Файл: Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018)

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010)

9. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 19.04.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2020 год)

10. Учетная политика организации (Положение по бухгалтерскому учету 1/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 07.02.2020)

11. Бухгалтерская отчетность организации (Положение по бухгалтерскому учету 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010 с изм. от 29.01.2018)

12. Доходы организации (Положение по бухгалтерскому учету 9/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.11.2020)

13. Расходы организации (Положение по бухгалтерскому учету 10/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015)

15. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010)

16. О правилах наличных расчетов: Указание Банка России от 09.12.2019 N 5348-У (ред. от 31.03.2022)

18. Авдеева В. И. Финансовый менеджмент: учебник / В. И. Авдеева, О. И.Костина, Н. Н. Губернаторова. – М.: КноРус, 2021. – 427 с.

19. Алексеева Г. И. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник. – М.: КноРус, 2021. – 412 c.

24. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО / И. М. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 325 с.

27. Ефимова О. В. Финансовый анализ: инструментарий обоснования экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: КноРус, 2020. – 320 с.

28. Зонова А. В. Бухгалтерский учет и аудит: учебник / А. В. Зонова, И. Н. Бачуринская, Т. М. Рогуленко. – М.: КноРус, 2022. – 567 с.

29. Кирьянова З. В. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / З. В. Кирьянова. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 256 с.

30. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник / Н. Кондраков. – М.: Проспект, 2019. – 512 c.

36. Фридман А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – М.: Инфра-М, 2019. – 264 c.

37. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – М.: Юрайт, 2020. – 432 c.

38. Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятий: учебное пособие / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. М.: Инфра-М, 2012. – 396 с. (не переиздавался)





3

6

4


БАНК

ПОСТАВЩИКА

БАНК

ПОКУПАТЕЛЯ

5




Рисунок 4 – Схема расчетов платежными поручениями

1. Между поставщиком и покупателем заключается договор.

2. Поставщик отгружает продукцию покупателю.

3. Покупатель передаёт платежное поручение о перечисленной сумме.

4. Банк передаёт покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

5. Банк плательщика передает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на расчетный счет.

6. Банк поставщика передаёт выписку с расчетного счета о зачисленной суммы платежа.

При осуществлении безналичных расчетов по расчетному счету, как правило, используются платежные поручения. Посредством платежного поручения компании осуществляют множество операций: как товарных, так и не товарных. При помощи платежного поручения можно передать денежные средства:

- другому предприятию за поставляемую продукцию или услуги;

- для оплаты налогов в бюджет;

- для погашения кредитов.

Помимо этого, платежное поручение может быть использован и на другие переводы, не запрещенные российским законодательством.

1




2

ПОСТАВЩИК

(КРЕДИТОР)

ПОКУПАТЕЛЬ

(ПЛАТЕЛЬЩИК)










3




9

7

6

4



5




БАНК

ПОСТАВЩИКА

(ЭМИТЕНТ)

БАНК

ПОКУПАТЕЛЯ

(ИСПОЛНИТЕЛЬ)







8


Рисунок 5 – Схема расчетов платежными требованиями

1. Между поставщиком и покупателем заключается договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями.

2. Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3. Поставщик отсылает (вручает)плательщику предусмотренные договором документы.

4. Поставщик отсылает в банк платежное требование.

5. Платежное требование направляется в исполняющий банк.

6. Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

7. В случае отказа плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявление об отказе от акцепта формы № 0401004.

8. Банк плательщика перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.

9. Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы платежа.

Платежные требования (рисунок 5) применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика и получателя.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании:



- платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);

- инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее 5 рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются 5 рабочих дней.

Плательщик вправе отказаться от акцепта полностью или частично по основаниям, предусмотренным в договоре (отгрузка не заказанной, некачественной, нестандартной, некомплектной продукции, досрочная поставка, отсутствие утвержденных или согласованных цен и т.п.).

Отказ от акцепта оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в 3-х экземплярах. Первый и второй экземпляры подписываются соответствующими должностными лицами и заверяются оттиском печати.

При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств. Первый экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.

Если расчетная операция осуществляется с помощью формирования банку инкассового поручения, то это вид расчетов, при помощи которого можно совершать операции по счетам третьих лиц без получения согласия распорядителя счета.

Формирует документ получатель денежных средств. Такая форма расчетов применяется, если владелец счета имеет непогашенную налоговую задолженность, по другим обязательным отчислениям, исполнительным документам.

