Файл: Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа 89 Дзержинского района Волгограда 400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5 тел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск (Приложение 1) является основной методикой диагностики девиантного поведения несовершеннолетних в данной программе. Тест прошел процедуру адаптации и стандартизации.
Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.
Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженности девиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала, а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.
Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении исследований и выявить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы.
2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции (Приложение 2). Тест позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми. Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается,
оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.
Также предлагается комплекс диагностических методик для изучения социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, который может применяться в процессе коррекционно-развивающей работы. Набор методик может дополняться, их количество и состав при работе с подростком индивидуально и зависит от формы девиантного поведения и необходимости уточнения того или иного показателя.
Таблица 1 – Диагностический инструментарий
1 | Методика «Уровень тревожности» с помощью теста школьной тревожности Филлипса Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ» | Изучение уровня и характера тревожности по восьми факторам. | Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности по восьми факторам. 1. Общая тревожность в школе. 2. Переживание социального стресса. 3. Фрустрация потребностей в достижении успеха. 4. Страх самовыражения. 5. Страх ситуации проверки знаний. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. |
2 | Метод социометрических измерений (Социометрия) Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд- центра ВЛАДОС, 2002. | Выявление «социометрических позиций», соотносительно авторитета в классе по принципам «симпатии-антипатии», где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый» | Данная методика была применена для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать технологию социального поведения подростков с формами девиантного поведения в условиях групповой деятельности; можно судить о социально-психологической совместимости подростков с формами девиантного поведения с одноклассниками. Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, всегда в тех или иных отношениях проецировала на формальную структуру, то есть на систему отношений и тем самым влияла на сплочённость класса, его продуктивность. Социометрический метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы. |
3 | Методика Басса-Дарки Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 . | Определение типичных для девиантных подростков формы агрессивного поведения | позволяет определить формы агрессивного поведения у подростков с формами девиантного поведения: • физическая агрессия (нападение); • косвенная агрессия (взрывы ярости под влиянием алкоголя); • раздражение (при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости); • негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы); • обида (ненависть к окружающим); • подозрительность (недоверие и осторожность); • вербальная агрессия (ссора, крик, визг, угрозы, ругань); • угрызение совести и чувства вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком). Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков с формами девиантного поведения, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами. |
4 | Методика «Склонность к риску» Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 . | Выявление склонности подростка девиантного поведения к риску | Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску. Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространённого вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении. |
5 | Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. | Определение психотипа личности подростка с девиантным поведением | позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из психотипов личности подростка: • гипертимы; • застревающие, ригидные; • эмотивные, лабильные; • педантичные; • тревожные; • циклотимные; • демонстративные; • неуравновешенные, возбудимые; • дистимичные; • экзальтированные |
6 | Методика «Стили семейного воспитания» Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст]./ Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. | Выявление стиля отношений преобладающего в семье подростков данной категории | позволяет изучить, какой стиль отношений преобладает в семье, где есть подростки с формами девиантного поведения. Применение разноплановых методик для исследования форм девиантного поведения подростков даёт возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемой проблеме. Вместе с тем, названные методики выявляют лишь наличие девиантных компонентов, позволяя диагностировать формы девиантной тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой девиантности. |
7 | Методика «Ваши суицидальные наклонности» Злата Королева https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj | Определение суицидальных наклонностей субъекта | методика тестирования включает подростка в изобразительный процесс, помогает узнать о его характере, его отношениях с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д. |
8 | Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj | Исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения | В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций: • можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; • я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни; • выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; • я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие. |
КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ. Программа не имеет противопоказаний.
СПОСОБЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ.
Программа проводится при наличии согласия родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении и при добровольном согласии подростка на участие. Родители (законные представители) имеют право отказаться от участия ребенка в коррекционно-развивающих занятиях, предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы.
Психолог обязуется предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов); не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
-Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
-Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
-Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родители должны быть немедленно информированы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
- Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
- Приобретении навыков рефлексии;
- Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе реализации программы основными критериями оценки достижения планируемых результатов, главным образом, будет являться положительная динамика по шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП).
В целом, для отслеживания результативности развивающей программы используются следующие формы и методы оценки:
- в ходе работы используются домашние задания, анкеты обратной связи и т.д.;
- после прохождения курса занятий проводится повторная диагностика склонности к девиантному поведению и исследование Я-концепции.
Более подробно мероприятия оценки эффективности работы подростка на занятиях представлены в таблице:
Оценка эффективности работы | Цель | Формы |
Текущая | Определение степени усвоения полученной информации и овладения навыками в процессе изучения этапа. | Беседы, дискуссии, самопроверка, практические задания. Наблюдение за состоянием учащихся. |
По разделам программы | Определение степени усвоения полученной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы. | Домашние задания, беседы, анкетирование. Наблюдение за состоянием учащихся. |
Итоговый мониторинг | Проверка степени усвоения полученных знаний, опыта и навыков поведения. | Контрольная диагностика по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения: 1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск 2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции |
По результатам наблюдения педагога-психолога в процессе всей коррекционно-развивающей работы за подростками, контрольной диагностики по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, анкет обратной связи, выявляется степень успешности коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Моя уникальность».
Косвенным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей, учителей ОУ о видимых изменениях учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ»
№ п\п | Наименование этапов и тем занятий | Цель занятий | Кол-во часов |
I | Этап «Мой внутренний мир | 5 | |
1 | «Кто Я» | Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии; Обучать приемам аутотренинга. | 1 |
2 | «Мои сильные стороны» | Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга. | 1 |
3 | «Мои слабые стороны» | Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга. | 1 |
4 | «Мои ресурсы» | Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние. | 1 |
5 | «Моя инди -видуальность» | Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга. | 1 |
II | Этап «Я во внешнем мире» | 7 | |
6 | «Как я живу» | Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние | 1 |
7 | «Умение сказать «НЕТ» | Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию. Профилактика созависимого поведения. | 1 |
8 | «Цели маленькие и большие» | Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности. | 1 |
9 | «Каким я хочу быть» | Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики; Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному. | 1 |
10 | «Мое место в мире» | Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. | 1 |
11 | «Навыки общения» | Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия. | 1 |
12 | «Люди с Марса. Люди с Венеры» | Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины. | 1 |
III | Этап «Мир будущего» | 3 | |
13 | «Что есть сегодня» | Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации. | 1 |
14 | «Что будет завтра» | Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей. | 1 |
15 | «Мой путь Уникален» | Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости. | 1 |
Всего | 15 |