Файл: Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа 89 Дзержинского района Волгограда 400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5 тел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 89 Дзержинского района Волгограда» 400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5 тел. 8 (8442) 54-57-43; электронная почта v.school89@mail.ru; официальный сайт http://89.volgogradschool.ru/
___________________________________________________________________________
Утверждаю Директор МОУ СШ № 89 _____________ /Андреева Е.А./ «____»__________________2020г. | Согласовано Зам. директора по ВР _____________/ Алефьева А.С./ «_____» _________________ 2020г | Рассмотрено на заседании районного МО педагогов-психологов и логопедов. Протокол №____от «__» августа 2020г. Руководитель МО_________/Зайцева И.А./ |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ»,
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»
Автор-составитель: Егорцева И.А.
педагог-психолог МОУ СШ №89
Дзержинского района Волгограда,
член Федерации психологов
образования России
2020
Содержание
Актуальность программы | стр.3 |
Цель и задачи программы | стр.4 |
Научные, методологические и методические основания | стр.4 |
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач | стр.5 |
Структура и особенности программы | стр.6 |
Описание используемых методик технологий, инструментария | стр.7 |
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе | стр.12 |
Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы | стр.12 |
Ожидаемые результаты реализации программы | стр.12 |
Критерии оценки достижений планируемых результатов | стр.12 |
Учебно-тематический план | стр.13 |
Содержание тем (планы-конспекты занятий) | стр. 14 |
Список литературы | стр. 17 |
Приложения | стр. 18 |
Приложение 1. Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения. | стр. 18 |
Приложение 2. Информационный блок «Девиантное поведение детей и подростков» для педагогов и родителей | стр.30 |
Приложение 3. Сценарии занятий | стр. 34 |
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Подростковый возраст считается самым трудным, но в тоже время исключительно важным периодом для психического развития ребенка, формирования его личности. В подростковом возрасте появляется интерес к собственному миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексного анализа, что приводит к повышенной требовательности, возникновению чувства неуверенности в себе, агрессии, асоциальному поведению.
Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, родителям и другим людям. С другой же стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протекающий характер поведения по отношению к взрослым.
Всё это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений, а так же формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Но при этом не стоит забывать, что подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
При этом нельзя не учитывать, что подростковый возраст – это, прежде всего, стремление к успеху. Поэтому, непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача, которая приводит к проявлению форм девиантного поведения.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. Оно не рождается сиюминутно, а формируется постепенно. Есть множество факторов, способствующих формированию отклонения в поведении. Среди них экономико – социальные, психолого – педагогические, психофизиологические и биологические факторы.
Девиантное поведение несовершеннолетних – это острый и болезненный вопрос в условиях образовательного учреждения. В тоже время школа как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Подросткам с девиантными формами поведения требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа, предполагающая развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актов и состояний, формирование устойчивой положительной самооценки, позитивного «образа Я».
Учитывая рост детей с девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и коррекции. Учитывая выше сказанное, данная программа является актуальной для образовательных учреждений.
Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся. В результате реализации данной программы подростки знакомятся с положительным образом “Я” через познание своих личностных особенностей, нормами и правилами поведения в современном обществе.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: подростки 13-16 лет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Целями программы «Моя уникальность» являются:
-
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. -
Профилактика и коррекция девиантного, асоциального и противоправного поведения. -
Создание психолого-педагогических условий формирования у подростков с девиантными формами поведения положительного образа «Я».
Для достижения цели в процессе индивидуальной работы решаются
ЗАДАЧИ, которые охватывают три сферы личности подростков:
В эмоционально-волевой и личностной сфере:
-
Помощь в осознании и регуляции своих чувств, эмоциональных состояний, волевых усилий; -
Помощь подросткам в самопознании, в раскрытии своих сильных сторон, в развитии чувства собственного достоинства, преодолении неуверенности, в утверждении собственной ценности; -
Помощь в формировании способности осознанного управления собой в ситуациях выбора, конфликтных ситуациях.
В когнитивной сфере:
-
Расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. -
Помощь в осознании своих личных социальных ролей в обществе, жизненной перспективы, цели и способов их достижения. -
Помощь в расширении представленицй о собственной значимости, ценности, уникальности, формирование позитивного «образа Я». -
Помощь в формировании способности подростков анализировать конкретную ситуацию, видеть взаимосвязь между своими решениями, своим поведением и результатом; -
Помочь увидеть существующие негативные установки, обучить позитивному мышлению.
В поведенческой сфере:
-
Помочь увидеть подросткам собственные неадекватные поведенческие стереотипы; -
Выработать и закрепить адекватные стратегии поведения и реагирования в различных ситуациях. -
Расширить репертуар форм поведения подростков.
НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.
-
Основные положения культурно-исторической концепции, построенные на ее основании периодизации психического развития, о возрасте и возрастных задачах (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова). -
Основой профилактики девиантного поведения выступают психологические теории нормального и аномального развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.); психолого-педагогические аспекты превентивной деятельности (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.И. Кочетов, A.Н. Леонтьев, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, А.Б. Фомина и др.). Исследования, посвященные различным аспектам социально-профилактической деятельности с подростками отражены в публикациях Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой, Я.Л. Коломинского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др. -
Наибольшая часть исследований, начиная с 60-х годов, связана с социологическими, социально-психологическими и социально-педагогическими аспектами изучения девиантного поведения (Я.И. Гилинский, Д.А. Шестаков, Т.В. Шипунова и др.). -
В ряде исследований раскрыты проблемы деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, И.А. Клейберг, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, О.М. Овчинников, А.Е. Личко, А.В. Мудрик и др.).
Принципы построения программы.
-
Принцип «нормативности» развития в данной программе мы реализовали, учитывая уровень сформированности психологических новообразований — самосознание, «образ Я». Программа направлена на повышение уровня коммуникативных способностей для создания основы более эффективного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми и на развитие самосознания подростков для предупреждения поведенческих и эмоциональных нарушений. -
Принцип «коррекции сверху вниз». Предлагаемая программа направлена на развитие качественно новых психологических способностей подростка — самосознание, формирование сложной системы самооценок, позитивного «образа Я». -
Принцип системности коррекционных, профилактических, общеразвивающих задач — в данной программе особое внимание уделяется исправлению отклонений в общении (агрессия), нарушений развития (неадекватная самооценка), предупреждению возможных трудностей развития, стимулированию развития самосознания, формирование позитивного «образа Я». -
Принцип единства диагностики и коррекции — использование диагностических материалов, а также проведение диагностики в ходе коррекционной работы («Тест на самоопределение», «Чего вы хотели бы достичь?») и контроль динамики хода и эффективности работы («Мой портрет в лучах солнца», «Надписи на футболках»). -
Деятельностный принцип коррекции — коррекция осуществляется в общении с психологом. Развитие коммуникативных навыков подростков необходимо для дальнейшего познания себя и других с помощью группы, углубления процессов самораскрытия, получения позитивной обратной связи для укрепления самооценки. -
Принцип комплексности методов психологического воздействия — использованные в программе методы (психогимнастика, арт-терапия, игротерапия, поведенческая терапия, социальная терапия) подобраны в соответствии с целями и задачами коррекции (помощь подросткам в самопознании, в самораскрытии, формирование позитивного «образа Я»).
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение, рост социального напряжения, озлобленности, проявлений неконструктивных форм поведения. В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. По статистическим данным в общеобразовательных школах Российской Федерации отмечается рост учащихся с девиантным поведением различного типа, что в свою очередь приводит к разрушению психологической безопасности образовательного пространства.