Файл: Методическое пособие Студия ВиЭль СанктПетербург 2021 год введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь),
• грудное вскармливание до … месяцев.
8. Состояние раннего психомоторного развития:
• голову держит с … (N с 1, 5 мес ),
• сидит с … (N с 6 мес),
• стоит с … (N с 8 мес),
• ходит с … (N с 12 мес),
• первые зубы (N с 6-8 мес),
• к году зубов …
9. Раннее речевое развитие:
• гуление … (N с 2-3 мес),
• лепет … (N с 4-6 мес),
• характер лепета,
• первые слова с … (N с 10 мес),
• первые фразы с … (N с 1 - 1, 5 лет),
• прерывалось ли речевое развитие (по какой причине),
• использование жестов.
10. Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, не за- мечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не принимают мер).
11. Занимался ли ребенок с логопедом. Результаты логопедической ра- боты.
12. Перенесенные заболевания и время перенесения (тяжелые сомати- ческие, инфекции, ушибы, травмы, судороги при повышении темпе- ратуры).
Вышеперечисленные собранные анамнестические сведения заносятся в специальную форму в программе (вкладка «Анамнез») или распеча- танный бланк. Эти сведения необходимы логопеду для правильного на- писания заключения и приблизительной оценки схемы обследования.
Логопед должен помнить, что он проводит обследование в рамках пси- холого-педагогической классификации. При этом возможны следующие варианты заключений: общее недоразвитие речи (ОНР I - ОНР VI уровень), не резко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР), лексико-грамма- тическое недоразвитие речи (ЛГНР), фонетико-фонематическое недораз- витие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и нарушение

13
произношения отдельных звуков (НПОЗ).
Если у ребёнка в анамнезе будет выявлена пренатальная, натальная или постнатальная патология, и невролог поставил диагноз в соответствии с клинико-педагогической классификацией (например, псевдобульбарная дизартрия), то обследование проводится по всей предложенной схеме (с
1 по 15 разделы).
1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование общей моторики.
3. Обследование мелкой моторики.
4. Обследование артикуляционной моторики.
5. Обследование динамической организации артикуляционного аппа- рата в процессе речи.
6. Обследование мимической мускулатуры.
7. Обследование строения артикуляционного аппарата.
8. Обследование фонематического восприятия.
9. Обследование дыхательной и голосовой функции.
10. Обследование просодических компонентов речи.
11. Обследование слоговой структуры слова.
12. Обследование понимания речи.
13. Обследование лексического запаса.
14. Обследование грамматического строя.
15. Обследование связной речи.
При проведении данного обследования возможны следующие заклю- чения: общее недоразвитие речи (ОНР I- ОНР VI уровень), не резко вы- раженное общее недоразвитие речи (НОНР), лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
Если у ребёнка при сборе анамнеза не обнаружится никакой патоло- гии (т. е. не должно быть пренатальной, натальной и постнатальной пато- логии) и невролог отмечает её отсутствие (например, фиксирует диагноз
– дислалия), то обследование проводится по сокращенной схеме: с 1 по
8 разделы.
1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование мелкой моторики.
3. Обследование артикуляционной моторики.
4. Обследование строения артикуляционного аппарата.
5. Обследование фонематического восприятия.
6. Обследование дыхательной и голосовой функции.
7. Обследование просодических компонентов речи.
8. Обследование слоговой структуры слова.
14

При проведении обследования по данной схеме возможны следую- щие заключения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и нарушение произношения от- дельных звуков (НПОЗ).
После анализа полученных анамнестических сведений, логопед при- ступает к проведению логопедического обследования. Если необходимо, то проводится дополнительное психологическое исследование (напри- мер, памяти, внимания, мышления, интеллекта и т. д.).
Режим «Экспресс обследование» позволяет проводить диагностику за меньшее число занятий.
Обследование проводится по заранее заложенной программой схеме и включает в себя исследование следующих разделов:
1. Обследование звукопроизношения (с, сь, з, зь, ц, ч, ш, щ, ж, р, рь, л, ль).
2. Обследование артикуляционной моторики.
3. Обследование динамической организации артикуляционного аппа- рата в процессе речи (более сжато, чем при полном обследовании).
4. Обследование строения артикуляционного аппарата.
5.Обследование фонематического восприятия.
6. Обследование слоговой структуры слова (более сжато, чем при пол- ном обследовании).
7. Обследование лексики (более сжато, чем при полном обследовании).
8. Обследование грамматики (более сжато, чем при полном обследо- вании).
9. Обследование связной речи (более сжато, чем при полном обсле- довании).
По мере необходимости экспресс обследование можно дополнять до полного обследования, выполняя задания из основных разделов про- граммы.
3. Порядок проведения
логопедического обследования
Обследование проводится целиком или по любым выбранным разде- лам. Помимо этого в программе имеется режим «Экспресс обследование».
При запуске выбранного раздела на экране будут появляться инструкции с заданиями. Специалисту необходимо фиксировать правильность вы- полнения задания, а также необходимые комментарии.
15


