Файл: Диплом ТОВАРОВЕДЫ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2021

Просмотров: 244

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатели

201..г.

201.. г.

201.. г.

Отношение фактического года в % к базисному.

Розничный товарооборот, тыс.руб.





Общие торговые площади, м²





Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.





Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.





Среднесписочная численность работников, чел.





Производительность труда, тыс.руб.





Среднегодовая заработная плата, тыс.руб.





Выручка, тыс. руб.





Прибыль (- убыток), тыс. руб.





Уровень рентабельности (- убыточности), тыс. руб.





Показатель эффективности торгового потенциала, тыс. руб.





Показатель эффективности финансовой деятельности, тыс. руб.





Показатель эффективности трудовой деятельности, тыс. руб.





Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности





Оборачиваемость оборотных средств, оборот





Фондоотдача, руб.





На практике более целесообразно сочетать использование системы показателей оценки эффективности деятельности с расчетом обобщающих показателей.

В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия могут быть использованы следующие комплексные показатели:

1. Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия

Эитп = РТО / [ФЗП + (ОС + ОФ) Кпривед], (1)

где Эитп - показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия;

РТО - розничный товарооборот, тыс. руб;

ФЗП - средства на оплату труда, тыс. руб;

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб;

ОФ - среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб;

Кпривед- нормативный коэффициент, равный 0,12.

Рассматриваемый показатель позволяет оценить эффективность использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности- розничным товарооборотом. Чем выше значимость этого показателя, тем лучше выполняется предприятием его основная функция – обеспечение потребностей населения в товарах и услугах, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.

2. Показатель эффективности финансовой деятельности

Эфд = ВП / [ФЗП + (ОС + ОФ) Кпривед], (2)

где Эфд - показатель эффективности финансовой деятельности;

ВП - сумма валовой прибыли, тыс. руб.

С помощью этого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут основной финансовый результат деятельности торгового предприятия и насколько эффективно используются эти ресурсы;


3. Показатель оценки трудовой деятельности

Этд = РТО / Ч / СЗ, (3)

где Этд - показатель эффективности трудовой деятельности;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.;

СЗ - средняя заработная плата одного работника, тыс. руб.

Этот показатель характеризует прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.

Показатель эффективности трудовой деятельности также может быть рассчитан как отношение объема розничного товарооборота к сумме расходов на оплату труда:

Этд = РТО / ФЗП, (4)

4. На основании трех рассчитанных показателей может быть исчислен интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности:

, (5)

где Iэхд - интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности.

Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности целесообразно анализировать в динамике, в этом случае определяются темпы его изменения и по полученным результатам можно делать выводы о повышении или снижении эффективности всей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

ТIэхд = Iэхд.отч / Iэхд.баз ×100%, (6)

где ТIэхд - темп изменения интегрального показателя экономической эффективности хозяйственной деятельности, %.

После таблицы, автор работы дает полный и развернутый вывод по анализируемым показателям.

В процессе проведения комплексного экономического анализа необходимо изучить темпы экономического роста предприятия. Оценку уровня экономического роста предприятия можно дать на основании качественных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

5. Показатель темпа интенсивности развития торгового предприятия.

Тинт = (Тпт × Тоос ×Тфо) / (Тфзп × Тос × Тоф) × 100%, (7)

где Тинт - темп интенсивности развития предприятия, %;

Тпт – темп изменения производительности труда работников, %;

Тоос – темп изменения скорости обращения оборотных средств предприятия в оборотах, %;

Тфо – темп изменения фондоотдачи, %;

Тфзп – темп изменения расходов на оплату труда, %;

Тос – темп изменения среднегодовой стоимости оборотных средств, %;

Тоф – темп изменения среднегодовой стоимости основных средств, %.

6. Показатель темпа экономического роста предприятия.

, (8)

где Тэр – обобщающий темп экономического роста предприятия, %;

Тпт – темп изменения производительности труда, %;

Тоос – темп изменения скорости оборачиваемости оборотных средств, %;

Тфо – темп изменения фондоотдачи основных фондов, %;

Тзо – темп изменения затратоотдачи, %;

Тур – темп изменения уровня рентабельности, %.

После проведенного анализа необходимо сделать обобщающие выводы по данному разделу.

2.2 Маркетинговые исследования по выявлению предпочтений при покупке исследуемого товара… Здесь приводятся конкретные исследования самого студента, которые могут включать следующие пункты:


- предпочтения потребителей при покупке различных наименований данного товара;

- частота употребления данного товара;

- предпочтение места приобретения товара (рынок, оптовые базы, ларек, ближайший магазин, крупный супермаркет и т.д.);

- какое количество товара приобретается за один раз;

- факторы, влияющие на выбор потребителей (по цене, торговой марке, упаковке) (можно использовать и другие показатели).

2.3 Характеристика объекта и методы исследования. В качестве объекта исследований выбирается товар не менее пяти торговых марок, реализуемый в торговом предприятии, где студент проходил практику и по которому он пишет работу. Приводится методика оценки качества выбранного товара, опираясь на соответствующие ГОСТы.

2.4 Идентификационная экспертиза товара…

Начинается с экспертизы упаковки. При исследовании состояния упаковки проверяется: герметичность, наличие дефектов на упаковке, косой шов, эстетическое оформление, целостность дизайна и внешнего вида упаковки в целом и т.д. 

Далее исследуется маркировку на соответствие требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». Анализируют: пропечатанность букв, доступность информации для ознакомления с ней, наличие необходимой информации.

Например, требования к содержанию информации продуктов переработки зерна: наименование продукта; сорт или номер (при наличии); наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну); товарный знак изготовителя; масса нетто; сведения о пищевой и энергетической ценности; дата изготовления; условия и сроки хранения; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия.

