Файл: Методическое пособие Студия ВиЭль СанктПетербург 2021 год введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Полная и экспресс диагностика
Методическое пособие
Студия «ВиЭль»
Санкт-Петербург
2021 год

ВВЕДЕНИЕ
Методика логопедического обследования детей позволяет выявить уровень речевого недоразвития с целью определения ребёнка в логопе- дическую группу и для фиксации результатов коррекционной работы.
Методика ориентирована на детей от 4 до 8 лет и предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), логопедов, психологов, дефектологов и воспитателей.
Пособие содержит детальное описание процедуры логопедического обследования детей и рекомендации по оценке показателей. В методи- ческом пособии изложены алгоритмы расчетов и интерпретация полу- ченных результатов по уровням логопедического развития. Уровневый подход существенно упрощает механизм обследования и постановку ло- гопедического заключения, а также формирование схемы индивидуаль- ной коррекционной работы. Методическое пособие включает описание разработанных таблиц фиксации результатов, использование которых значительно упрощает отчетность специалиста и позволяет проследить динамику коррекционной работы. Кроме того, в пособии дано описание методического набора, используемого в процедуре обследования.
В данном методическом пособии описана система обследования детей с речевыми нарушениями с использованием ПО «Логопедическое обсле- дование детей. Полная и экспресс диагностика» производства ООО «Сту- дия «ВиЭль». В основу логопедического обследования положены общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого на- рушения. Разработано в соответствии с ФГОС ДО.
Эффективность коррекционной работы во многом определяется каче- ством проведённого обследования, поэтому особое внимание уделено подбору методик. При подборе методик логопедического обследования, были использованы рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста предложенные в исследованиях Р. И. Лалаевой, Е. Н. Российской,
Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломаха, Е. Ф Соботовича, Спировой, М., Ф. Фо- мичёвой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чевелёвой и др. Применяемые в обследова- нии методики просты в применении и надёжны в обработке.
Методика выпускается «Студией «ВиЭль» с 2013 года.
Обновлена и дополнена в 2021 году.
3


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Рекомендации к логопедическому обследованию детей − стр. 8
2. Содержание логопедического обследования детей − стр. 12
3. Порядок проведения логопедического обследования − стр. 15
1. Обследование звукопроизношения − стр. 16
2. Обследование общей моторики − стр. 18
2.1. Исследование двигательной памяти.
2.2. Исследование статической координации.
2.3. Исследование динамической координации.
2.4. Исследование произвольного торможения.
2.5. Исследование пространственной организации.
3. Обследование мелкой моторики − стр. 20
3. 1. Обследование статической координации движений пальцев рук.
3. 2. Обследование динамической координации движений пальцев рук.
3. 3. Исследование чувства ритма.
3. 4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки.
4. Обследование артикуляционной моторики − стр. 23
4. 1. Исследование подвижности губ.
4. 2. Исследование подвижности языка.
4. 3. Исследование подвижности нижней челюсти.
4. 4. Исследование подвижности мягкого нёба.
5. Обследование динамической организации артикуляционного
аппарата в процессе речи − стр. 25
5. 1. Исследование динамической организации при повторении арти- куляционных движений.
5. 2. Исследование динамической организации при повторении звуковых рядов.
5. 3. Исследование динамической организации при повторении слоговых рядов.
5. 4. Исследование динамической организации при чтении стихотво- рений.
6. Обследование мимической мускулатуры − стр. 27
6. 1. Исследование движений мышц лба.
6. 2. Исследование движений мышц глаз.
6. 3. Исследование движений мышц щек.
6. 4. Исследование мимических поз.
6. 5. Исследование символического праксиса.
4

7. Обследование строения артикуляционного аппарата − стр. 28
7. 1. Исследование губ.
7. 2. Исследование зубного ряда.
7. 3. Исследование прикуса.
7. 4. Исследование языка.
7. 5. Исследование твёрдого и мягкого нёба.
7. 6. Исследование нижней челюсти.
8. Обследование фонематического восприятия − стр. 30
8. 1. Исследование состояния физиологического слуха.
8. 2. Исследование дифференциации неречевых звуков.
8. 3. Исследование слуховой памяти и понимание речи.
8. 4. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
8. 5. Исследование фонематического анализа и синтеза.
9. Обследование дыхательной и голосовой функции − стр. 33
9. 1. Исследование типа дыхания.
9. 2. Исследование речевого дыхания.
9. 3. Исследование голоса.
9. 4. Наличие саливации.
10. Обследование просодических компонентов речи − стр. 34
10. 1. Ритм речи.
10. 2. Темп речи.
10. 3. Логическое ударение.
11. Обследование слоговой структуры слова − стр. 35
11. 1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава
11. 2. Исследование произнесения слов различного слогового соста- ва
11. 3. Исследование произнесения слов различного слогового соста- ва в предложениях.
12. Обследование понимания речи − стр. 38
12. 1. Исследование пассивного словаря.
12. 2. Исследование понимания грамматических форм.
12. 3. Исследование понимания предложно—падежных конструкций.
12. 4. Исследование дифференциации существительных.
12. 5. Исследование дифференциации глаголов с различными при- ставками.
12. 6. Исследование понимания сочетаний и простых предложений.
13. Обследование лексического запаса − стр. 40
13. 1. Исследование словаря существительных. Активный словарь.
13. 2. Исследование обобщающих понятий.
13. 3. Исследование глагольного словаря.
5


