Файл: Учебное пособие для студентов направлений подготовки 40. 03. 01, 40. 05. 01 всех форм обучения М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
свободный труд; ст. 41 – право на охрану здоровья и медицинскую помощь; ст. 42 – право на благоприятную окружающую среду и достоверную информа- цию о её состоянии; ст. 43 – право на образование. Статья 45 гарантирует го- сударственную защиту прав и свобод человека в Российской Федерации, ст. 49 устанавливает презумпцию невиновности каждого обвиняемого в совершении преступления до тех пор, пока его виновность не будет доказана законным порядком и установлена приговором суда
30
Среди других внутригосударственных нормативно-правовых актов – ис- точников правовой морали следует назвать федеральные законы «О полиции»
(2011 г.), «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.), «О чрезвычай- ном положении» (1991 г.), «О безопасности» (1991 г.), «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (1995 г.), соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ (принят 24 мая 1996 г.), Уго- ловно-процессуального кодекса (2011 г.). Особое значение сегодня имеет Фе- деральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1993 г.).
К этой же группе источников правовой морали относятся разного рода кодексы, уставы, инструкции, присяги, документы «внутреннего пользова- ния». Они не имеют силы закона, но, тем не менее, регулируют отдельные стороны профессиональной деятельности и профессионального общения со- трудников правоохранительных органов. В частности, используются при про- ведении служебных ритуалов и церемоний. В качестве примера назовём «Ко- декс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Рос- сийской Федерации». Назначение и смысл подобных кодексов и присяг не только в том, чтобы поддерживать у сотрудников правоохранительных орга- нов чувство солидарности и профессиональной чести. Основная задача заклю- чается в укреплении профессионального и общечеловеческого долга путём внешнего ритуального проявления.
Во-вторых, международные нормативно-правовые акты, в которых опре- делены международные стандарты, т.е. обязательный нормативный минимум правового статуса личности для государств – членов ООН и Совета Европы.
Основными документами в этой группе источников являются: «Всеобщая дек- ларация прав человека» (1948 г.), «Конвенция о защите прав человека и основ- ных свобод» (1953 г.), «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчело- вечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (1984 г.),
«Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» (1987 г.), «Международ- ный пакт о гражданских и политических правах» (1966 г.), «Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него»,
«Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него»,
«Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными» (1977 г.),
30
Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит.,
2011. 64 с.


33
«Основные принципы обращения с заключёнными» (1990 г.), «Свод принци- пов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию и заключению в какой бы то ни было форме» (1988 г.), а также «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.).
К числу международных документов – источников правовой морали, кото- рые не имеют силы закона, относятся: «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.), «Закон о полиции» (2011 г.), «Основные принципы, касающиеся роли юристов», «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка».
На сегодняшний день существует проблема для сотрудников правоохра- нительных органов знать и впоследствии соблюдать международные и внутри- государственные нормы правовой морали в повседневной профессиональной деятельности и профессиональном общении.
7.3. Нравственное оправдание служебных действий
правоохранительных органов
Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объ- ективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет чётко сформированные задачи, постав- ленные государством перед правоохранительными органами.
В силу специфики организации правоохранительных органов нравствен- ные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование госу- дарства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовы- ми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.
Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов. Взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и право- вая норма. Следовательно, профессиональный долг представляет собой един- ство правовой и нравственной сторон.
Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина.
Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию. А выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выра- жение профессионального долга, становится самодисциплиной.
Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудни- ков друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессио- нального долга входят не только его практические итоги, но и мотивы деятель-


34
ности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника подразумевает учёт его предшествующей деятельности.
Категория моральной ответственности в существенной мере согласуется с категорией профессионального долга, являясь в определённой степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга.
Моральная ответственность отличается от юридической тем, что вторая всегда связана с использованием мер государственного принуждения. При мо- ральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответст- венность связана, в первую очередь, с общественным и личным осуждением.
Учитывая характер деятельности правоохранительных органов, особое внимание следует уделить нравственно допустимому поведению, как более важному для них и неоднозначно оцениваемому.
Сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих дейст- вий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, которое позволит ему осуще- ствлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.
Тема 8. НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
8.1. Нравственно-психологические особенности общения сотрудников
правоохранительных органов в экстремальных условиях.
8.2. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности.
8.3. Служебный и внеслужебный этикет сотрудников правоохранитель-
ных органов.
8.1. Нравственно-психологические особенности общения сотрудников
правоохранительных органов в экстремальных условиях
Важным обстоятельством, отличающим деятельность работников право- охранительных органов от других видов деятельности людей, является то, что она довольно часто протекает в экстремальных условиях. Экстремальность заключается в том, что практически вся оперативно-служебная деятельность правоохранительных органов протекает в сфере применения запретительных норм права и связана с преступными деяниями или нарушениями норм и пра- вил общественного поведения.
Профессиональная необходимость заставляет сотрудников общаться с особыми гражданами, дела и действия которых не вызывают ни сочувствия, ни симпатии. Встречи и общение с ними происходит не по выбору и не по жела- нию, а в силу служебного долга.
В экстремальных ситуациях одним из основных видов общения являются переговоры. Организация и ведение переговоров – это сложнейшая психологи-