Таблица 4 – Основные бухгалтерские проводки по счету 51 «Расчетные счета»

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

По дебету счета

1. На расчетный счет внесены деньги из кассы

51

50

2. Зачислены на расчетный счет денежные средства, находившиеся в пути

51

57

3. Поступили денежные средства от покупателя

51

62

4. Поступили денежные средства по договору займа (кредита)

51

66, 67

5. Возвращены на расчетный счет неиспользованные деньги, выданные под отчет

51

71

 6. Сотрудником возмещен материальный ущерб

51

73-2

 7. Поступили денежные средства в счет вклада в уставный капитал

51

75-1

 8. Получено от страховой компании страховое возмещение

51

76-1

 9. Получены денежные средства по признанной (присужденной) претензии

51

76-2

10. Отражены в составе прочих расходов доходы от продажи прочего имущества и дополнительные доходы

51

91-1

11. Поступили деньги за продажу продукции (товаров, работ, услуг)

51

90-1

По кредиту счета

12. С расчетного счета получены деньги в кассу

50

51

13. Купленная иностранная валюта зачислена на валютный счет

52

51

14. Перечислены денежные средства с расчетного счета на специальный счет в банке

55

51

15. Погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком)

60

51

16. Выдан поставщику (подрядчику ) аванс

60

51

17. Возвращены с расчетного счета излишне уплаченные покупателем денежные средства

62

51

18. Возвращен аванс, полученный от покупателя

62

51

19. Погашен краткосрочный заем (кредит) и (или) проценты по нему

66

51

20. Погашен долгосрочный заем (кредит) и (или) проценты по нему

67

51

21. Уплачены налоги и сборы

68

51

22. Уплачены страховые взносы

69

51

23. Перечислена заработная плата (дивиденды) работникам

70

51

24. Перечислены дивиденды учредителям (участникам) организации

75-2

51

25. Выплачена с расчетного счета депонированная заработная плата

76-4

51

26. Возвращен аванс, полученный от покупателя

62

51


Типовые бухгалтерские проводки по расчетному счету показаны в таблице 4.

Синтетический учет безналичные денежных средств ведут на счете 51.

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный счет организации.

По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации.

При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

1.3 Синтетический учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Информация о дебиторской и кредиторской задолженности содержится на счетах бухгалтерского учета, которые отражены в Плане счетов [6] в разделе VI Расчеты. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Это самый большой раздел Плана счетов, он включает две серии (с 60 по 79) счетов.

По структуре и назначению это счета для учета требований и обязательств. В широком смысле в бухгалтерском учете все расчеты с контрагентами можно свести к фактам хозяйственной жизни по формированию (начислению) и погашению дебиторской или кредиторской задолженности.

В принципе, все бухгалтерские счета, предназначенные для расчетов с контрагентами, можно рассматривать как активно-пассивные, так как характер задолженности может меняться по ходу хозяйственной деятельности предприятия. В проводимом исследовании подробно остановимся на основных счетах для учета дебиторской и кредиторской задолженности предприятия:

- счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

1.3.1 Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Этот счет предназначен для обобщения информации о состоянии расчетов с предприятиями, которые выступают в роли покупателей продукции или реализуемых товаров, оказываемых работ услуг или выполняемых работ.



СЧЕТ 62 «РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И

ЗАКАЗЧИКАМИ»





ПОКУПАТЕЛИ

ЗАКАЗЧИКИ





РЕАЛИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕМЫХ РАБОТ

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ





ПРОЧИЕ ТМЦ


Рисунок 6 – Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами, на которых отражаются доходы: счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (таблица 5). Основанием для совершения хозяйственной операции являются выставленные для акцепта расчетные документы.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается по кредиту при совершении хозяйственных операций оплаты. Так, счет 62 кредитуется со счетами учета денежных средств (50, 51 и так далее). Суммы полученных авансов и предоплаты учитываются на отдельно открытых субсчетах.

Предприятия вправе открывать любые субсчета к счету 62, чтобы обеспечить необходимый уровень детализации. На практике предприятия открывают хотя бы два субсчета:

- 62.01 – для учета расчетов с покупателями в общем режиме;

- 62.02 – для учета полученных от покупателей авансов.

Организации, которые работают с векселями, для их учета открывают отдельный субсчет 62.03.