Критерии оценки
При полном правильном выполнении задания рекомендуется нажать на кнопку «Зачет», что автоматически приведёт к начислению балла за выполненное задание. Если ребёнок справился с заданием с затрудне- ниями/ошибками или не справился с заданием, рекомендуется нажать кнопку «Незачет». В некоторых заданиях отсутствуют кнопки «Зачет»/«-
Незачет», а имеется кнопка «Далее». Для того чтобы перейти к следующе- му заданию необходимо отметить галочкой нужный ответ/комментарий и нажать кнопку «Далее». При этом программа автоматически осуществит подсчёт баллов.
Кроме оценки выполнения задания специалист отмечает дополнитель- ные параметры предложенные в задании, а также имеет возможность вносить собственный комментарий в специальное поле.
При оценке результата специалист, учитывая всю информацию о дан- ном ребёнке и о ситуации проведения обследования, оставляет за собой право выбора «Зачета»/ «Незачета».
Если обследование было начато, но по каким-то причинам не было за- вершено, то Вы можете продолжить/завершить его позже. Подробнее см.
Руководство пользователя.
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Материалы представляют собой комплекты слов и к ним картинки.
Комплект содержит по 2-3 слова на звук (положение звука в начале слова, в середине, в конце).
Инструкция
Специалист предлагает ребёнку назвать изображения на картинках.
В программе имеется возможность скрыть или отобразить подписи кар- тинок, а также сделать аудиозапись звукопроизношения (см. Руководство пользователя).
Набор картинок
[С]: сапоги — оса — ананас
[СЬ]: сирень — лисята — лось
[З]: зонт — ваза
[ЗЬ]: земляника — газета
16
Внимание!
При проведении обследования необходимо использовать методиче- ские материалы (см. Приложение № 1).

[Ц]: цыпленок — пицца — заяц
[Ш]: шапка — мишка — карандаш
[Ж]: жук — снежинка
[Щ]: щетка — овощи — плащ
[Ч]: часы — очки — мяч
[Л]: лошадь — вилка — мел
[ЛЬ]: линейка — малина — соль
[ТР]: трамвай — люстра — матрёшка
[Р]: рак — парус — комар
[РЬ]: редис — орехи — снегирь
[Й]: йогурт — лейка — муравей
[Я]: яблоко – одеяло
[Е]: енот — платье
[Ё]: ёлка — ружьё
[Ю]: юбка — хозяюшка
[К]: коза — рюкзак — замок
[КЬ]: кит — факел — варежки
[Г]: гусь — огурец
[ГЬ]: гитара — бегемот — сапоги
[X]: хомяк — мухомор — петух
[ХЬ]: хижина — арахис — мухи
[Б]: банан — зебра
[БЬ]: белка — лебедь
[П]: панама — кепка — суп
[ПЬ]: перец — спички — цепь
[В]: ворона — сова
[ВЬ]: веник — свекла
[Ф]: фонарь — туфли — шарф
[ФЬ]: фен — конфета — дельфин
[Д]: дыня — подарок
[ДЬ]: диван — одеяло
[Т]: торт — лента — кот
[ТЬ]: тигр — ботинки – пять
[М]: маска — лимон — сом
[МЬ]: мёд — помидор – семь
[Н]: носок — гранат — слон
[НЬ]: нитки — коньки — ремень
17