13. 4. Исследование словаря прилагательных.
13. 5. Исследование подбора антонимов.
14. Обследование грамматического строя − стр. 42
14. 1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа.
14. 2. Исследование образования существительных в косвенных падежах.
14. 3. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.
14. 4. Исследование употребления предлогов.
14. 5. Исследование согласования числительного с существительным.
14. 6. Исследование согласования прилагательного с существитель- ным.
14. 7. Исследование образования названий детёнышей.
14. 8. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм.
14. 9. Исследование образования относительных прилагательных
14. 10. Исследование образования притяжательных прилагательных.
14. 11. Исследование образования приставочных глаголов.
14. 12. Исследование образования глаголов совершенного вида.
15. Обследование связной речи − стр. 46
15. 1. Исследование пересказа.
15. 2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.
15. 3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных карти- нок.
4. Обоснование логопедического заключения

стр. 48
5. Рекомендации по коррекционному воздействию

стр. 50
5. 1. Содержание коррекционного воздействия при общем недоразви- тии речи I-II уровня− стр. 50 5. 2. Содержание коррекционного воздействия при общем недораз- витии речи III уровня− стр. 54 5. 3. Содержание коррекционного воздействия при фонетико-фонема- тическом недоразвитии речи− стр. 56 5. 4. Речевое дыхание и его особенности− стр. 59
6. Терминологический словарь

стр. 61
7. Приложения

стр. 70
6

Приложение 1. Рекомендации по использованию методических мате- риалов− стр. 70
Приложение 2. Таблица результатов− стр. 74
Приложение 3. Баллы и уровни− стр. 78
7

1. Рекомендации к логопедическому
обследованию детей
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, мо- жет быть эффективной только в том случае, когда она основана на глубо- ком и объективном логопедическом обследовании.
Для проведения логопедического обследования необходимо уста- новить на компьютер ПО «Логопедическое обследование детей» (см.
Руководство пользователя), приготовить набор с методическими мате- риалами (см.Приложение 1). Обследование рекомендуется проводить в отдельном помещении.
Логопед, при проведении обследования знакомится с имеющейся ме- дицинской документацией на ребёнка: заключениями отоларинголога, невролога, психиатра, офтальмолога, педиатра, и др. Невролог анализи- рует данные неврологического обследования и клинического обследова- ния слуха, зрения и нервной системы. В рамках клинико-педагогической классификации невролог ставит диагноз. Психолог исследует характер детско-родительских отношений, уровень исследовательской активно- сти ребенка, степень понимания родителями проблем и потребностей ребёнка. Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребёнок отстает или опережает норму развития.
Обобщая полученные данные, специалисты, определяют причину на- рушений, диагноз и возможные перспективы развития. Диагноз, который поставил невролог, должен быть учтён и при обследовании, и при напи- сании логопедического заключения. У детей не должно быть выявлено снижения слуха, нарушения интеллекта или резкой потери зрения и т. п.
Большое внимание стоит уделить анализу имеющегося анамнеза. Здесь важны все детали пренатального, натального и постнатального периодов
(в период беременности в каком триместре было воздействие вредонос- ных факторов).
При сборе анамнеза надо обратить внимание на следующие
факторы риска:
• возраст родителей, в том числе возраст матери старше 40 лет, особен- но при первой беременности;
• патологическое течение беременности у женщин (токсикозы беремен- ности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, функциональные
8

поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболева- ния, артериальная гипертензия);
• инфекционные заболевания у женщин в период беременности (крас- нуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний);
• тяжелая гипоксия плода;
• асфиксия новорожденного;
• внутриутробная или неонатальная инфекция у детей (сразу же после родов и в первые дни и недели жизни);
• глубокая степень недоношенности;
• низкая и экстремально низкая масса тела при рождении;
• переношенность;
• тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС;
• тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС;
• внутричерепная родовая травма у детей;
• гемолитическая болезнь новорожденных;
• синдром дыхательных расстройств у детей или другая патология, по- требовавшая проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде;
• хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине;
• патологический характер гипербилирубинемии у детей (в том числе с «затянувшейся» желтухой);
• нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неуста- новленной причине;
• наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двига- тельного аппарата, речи.
Анамнестические сведения логопед заполняет со слов родителей ре- бёнка, и на основании предоставляемой документации.
Только после тщательного изучения всех материалов документации логопед начинает непосредственное обследование ребенка.
Изучая особенности развития речи, логопед вскрывает характер и при- чины имеющихся дефектов. Логопеду необходимо выявить структуру ре- чевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей (об- щее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие и т. д.).
9