35
чески насыщенная деятельность сотрудников правоохранительных органов.
Среди различных способов организации переговоров особое место занимает способ «лицом к лицу». Взаимоотношения между общающимися должны быть равными, сотрудник обязательно должен контролировать и корректировать эмоциональное состояние. Следует отметить, что между людьми, непосредст- венно ведущими диалог, образуется так называемая зона эмоциональной во- влечённости. Её границы определяются вполне реальными вещами. К ним от- носятся громкость и тембр голоса, чёткое изложение своей мысли, вырази- тельность жестов, эмоциональность речи, мимика лица и др.
Следует выделить особенности контактного общения с душевно не урав- новешенными людьми. В переговорах с ними задача успокоения человека ста- новится главной. Здесь необходимо соблюдение нескольких правил:
− не делать резких движений, предупреждать о каждом своём после- дующем действии;
− внимательно следить за его поведением, не поворачиваться к нему спиной (существуют некоторые категории граждан, не выдерживающие кон- такта глаз и здесь возможна импульсивная реакция);
− речь, обращённая к такому человеку, должна быть без подтекста, по возможности незамысловатой и чёткой;
− принимать точку зрения данного человека, но не идти у него на поводу.
Ряд этических особенностей имеет общение сотрудников с лицами, по- павшими в зону завалов, разрушений, заложниками и др. Когда общение ве- дётся при отсутствии зрительного контакта или через преграду.
Основной задачей сотрудников, оказавшихся или прибывших на место происшествия, является стабилизация ситуации и эмоционального состояния потерпевших. Этические приёмы, используемые при ведении переговоров в таких условиях, основываются на сочувствии и сопереживании.
Актуализация установки на тот или иной вариант поведения в ситуации общения в экстремальных обстоятельствах опосредована процессами, заклю- чающими восприятие ситуации, её оценку, прогнозирование результата и по- следствий участия в ней. Важнейшим фактором эффективности общения в этих условиях является также изучение и учёт психологических особенностей инди- вида и его поведения в данной ситуации. Вот почему социально-психологическая, коммуникативная и этическая компетентность сотрудника, определяющая его умение воздействовать на людей путём общения с ними, служит предпосылкой успешного решения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях.
8.2. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности
Специфика оперативно-розыскной деятельности обусловлена тем, что она противостоит тайным действиям преступников по подготовке, совершению, сокрытию следов преступления и только в интересах общества вынуждена проводиться преимущественно негласно.
Стремясь уйти от разоблачения и заслуженной ответственности, преступ- ники не останавливаются ни перед чем. Их действия носят особо изощрённый, жестокий характер. Поэтому законопослушное общество вынуждено само


36
применять конспиративные методы для выявления тех, кто нарушает установ- ленные правила общения, в этом проявляется нравственная специфика опера- тивно-розыскной деятельности.
Потребность в проведении негласных мероприятий определяется также и тем, что бóльшая часть информации, поступающая в оперативные подразделе- ния, требует проверки и часто носит конфиденциальный характер. Поэтому её проверка должна осуществляться только негласно, так как если лица, подго- тавливающие, совершающие преступления заподозрят, что ими интересуются правоохранительные органы, что приведёт к принятию соответствующих мер, вплоть до уничтожения источника информации.
Выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений. Ро- зыск лиц, совершивших преступления, обеспечение предварительного следствия и дознания требуют от правоохранительных органов специальных мероприятий.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно и входит исключительно в компетенцию оперативных подразделений государст- венных органов, уполномоченных Федеральным законом. При этом она не является процессуальной и носит сугубо разведывательный, поисковый, кон- спиративный характер. Может производиться только по предусмотренным законом основаниям и осуществляться путём использования специальных сил, средств и методов.
Эта деятельность осуществляется только для достижения целей и реше- ния задач, предусмотренных законом и только тогда, когда иным путём невоз- можно или крайне затруднительно обеспечить выполнение задач по борьбе с преступностью. Организация и тактика этой деятельности составляют госу- дарственную тайну.
Гуманная направленность оперативно-розыскной деятельности выража- ется в том, что позволяет вмешаться в ход событий и не допустить достижения преступных целей. Её негласные силы, средства и методы обеспечивают изу- чение лиц, фактов, явлений изнутри и комплексно. Помимо этого, оперативно- розыскная деятельность, содействуя реализации норм уголовного права, спо- собствует утверждению морали.
Основное положение, определяющее нравственные стороны оперативно- розыскной деятельности, заключается в том, что оперативно-розыскные меро- приятия не должны нарушать законные права и интересы граждан. В первую очередь, лиц, в отношении которых они проводятся. Особую значимость при- обретает их соблюдение при проведении мероприятий, влекущих за собой вторжение в личную жизнь этих лиц. Оперативно-розыскные мероприятия должны исключать элементы провоцирования граждан на совершение престу- плений, их оговор в совершении преступлений, склонение разрабатываемых лиц к самооговору, фальсификации материалов.
Оперативно-розыскную работу можно отнести к числу так называемых
«критических» видов деятельности, осуществляемых в экстремальных услови- ях. Эта деятельность характеризуется рядом факторов, которые характеризу- ются дефицитом времени для принятия решения: усечённостью информации, значимой для выбора метода действия; неопределенностью ситуации и веро-