Файл: Методическое пособие Студия ВиЭль СанктПетербург 2021 год введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Терминологический словарь
Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопро- изношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заклю- чается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Адентия (a- + лат. dens, dentis зуб) - отсутствие всех или многих зубов.
Аккомодация фонетическая (греч. phônêtikos относящийся к фоне- тике; звуковой) - частичное приспособление артикуляции смежных со- гласного и гласного звуков, состоящее в том, что экскурсия (начало арти- куляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии по- следующего (регрессивная аккомодация); в русском языке гласные звуки аккомодируют согласным (напр., игры - отыгран).
Алалия (а - + греч. lalia речь) - отсутствие или недоразвитие речи у де- тей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Анализатор речедвигательный - анализатор, обеспечивающий вос- приятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голоса и арти- куляции.
Анамнез (греч. anamnesis воспоминание) - совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знаю- щих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза забо- левания и выборе коррекционных мероприятий.
Анартрия (ан - + греч. arthroô членораздельно произносить) - тяжелая форма дизартрии. Когда речь почти полностью невозможна из-за пара- лича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артику- ляции.
Анкилоглоссия (анкило- + греч. glôssa язык) - врожденное укорочение уздечки языка.
Апраксия оральная (лат. os, oris рот) – моторная апраксия лицевой му- скулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.
Артикуляционные навыки - усвоение артикуляционной базы данно- го языка.
61

Артикуляционный - от сл. Артикуляция; артикуляционная база - лингв. свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков языка.
Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Артикуляционный комплекс - совокупность речедвижений, необхо- димых для данного звука или данной сложной единицы выражения.
Артикуляция (лат. articulare членораздельно выговаривать) – деятель- ность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необ- ходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Артикуляция йотовая - артикуляция, сопровождаемая поднятием средней части языка к твердому небу, или палатализацией.
Артикуляция носовая - произнесение звука с опущенным мягким не- бом и продвинутым вперед маленьким язычком.
Артикуляция ротовая - произнесение звука с приподнятым мягким небом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот.
Афазия (а- + греч. phasis речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония (а- + греч. phônê звук, голос) – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина.
Баттаризм (греч. battarismos заикание) - патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фра- зы, слова произносятся нечетко, не договариваются.
Билабиальный (би- + лат. labialis губной) – губно-губной, двугубный, образуемый сближением или смыканием обеих губ.
Брадилалия (от греч. βραδύς — медлительный и λαλιά — речь) - пато- логически замедленный темп речи.
Брадилексия (от греч. βραδύς — медлительный и lego читаю) – пато- логическая замедленность темпа чтения.
Буква - графический знак, который используется для обозначения на письме фонем.
Веляризация (лат. velaris задненёбный) - дополнительная артикуляция
(подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему (мягкому) небу, что вызывает так называемую твердость звуков, резко понижая тон и шум.
62


Велярный звук (лат.) - задненёбный звук например, [Г], [К], [Х].
Взрывной звук - смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается; мгновенное размыкание под напором струи воз- духа полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воз- действия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.
Восстановительное обучение – обучение, направленное на восста- новление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
Гимнастика речи активная – система упражнений речевых органов, которые произносятся ежедневно или несколько раз в день по инструк- ции логопеда.
Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при кото- рой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответству- ющего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т. е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Гиперкинез (гипер - над, сверх + греч. движение) автоматическое на- сильственное движение вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гиперсаливация (гипер - над, сверх + лат. salivatio слюноотделение)- увеличенное выделение слюны.
Гипертония (гипер - над, сверх + греч. напряжение) – 1) повышение мышечного тонуса; 2) повышение артериального давления.
Гипоксия (гипо – под, внизу + лат. oxygenium кислород) - кислородное голодание организма.
Глосс (греч. glôssa язык) - составная часть сложных слов, означающая
«относящийся к языку».
Глоссоптоз (греч. glôssa язык + греч. падение, опущение) - аномалия развития; недоразвитие и западение языка.
Голоса расстройства - отсутствие или нарушение фонации; с точки зрения качества голоса все Г. р. делятся на четыре группы: нарушение высоты голоса, нарушение силы голоса, нарушение тембра голоса, отсут- ствие голоса; по причинам возникновения различают Г. р. функциональ- ные и органические.
Голоса расстройства органические - различают Г. р. о. перифериче-
63
ского и центрального характера; в основе Г. р. о. периферического ха- рактера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых скла- док, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани) туберкулез и рак гортани, ведущие к деформации гортани и голосовых складок и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктоми- рованных; причинами, вызывающими Г. р. о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого неба, влияю- щие на функционирование верхних резонаторов; Г. р. о. центрального по- рядка наблюдаются при различных видах дизартрии (псевдобульбарной, мозжечковой, подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония.
Голосовой аппарат - совокупность органов, участвующих в голосо- образовании; Г. а. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучате- лей звука.
Голосообразование - физиологический акт, заключающийся в напря- жении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возник- новением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса.
Гуление - голосовые реакции ребёнка в первые 2-3 месяца жизни, ран- няя стадия лепета.
Действия автоматизированные - сложные двигательные акты и дру- гие последовательные действия, протекающие без контроля сознания.
Делабиализация – потеря огубления, изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нару- шение нормального развития ребёнка.
Дефект звонкости - расстройство звукопроизношения; замена звон- ких согласных глухими или их смешение.
Дефект мягкости - расстройство звукопроизношения; замена мягких согласных твердыми или их смешение.
Диагноз – основная цель психологической диагностики, конечный ре- зультат деятельности психолога, невролога, направленный на описание
64