2.5 Экспертиза качества товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям

2.6 Варочные и кулинарные достоинства товара (при необходимости).

2.7 Комплексная оценка конкурентоспособности исследуемого товара.

Описание методов исследования начинается с органолептического метода оценки качества в соответствии с нормативными документами. Проводится комплексная оценка органолептических показателей качества по балловой системе и дифференцирование конкретного вида товара по качественным уровням в зависимости от балловой оценки.

ВКУС

(кислый, сладкий, соленый, горький)

ЗАПАХ

или аромат или «Букет»

КОНСИСЦЕНЦИЯ

(жидкая, густая, сочная, нежная, хрустящая и т.д.)

ЦВЕТ

ВНЕШНИЙ ВИД ПРОДУКТА

УПАКОВКА И МАРКИРОВКА


Рис 1. Последовательность определения органолептических показателей.


Данные в работе приводятся в виде таблицы, в соответствии с ГОСТом или ТУ на данный вид продукции.


При описании физико-химических методов исследования методология их проведения подробно не описывается, а дается ссылка на ГОСТ или другой источник, где это подробно описано. В работе отражается сущность метода и приводятся формулы расчетов полученных данных. Подробное описание методики испытаний приводится для негостированных методов с обязательным указанием первоисточника, рекомендующего метод.

В этом разделе приводится методика математической обработки полученных результатов исследований.

Результаты исследования представляются в виде среднеарифметических данных не менее чем 6 параллельных испытаний (2 параллельных образца по 3 параллельных определений). Количество экспериментальных данных должно быть достаточным для оценки их достоверности. Среднеарифметическое значение (Х) рассчитывается по формуле:

Х =

Ń

Ʃ хi

i=1

ń ,


где, хiзначение показателя iго определения,

ń – число определений.

Для характеристики разброса совокупности значений показателей определяют стандартное отклонение (Z) для каждого единичного показателя. Расчет стандартного отклонения осуществляется по формуле:


Z =

Ń

Ʃ i – Х)2

i=1_______

ń – 1


и проводят расчеты по конкурентоспособности.

Таблица 1 – Коэффициенты значимости для единичных технологических показателей


Показатели

Эксперты

Среднее значение

1

2

9

10

Состав …….







Масса, г







Наличие консервантов







Срок годности







Условия хранения







………..







Далее экспертная комиссия, анализируя каждый показатель, дает бальную оценку (по 5-ти бальной шкале), на основании которых выводится средний балл.

Например:

Томатная паста«Marco» - анализируя информацию по составу продукта,

эксперты предлагают следующие баллы:

Эксперты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Баллы 4 4 3 4 4 3 4 4 3 4 Средний балл = 3,7.

Таким образом, рассчитываются все остальные показатели для всех образцов, и результаты записываются в таблицу 2.

Таблица 2 - Бальная оценка технологических показателей томатной пасты

Показатели

Идеальный образец

Marco

Мака

Балтимор

Красно

дарская

Помидорка

Состав томатной пасты

5,0

3,7





Масса, г

5,0






Наличие консервантов

5,0






Срок годности

5,0






Условия хранения

5,0







Расчет относительного единичного показателя конкурентоспособности

На основании бальной оценки вычисляем относительный единичный технологический показатель конкурентоспособности по формуле: (1)


qi =

Рi

Рio,

где, qi - относительный единичный технологический показатель конкурентоспособности

Рi – значение единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого продукта;

Рio - значение единичного показателя конкурентоспособности идеального (базового) образца.

Расчеты проводят для каждого показателя по всем образцам.

Например, томатная паста «Marco»:

  1. состав томатной пасты = = 0,74 и т.д.

Полученные результаты записываем в таблицу 3.

Таблица 3 – Результаты расчетов относительного единичного технологического показателя конкурентоспособности (qi ) томатной пасты

Показатели

Marco

Мака

Балтимор

Краснодарская

Помидорка

Состав

томатной пасты

0,74





Масса, г






Наличие консервантов






Срок годности






Условия хранения






Расчет комплексного показателя конкурентоспособности

Комплексный показатель конкурентоспособности на основе технологических параметров (кроме нормативных) и показателей коэффициентов весомости рассчитывается по формуле:


Jт-х = mi = q1m1 + q2m2 + … qnmn (2)

где, Jт-х - комплексный показатель конкурентоспособности;

qi – единичный показатель конкурентоспособности;

n – число показателей;

mi - коэффициент весомости для каждого показателя.

Выполняем расчеты.

«Marco» Jт-х = mi = q1m1 + q2m2 + … qnmn =

«Мака» Jт-х =

«Балтимор» Jт-х =

«Краснодарская» Jт-х =

«Помидорка» Jт-х =

Расчет комплексного экономического показателя конкурентоспособности

Комплексный экономический показатель конкурентоспособности на основе средней цены реализации продукта на продовольственном рынке рассчитываем по формуле:

JЭ = С : С0 (3)

где, JЭ - комплексный экономический показатель конкурентоспособности;

С,Со – средняя цена реализации томатной пасты каждого анализируемого образца. образца и средневзвешенная цена реализации для идеального (базового).

Таблица 4 - Средняя цена реализации томатной пасты в торговой розничной сети города Твери

Образцы

Масса товара, г

Средняя цена за упаковку, руб.

Средняя цена за

100 г продукта, руб.

Базовый




Marco




Мака




Балтимор




Краснодарская




Помидорка




Производим расчеты и записываем полученные результаты.

«Marco» JЭ =

«Мака» JЭ =

«Балтимор» JЭ =

«Краснодарская» JЭ =

«Помидорка» JЭ =

Заключительным этапом работы по оценке технологических параметров продукта является расчет интегрального показателя конкурентоспособности.