Обследование ребёнка начинается с беседы. Во время беседы логопед старается установить контакт с ребёнком, а также выявляет, как понима- ет ребёнок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о не- которых особенностях его личности.
Следующим методическим приемом обследования является наблюде- ние логопеда за ребёнком в процессе его деятельности, которую органи- зует логопед, предлагая ему различный материал (карандаши, игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
Обследование проводится по схеме:
1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование общей моторики.
3. Обследование мелкой моторики.
4. Обследование артикуляционной моторики.
5. Обследование динамической организации артикуляционного аппа- рата в процессе речи.
6. Обследование мимической мускулатуры.
7. Обследование строения артикуляционного аппарата.
8. Обследование фонематического восприятия.
9. Обследование дыхательной и голосовой функции.
10. Обследование просодических компонентов речи.
11. Обследование слоговой структуры слова.
12. Обследование понимания речи.
13. Обследование лексического запаса.
14. Обследование грамматического строя.
15. Обследование связной речи.
Качественно-количественные результаты выполнения заданий, вы- раженные в баллах, фиксируются в разделе «Результаты» в виде таблиц.
Данные логопедического обследования позволяют планировать не толь- ко групповую работу, но и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом индивиду- альных возможностей и особенностей ребёнка. Полезно, когда все про- токолы исследований на одного ребёнка ведутся по одинаковой схеме в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Это позволяет срав- нить качественные показатели на разных этапах обследования ребёнка.
Сравнительный анализ результатов обследования на начало, и конец учебного года позволяет проследить динамику и установить эффектив-
10

ность коррекционного процесса (используйте раздел программы «Ди- намика»), а так же степень обучаемости и обученности каждого ребёнка.
Групповые результаты можно представить в наглядной форме (в виде та- блиц). Таблицы отражают уровень достижений группы по каждой методи- ке обследования (раздел программы «Групповой отчет»). По ним можно достаточно точно судить об уровне развития детей в группе и в целом о ходе коррекционной работы. После выставления заключения логопед составляет план работы с каждым ребёнком. На этом итоговом этапе ди- агностической работы целесообразен плодотворный контакт логопеда с педагогами (психологом, воспитателями) и родителями для выработки совместных путей коррекции нарушений в речевом развитии ребенка.
После обследования проводится обязательная беседа и консультация с родителями. Родителей информируют о результатах; возможно допол- нительное уточнение о ребёнке (анамнез, проблемы поведения, семей- ных взаимоотношений и т. д.). Логопед рассказывает о планировании и возможных перспективах коррекционной работы, при необходимости, советует как организовать развитие ребёнка и жизнь семьи, чтобы не до- пустить прогрессирования речевого нарушения.
Практика показывает, что большинство детей с речевыми нарушени- ями, посещающих дошкольные логопедические группы в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу. Но мо- гут быть и исключения. Задача педагогов – раскрыть родителям характер проблем ребёнка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.
11

2. Содержание логопедического
обследования детей
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями пред- назначено для диагностики речевого развития детей 4 – 6 лет. При необ- ходимости (нпр. у детей с задержками в развитии) может использоваться до 8 лет.
Обследование начинается со сбора кратких анамнестических сведе- ний. Для этого используйте вкладку картотеки «Анамнез» (см.Руковод- ство пользователя). В процессе сбора информации необходимо уточнить следующие данные:
1. Возраст матери и отца при рождении ребёнка.
2. Наличие наследственных, нервно-психических, хронических сомати- ческих заболеваний у родителей.
3. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников.
4. Протекание беременности:
• от какой по счету беременности;
• как протекала беременность (токсикоз 1-2 половины, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, примене- ние медикаментозных средств (антибиотики, гормоны), наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, нико- тина, наркотиков).
5. Протекание родов:
• преждевременные, срочные, стремительные, затяжные, обезво- женные;
• слабость родовой деятельности;
• применение стимуляции (механической, химической, электрости- муляции, кесарево сечение);
• когда ребенок закричал, наличие асфиксии (синей, белой);
• резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость);
• травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма).
6. Вес и рост ребенка при рождении.
7. Вскармливание:
• когда принесли кормить,
12