и выявление сущности индивидуально-психических особенностей лич- ности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследо- вания.
Дислалия – нарушение звукопроизношения.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония – отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосо- вого аппарата.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по форми- рованию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и спо- собу образования.
Дыхание человека – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для биологиче- ского окисления в тканях и удаление из него углекислого газа. Оно играет чрезвычайно важную роль в поддержании кислотно-основного состоя- ния организма, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность и, в конечном счёте, поведение.
Заикание - нарушение темпо - ритмической организации речи, обу- словленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Замены звуков – дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу обра- зования или по месту артикуляции, парный по глухости (звонкости, твер- дости, мягкости) в зависимости от того, артикуляционные или акустиче- ские образы звуков не сформированы.
Каппацизм (К, каппа, буква греч. алфавита) - сборный термин, обозна- чающий неправильное произношение фонем К, К΄, Г, Г΄, Х, Х΄. В узком зна- чении – неправильное произношение фонем К, Х.
Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функ- ций посредством их перестройки или использования сохранных функ- ций.
Коррекция (лат. исправление) нарушений речи – сложный, многоа- спектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Коррекция произношения – исправление недостатков произноше-
65
ния, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфо- эпических норм.
Макрогения – аномалия развития: чрезмерно большая нижняя челюсть.
Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается как аномалия развития или при наличии в языке хронического патологиче- ского процесса; при М., наблюдаются значительные нарушения произно- шения.
Межзубный сигматизм - кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами; свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок.
Назализация - приобретение звуком (главным образом гласным) но- сового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременно- го выхода воздушной струи через рот и нос.
Небо мягкое – задняя подвижная часть неба; во время глотания, жева- ния и речи происходят различные движения мягкого неба.
Небо твердое – часть неба, имеющая костную основу, покрытую свер- ху и снизу слизистой оболочкой; составляет передние две трети неба.
Норма языковая - совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Носовой звук - произносимый с опущенным мягким небом, т. е. с вклю- чением носового резонатора, в результате чего воздух (звучащее дыха- ние) проходит через полость носа, причем в случае носовых согласных в полости рта осуществляется полное соприкосновение органов, необхо- димое для образования шума, а в случае гласных – это сообщает им носо- вой тембр и понижает высоту тона.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстрой- ства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре- чевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Оглушение согласных - переход звонкого согласного в соответствую- щий глухой в определенных положениях (в конце слова или перед глухи- ми согласными), свойственный русскому литературному произношению или вследствие общей тенденции к усилению артикуляции согласных и сокращению участия голоса.
Органы артикуляционные – различные части человеческого орга- низма, участвующие в образовании звуков речи.
66