Отмечается: звук отсутствует, искажается или заменяется другим, а также место нарушения звука (изолированно, в слогах или в словах).
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
2.1. Исследование двигательной памяти
Инструкция
Специалист показывает движения рук и предлагает ребёнку повторить их.
2.1.1. Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.
2.1.2. Руки вверх, вперед, в стороны, вниз; движение «вперёд» запретное.
Дополнительно отмечается:
• правильность,
• последовательность (нарушена/не нарушена),
• качество,
• особенности переключения с одного движения на другое.
2.2. Исследование статической координации
Инструкция
Специалист показывает движения и предлагает их повторить.
2. 2. 1. Стойте с закрытыми глазами, стопы ног поставьте на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытяну- ты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.
2. 2. 2. Стойте с закрытыми глазами, а затем на одной ноге, руки вперед.
Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.
Дополнительно отмечается статическая координация:
• свободно удерживает позы;
• с напряжением раскачивается из стороны в сторону;
• балансирует туловищем, руками, головой;
• сходит с места или делает рывок в стороны;
• касается пола другой ногой;
• иногда падает;
• открывает глаза;
• отказывается выполнять пробу.
18

2.3. Исследование динамической координации
Инструкция
Специалист показывает движения и предлагает ребенку их повторить.
2. 3. 1. Маршируйте, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производите в промежуток между шагами.
Отмечается:
• выполняет верно с 1 раза;
• выполняет верно со 2-3 раза;
• напрягается;
• чередование шага и хлопка не удается.
Инструкция
2. 3. 2. выполните подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касайтесь, вы- полняйте только на носках
Отмечается:
• выполняет правильно;
• с напряжением;
• раскачиваясь;
• балансируя туловищем и руками;
• становится на всю ступню.
2.4. Исследование произвольного торможения
Инструкция
Специалист показывает движение с остановкой по команде. Затем просит ребёнка маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
Отмечается:
• плавность движений обеих ног;
• точность движений обеих ног;
• соответствие двигательной реакции сигналу.
2.5. Исследование пространственной организации
Инструкция
2. 5. 1. Покажите ребёнку движения и предложите их повторить. Для детей
4-5 лет только первое задание, для детей 6 лет – все 4 задания.
1. Ходьба по кругу по/против часовой стрелке.
19


2. Пройти вперед три шага, повернуть направо/налево, пройти по кругу и, дойдя до этого места, вернуться в исходную точку.
3. Пройти в правый угол, через центр комнаты пройти в проти- воположный угол. Обойти кабинет целиком (по/против) часо- вой стрелке. Вернуться в исходный угол, пройдя через центр комнаты.
4. Повер нуться на месте во круг себя и поскока ми вбок влево/
вправо передвигаться по кабинету.
Инструкция
2. 5. 2. Дайте ребёнку словесную инструкцию по выполнению движений.
Для детей 4-5 лет только первое задание, для детей 6 лет – все 4 задания.
1. Ходьба по кругу по/против часовой стрелке.
2. Пройти в правый угол, через центр комнаты пройти в противо- положный угол.
3. Обойти кабинет целиком (по/против) часовой стрелке. Вернуть- ся в исходный угол, пройдя через центр комнаты.
4. Повер нуться на месте во круг себя и поскока ми вбок влево/
вправо передвигаться по кабинету.
Отмечается:
Незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
3. 1. Обследование статической координации движений пальцев рук
Инструкция
Покажите ребёнку движения пальцев рук и попросите его повто- рить их. После выполнения каждого задания дайте словесную ин- струкцию и попросите ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза).
3. 1. 1.
• Вытяните указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук.
20

• Вытяните указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук.
3. 1. 2.
• Положите указательные пальцы на средние на обеих руках.
• Положите средние пальцы на указательные на обеих руках.
• Соедините в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
Отмечается: точность и правильность выполнения заданий.
3. 2. Обследование динамической координации движений пальцев рук
Инструкция
Покажите ребёнку движения пальцев рук и попросите его повто- рить их. После выполнения каждого задания дайте словесную инструк- цию и попросите ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза).
3. 2. 1.
• Попеременно соединяйте все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно
(«Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здо- роваются пальчики правой и левой руки).
3. 2. 2.
• Выполняйте движение «кулак - ребро - ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно.
• повторите пробу с прикушенным зубами языком.
Отмечается:
• Усвоение программы: с первого предъявления, со второго предъявле- ния, после совместного выполнения с экспериментатором, невыполне- ние.
• Характер выполнения действия: плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое.
• Ошибки: персеверации, нарушение последовательности движений.
3. 3. Исследование чувства ритма
Инструкция
3. 3. 1. Противоположные движения рук.
21