выразительности чтения (логические ударения, паузы, логическая мелодия). Работаем над интонированием знаков препинания (интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная, интонация перечисления, противопоставления, законченности и незаконченности). Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Задача учителя-словесника научить детей читать, понимать знаки препинания. К примеру, многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя её на дно, а оставляя её висеть в воздухе».
Таким образом, все разделы программы дают возможность заниматься культурой речи, выразительностью чтения и говорения. Можно вести кружок выразительного чтения или факультативный курс, включая в занятия теорию и практику.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Шинерская ООШ»
Вурнарского района Чувашской Республики Скворцова Т.В.