Палатализация (лат. смягчение) – дополнительный к основной арти- куляции согласных подъем средней части языка к твердому небу (йото- вая артикуляция), резко повышающий характерный тон и шум.
Парез (греч. ослабление) - неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.
Пассавана валик – поперечное выпячивание задней стенки глотки, образованное ее верхним сжимателем; при глотании отделяет носовую часть глотки от ротовой.
Патогенез 1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней; 2) механизм развития, конкретной болезни, патологи- ческого процесса или состояния.
Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколь- ко недель до рождения ребёнка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько недель после рождения ребёнка. В
России этот период считается с 28-й недели беременности по 7-й день по- сле рождения ребёнка.
Постановка звука - создание при помощи специальных приемов но- вой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного зву- ка), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; поста- новка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произноси- тельных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализа- торов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное уме- ние; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
Постнатальный – возникающий или происходящий непосредственно после рождения.
Прогения - выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верх- ней) вследствие ее чрезмерного развития.
Прогнатия - выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.
Профилактика речевых нарушений - совокупность предупреди- тельных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупре-
67
ждение её нарушений.
Саливация (лат. слюна) – слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих С, С΄, З, З΄, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ фонем; при С. эти фонемы произносятся искаженно или совсем выпадают из речи; одно из наиболее распространенных нару- шений звукопроизношения.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20 – 30 звуков в секунду); Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тетизм – расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2 – 4 стереотипных фо- немы, обычно – Т, М, Н; обычно Т. связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т. п.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с раз- личными нарушениями психофизического развития.
Увулярный согласный - язычковый согласный, т. е. согласный звук, при образовании которого активным органом является маленький язы- чок (продолжение мягкого неба), например, так называемое «картавое»
(грассирующее) «Р» некоторых языков.
Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укороче- нии уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены.
Фонема - минимальная единица звукового строя языка; фонемы слу- жат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (например, фонема «д» и «т» в словах «дом» и «том»).
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение про- цессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.
Челюсть верхняя – парная кость, занимает центральное положение в лицевом черепе; участвует в образовании глазницы, носовой и ротовой
68

полостей; в ней различают тело и четыре отростка: альвеолярный, неб- ный, лобный и скуловой.
Челюсть нижняя – непарная кость, наиболее крупная среди костей лицевого черепа, имеет форму подковы; в ней различают непарное тело и две ветви.
Эмбриопатия – общее название аномалий развития, возникающих в период эмбрионального развития.
Этиология – учение о причинах и условиях возникновения нарушений или патологических состояний.
69

7. Приложения
Приложение 1.
Рекомендации по использованию методических материалов
В комплектацию программы входит набор методических материалов.
Вы можете использовать их, если ребёнок плохо реагирует на предъяв- ление заданий на экране, или для разнообразия предъявления, а также в других случаях, когда это необходимо (при проведении диагностики без компьютера).
Набор также содержит материалы необходимые при проведении не- которых разделов.
Вы можете использовать указку для удобства показа на экране заданий ребёнку. Ребёнок также может использовать указку для ответов по экрану монитора.
Описание материалов, используемых во время диагностики.
1. Обследование звукопроизношения.
При проведении данного обследования Вы можете воспользоваться
Альбомом № 1.
2. Обследование общей моторики.
При проведении задания 2. 2. 1. и 2. 2. 2. необходим секундомер. Вы можете воспользоваться секундомером из методического набора или встроенным в программу.
3. Обследование мелкой моторики.
Для проведения задания 3. 3. 3. и 3. 3. 4. используйте листы с графиче- скими заданиями из методического набора.
При проведении задания 3. 3. 5. необходим секундомер. Вы можете воспользоваться секундомером из методического набора или встро- енным в программу.
4. Обследование артикуляционной моторики.
Методические материалы не требуются.
5. Обследование динамической организации артикуляционного ап-
парата в процессе речи.
Методические материалы не требуются.
6. Обследование мимической мускулатуры.
70

При проведении задания 6. 4. Вы можете воспользоваться Альбомом
№ 2 (стр. 4).
7. Обследование строения артикуляционного аппарата.
Методические материалы не требуются.
8. Обследование фонематического восприятия.
При проведении задания 8. 3. используйте игрушки из методического набора (куклы, кубики, шарик, машинка).
Пример инструкции:
Дай мне машинку, а на столе возьми шарик.
При проведении задания 8. 5. 5. Вы можете воспользоваться Альбомом
№ 2 (стр. 6).
9. Обследование дыхательной и голосовой функции.
При проведении задания 9. 3. 1. Вы можете воспользоваться Альбомом
№ 2 (стр. 8).
10. Обследование просодических компонентов речи.
Методические материалы не требуются.
11. Обследование слоговой структуры слова.
При проведении задания 11. 1. Вы можете воспользоваться Альбомом
№ 2 (стр. 10).
При проведении задания 11. 2. Вы можете воспользоваться Альбомом
№ 2 (стр. 14).
12. Обследование понимания речи.
При проведении задания 12. 1. используйте игрушки из методиче- ского набора (куклы, кубики, шарик, машинка).
Пример инструкции:
Посади девочку, прокати машинку.
При проведении задания 12. 2. Вы можете воспользоваться Аль- бомом № 2 (стр. 19).
При проведении задания 12. 3. 1. Вы можете воспользоваться
Альбомом № 2 (стр. 22).
При проведении задания 12. 3. 2. используйте предметы из мето- дического набора (линейка, пенал, указка).
Пример инструкции:
Возьми линейку С пенала.
Возьми линейку ИЗ пенала.
71