Файл: Полуянова Ольга Георгиевна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Право

Практическое занятие 2


Выполнил:

Преподаватель:

Полуянова Ольга Георгиевна


Практическое занятие 2

РПЗ ПД.04. Право

 

Практическое занятие 1 (2 часа).

 

Задание 1. Максимальное количество баллов – 2 б.

Заполните таблицу «Характеристика исполнительной и законодательной власти». Опишите подробно механизм формирования и все функции исполнительной и законодательной власти.  

 

Характеристики

Законодательная власть

Исполнительная власть

Механизм формирования

1. Формирование Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва должно быть завершено не позднее 31 декабря 2008 года.

2. Выборы депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва проводятся 12 октября 2008 года.

3. Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации первого созыва избирается сроком на пять лет и состоит из 50 депутатов, при этом:

1) 25 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями;

2) 21 депутат избирается по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории нового субъекта Российской Федерации, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории нового субъекта Российской Федерации, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (21);

3) 4 депутата избираются по многомандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.

4. Выборы депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов.

5. Организация и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме, а в части, им не урегулированной, - в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

6. В течение переходного периода избирательная комиссия Иркутской области и избирательная комиссия Усть-Ордынского Бурятского автономного округа продолжают осуществлять свои полномочия в отношении соответствующих территорий нового субъекта Российской Федерации при проведении выборов и референдумов, организуемых в новом субъекте Российской Федерации, за исключением выборов депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва, до завершения формирования избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2008 года.


Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.


Функции

издание актов высшей правовой силы; контроль исполнительной власти; утверждение финансового плана государства.

1) исполнительная или правоприменительная функция. Она заключается

вреализации государственной политики и исполнении законов Конституции, а также законов субъектов Российской Федерации и федеральных законов;

2) правозащитная функция. Она представляет собой соблюдение и определенную защиту свобод и прав субъектов правовых отношений;

3) социально-экономическая функция - подразумевает создание определенных условий для дальнейшего развития, обеспечения благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

4) полицейская (контролирующая) функция – она обеспечивает безопасность, охрану правопорядка, соблюдение правовых норм и общеобязательных правил, а также законности на всей территории государства;

5) организационно-управленческая (регулятивная) функция заключается в проведенииконтроля,руководства,планирования,прогнозирования, учета и т.д.;

6)функция подзаконного регулирования исполнительной власти заключается в принятии в установленном законом порядке нормативноправовых актов;

7)оперативно-юрисдикционная функция - это функция, направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану закона от нарушений, обеспечивающая применение к физическим и юридическим лицам определенных мер принуждения и позитивном регулировании с помощью посредством издания индивидуальных актов правоприменения;

8)разрешительно-распорядительная функция – направлена на осуществление соответствующих видов разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

9)информационная функция включает в себя информационное обеспечение органов государственной власти и информационноаналитическую деятельность;

10)функция координации – это функция по осуществлению координации и контроля деятельности находящихся в ведении органа исполнительной власти РФ федеральных служб и федеральных агентств;

11)функция взаимодействия – это функция установления порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими согласованных действий по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг.



 

                                                          

Задание 2. Максимальное количество баллов – 3 б.

Во дворе многоэтажного дома подростки 13-ти лет играли в баскетбол. Ребята случайно попали мячом в окно квартиры, располагающейся на 1 этаже, и разбили стекло. Собственник квартиры предъявил родителям мальчиков счет на замену нового окна. Правомерны ли его действия? Аргументируйте свой ответ.

Да, правомерны.

Хулиганство (ст. 213 УК РФ). Хулиганство – это грубое нарушение  общественного порядка явное неуважение к обществу. Явное неуважение к обществу означает умышленное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованных желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Отличительная черта – публичность (например, при уничтожении  или повреждении имущества в общественных местах). Грубым следует признать такое нарушение общественного порядка, которое влечет причинение существенного вреда (срыв общественных мероприятий, нарушение нормальной деятельности предприятий или организаций, нарушение спокойствия неопределенно большого круга лиц и т.п.), связано с издевательством или глумлением над личностью, является длительным и упорным, совершающимся несмотря на меры по прекращению действий.

Так как уголовная ответственность наступает с 14 лет, следовательно, родители (прописано в ГК) являются попечителями по закону и несут ответственность, в том числе, и материальную.

 

Задание 3. Максимальное количество баллов –4 б.

Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы:

Во время занятия, обсуждая нормативно-правовую базу РФ,  мнения студентов разделились. Один из студентов придерживается мнения, что нормативно-правовой акт - это обычай, установленный государством и именно он обязателен для всех.

Другой обучающийся высказался о том, что нормативным правовым актом является решение суда по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой.



По мнению третьей участницы дискуссии, нормативно-правовой акт - это основной источник права в государстве, который издается государственными органами и регулирует общественные отношения.

Вопросы:

1)      Определите, кто из студентов оказался прав? Охарактеризуйте термин «нормативно-правовой акт» и их виды.

Права третья ученица.

Первоначальное определение нормативного правового акта было дано в Постановлении Государственной думы Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором под таким актом понимался письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Аналогичная дефиниция используется и в «Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88.

В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определил существенные признаками, характеризующие НПА:

- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,

- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем, указанное постановление высшей судебной инстанции не является единственным, которым определяется понятие и признаки нормативного правового акта. Так, в Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» указано, что разрешая вопрос о том, является ли оспариваемый акт органа публичной власти НПА, арбитражный суд должен установить содержатся ли в таком акте нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц либо нормы, которые вводят в действие нормы права, а также изменяют или отменяют действующие нормы права.


Таким образом, указанным постановлением не только определяется существенные признаки нормативного правового акта, но и, по сути, дается его понятие.

Учитывая изложенное, в настоящее время в российской судебной практике вопрос о понятии и признаках нормативного правового акта определен.

2)      Опишите иерархию нормативных правовых актов в РФ.



Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства


Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

3)      Перечислите признаки и отличия нормативных правовых актов от других документов.

Признаки нормативно-правового акта

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества.

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами.