Файл: Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа 89 Дзержинского района Волгограда 400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5 тел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск (Приложение 1) является основной методикой диагностики девиантного поведения несовершеннолетних в данной программе. Тест прошел процедуру адаптации и стандартизации.

Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженности девиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала, а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.

Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении исследований и выявить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы.

2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции (Приложение 2). Тест позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми. Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается,
оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

Также предлагается комплекс диагностических методик для изучения социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, который может применяться в процессе коррекционно-развивающей работы. Набор методик может дополняться, их количество и состав при работе с подростком индивидуально и зависит от формы девиантного поведения и необходимости уточнения того или иного показателя.

Таблица 1 – Диагностический инструментарий

1

Методика «Уровень тревожности» с помощью теста школьной тревожности Филлипса

Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ»

Изучение уровня и характера тревожности по восьми факторам.



Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности по восьми факторам.

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживание социального стресса.

3. Фрустрация потребностей в достижении успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

2

Метод социометрических измерений (Социометрия)
Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд- центра ВЛАДОС, 2002.

Выявление «социометрических позиций», соотносительно авторитета в классе по принципам «симпатии-антипатии», где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый»

Данная методика была применена для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать технологию социального поведения подростков с формами девиантного поведения в условиях групповой деятельности; можно судить о социально-психологической совместимости подростков с формами девиантного поведения с одноклассниками.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, всегда в тех или иных отношениях проецировала на формальную структуру, то есть на систему отношений и тем самым влияла на сплочённость класса, его продуктивность. Социометрический метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.

3

Методика Басса-Дарки
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 .

Определение типичных для девиантных подростков формы агрессивного поведения

позволяет определить формы агрессивного поведения у подростков с формами девиантного поведения:

• физическая агрессия (нападение);

• косвенная агрессия (взрывы ярости под влиянием алкоголя);

• раздражение (при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);

• негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы);

• обида (ненависть к окружающим);

• подозрительность (недоверие и осторожность);

• вербальная агрессия (ссора, крик, визг, угрозы, ругань);

• угрызение совести и чувства вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком).

Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении.

Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков с формами девиантного поведения, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

4

Методика «Склонность

к риску»
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 .

Выявление склонности подростка девиантного поведения к риску

Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску.

Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространённого вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении.

5

Методика определений акцентуаций характера

К. Леонгарда
Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.

Определение психотипа личности подростка с девиантным поведением

позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из психотипов личности подростка:

• гипертимы;

• застревающие, ригидные;

• эмотивные, лабильные;

• педантичные;

• тревожные;

• циклотимные;

• демонстративные;

• неуравновешенные, возбудимые;

• дистимичные;

• экзальтированные

6

Методика «Стили семейного воспитания»
Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст]./ Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Выявление стиля отношений преобладающего в семье подростков данной категории

позволяет изучить, какой стиль отношений преобладает в семье, где есть подростки с формами девиантного поведения.

Применение разноплановых методик для исследования форм девиантного поведения подростков даёт возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемой проблеме. Вместе с тем, названные методики выявляют лишь наличие девиантных компонентов, позволяя диагностировать формы девиантной тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой девиантности.

7

Методика «Ваши суицидальные наклонности» Злата Королева

https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj

Определение суицидальных наклонностей субъекта

методика тестирования включает подростка в изобразительный процесс, помогает узнать о его характере, его отношениях с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

8

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj

Исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;

• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.



КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ. Программа не имеет противопоказаний.
СПОСОБЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ.

Программа проводится при наличии согласия родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении и при добровольном согласии подростка на участие. Родители (законные представители) имеют право отказаться от участия ребенка в коррекционно-развивающих занятиях, предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы.

Психолог обязуется предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов); не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

-Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам

-Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

-Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях родители должны быть немедленно информированы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.

- Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.

- Приобретении навыков рефлексии;

- Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе реализации программы основными критериями оценки достижения планируемых результатов, главным образом, будет являться положительная динамика по шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП).

В целом, для отслеживания результативности развивающей программы используются следующие формы и методы оценки:

- в ходе работы используются домашние задания, анкеты обратной связи и т.д.;

- после прохождения курса занятий проводится повторная диагностика склонности к девиантному поведению и исследование Я-концепции.

Более подробно мероприятия оценки эффективности работы подростка на занятиях представлены в таблице:

Оценка эффективности работы

Цель

Формы

Текущая



Определение степени усвоения полученной информации и овладения навыками в процессе изучения этапа.

Беседы, дискуссии, самопроверка, практические задания. Наблюдение за состоянием учащихся.

По разделам программы

Определение степени усвоения полученной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы.

Домашние задания, беседы, анкетирование. Наблюдение за состоянием учащихся.

Итоговый мониторинг

Проверка степени усвоения полученных знаний, опыта и навыков поведения.

Контрольная диагностика по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения:

1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск

2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции


По результатам наблюдения педагога-психолога в процессе всей коррекционно-развивающей работы за подростками, контрольной диагностики по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, анкет обратной связи, выявляется степень успешности коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Моя уникальность».

Косвенным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей, учителей ОУ о видимых изменениях учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ»



п\п

Наименование

этапов и тем занятий


Цель занятий

Кол-во часов

I

Этап «Мой внутренний мир

5

1

«Кто Я»


Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;

Обучать приемам аутотренинга.

1

2

«Мои сильные стороны»


Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.

1

3

«Мои слабые стороны»


Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.

1

4

«Мои ресурсы»


Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.

1

5

«Моя инди -видуальность»

Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга.

1

II

Этап «Я во внешнем мире»

7

6

«Как я живу»


Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние

1

7

«Умение сказать «НЕТ»


Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию.

Профилактика созависимого поведения.

1

8

«Цели маленькие и большие»


Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.

1

9

«Каким я хочу быть»


Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики;

Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.

1

10

«Мое место в мире»


Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.

1

11

«Навыки общения»

Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.

1

12

«Люди с Марса. Люди с Венеры»

Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.

1

III

Этап «Мир будущего»

3

13

«Что есть сегодня»

Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.

1

14

«Что будет завтра»


Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.

1

15

«Мой путь Уникален»

Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.

1

Всего

15