Файл: Курсовая работа Себестоимость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2021

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГБОУ СПО «Бологовский техникум»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Экономика организации (предприятия)

на тему:

Себестоимость продукции и пути ее снижения на примере

ООО «СПК Тимково»








Работу выполнил студент




Оценка ______________________

Преподаватель _______________




г. Бологое, 2014.

Содержание

стр.

Введение

3

  1. Теоретические основы формирования себестоимости продукции

5

    1. Экономическая сущность и виды себестоимости продукции

5

    1. Основные показатели уровня себестоимости продукции на предприятии

8

  1. Экономическая оценка уровня себестоимости продукции в ООО «СПК Тимково»

11

    1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СПК Тимково»

11

    1. Динамика себестоимости основных видов продукции предприятия

19

    1. Оценка себестоимости продукции по элементам затрат

22

    1. Уровень затрат на рубль товарной продукции

28

  1. Мероприятия по снижению себестоимости продукции в ООО «СПК Тимково»

31

Заключение

35

Список литературы

37

















Введение


Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а так же других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Оценка себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Это позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

В условиях рыночной экономики роль и значение снижении себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет улучшить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства; улучшить материальное стимулирование работников; улучшить финансовое состояние предприятия.

Для успешного использования себестоимости как одного из важнейших экономических рычагов не только в системе управления сельскохозяйственным производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа важное значение имеет научно обоснованное калькулирование затрат на производство и реализацию отдельных видов и всей продукции.


В растениеводстве и животноводстве получают не один, а несколько видов продукции. Из них один вид продукции является основным (зерно, корнеплоды, товарная рыба), другие – сопряженными или побочными. Сопряженная продукция (молоко и приплод, льносемена льносоломка) наряду с основной имеет самостоятельное значение, а побочная является второстепенной, хотя и имеет потребительскую ценность (навоз, солома, ботва, перо).

Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и путей ее снижения на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить экономическую сущность и виды себестоимости продукции;

  • рассмотреть основные показатели уровня себестоимости продукции на предприятии;

  • дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «СПК Тимково»;

  • изучить динамику себестоимости основных видов продукции предприятия;

  • оценить себестоимость продукции по элементам затрат;

  • рассчитать уровень затрат на рубль товарной продукции;

  • предложить мероприятия по снижению себестоимости продукции в ООО «СПК Тимково».

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «СПК Тимково».

Источниками информации являются нормативные документы, научная литература, периодические издания, а также годовая бухгалтерская отчетность.






1. Теоретические основы формирования себестоимости продукции

1.1. Экономическая сущность и виды себестоимости продукции


Одним из важнейших разделов экономики предприятий является изучение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции.

Себестоимость — это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.

Себестоимость:

  1. Общая себестоимость — сумма затрат на производство всего объема продукции

  2. Индивидуальная себестоимость — затраты на производство только одного изделия

  3. Средняя себестоимость — определяется делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции

Виды себестоимости:

  • Производственная себестоимость — затраты, связанные с процессом производства продукции (от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции)

  • Полная себестоимость — сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (производственная себестоимость + коммерческие расходы).

  • Коммерческие расходы — затраты на упаковку, транспортировку и рекламу.

В составе себестоимости продукции различают переменные и условно-постоянные расходы (затраты). Величина переменных затрат меняется с изменением объема выпускаемой продукции (работ, услуг). К переменным относятся материальные затраты на производство продукции, а также сдельная заработная плата рабочих. Сумма условно-постоянных затрат не меняется при изменении объема производства продукции (работ, услуг). К условно-постоянным расходам относятся амортизация, аренда помещений, повременная заработная плата административно-управленческого и обслуживающего персонала и другие затраты.


Под определением (калькулированием) себестоимости продукции понимается исчисление затрат, приходящихся на единицу продукции.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Виды себестоимости:

  1. Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учёта);

  2. Себестоимость по элементам затрат.

Структура себестоимости по статьям калькуляции:

1) Материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)

2) Топливо, энергия, идущая на производство

3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)

4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)

5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)

6) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)

7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например, ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)

8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья

9) Работы сторонних организаций (контрагентов)

10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления

Структура себестоимости по элементам затрат:

I Материальные затраты:

1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;

2) Топливо, энергия;

3) Общепроизводственные затраты.

II Оплата труда – заработная плата:

1) основного производственного персонала;

2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);

3) интеллектуального персонала;

4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);

5) младшего обслуживающего персонала.

III Отчисления на социальные мероприятия.

IV Амортизация основных средств.

V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

При определении себестоимости единицы продукции также исчисляется себестоимость:

• продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, используемых основным производством;

• промежуточных продуктов (полуфабрикатов) основного производства;

• продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;

• всего товарного выпуска предприятия.

Данные о себестоимости продукции (работ, услуг) — основа для принятия решений по управлению предприятием.

Повышенные темпы роста себестоимости единицы продукции по сравнению с ростом отпускных цен на нее являются сигналом к пересмотру системы организации производства, модернизации технологий с целью снижения себестоимости.


Снижение себестоимости продукции является основным направлением увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности.




1.2. Основные показатели уровня себестоимости продукции на предприятии


Основными источниками информации для проведения экономической оценки себестоимости продукции являются статистическая отчетность – форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; ведомость № 12, 15; журналы-ордера № 10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.


Оценка себестоимости проводится в следующих направлениях:

  • изучаются затраты на один рубль товарной продукции;

  • анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;

  • оценка себестоимости конкретных видов продукции.

Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой товарной продукции – затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции – универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:

З1ртп = qc/qz

где: З1ртп – затраты на один рубль товарной продукции;

q – количество, объем выпуска в натуральном выражении;

с – себестоимость;

z – цена.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель, можно провести межхозяйственные сравнения.

Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты же зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:

– изменение объема и структуры продукции;

– изменения себестоимости продукции;

– изменения цен на продукцию.

Структура себестоимости дает возможность определить направления снижения затрат, а следовательно, выявить резервы роста прибыли.


Оценка затрат по экономическим элементам осуществляется следующим образом:

  • определяется общая величина затрат по плану и по факту (смета затрат);

  • определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фактические затраты минус плановые);

  • сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода;

  • определяется абсолютное отклонение по каждому экономическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат.

По изменению удельного веса расходов на зарплату определяют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот.

По изменению удельного веса материальных затрат определяют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда, и наоборот.

По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства.

В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.


2. Экономическая оценка уровня себестоимости продукции в ООО «СПК Тимково»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «СПК Тимково»


Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственная производственная компания Тимково» создано 10 января 2007 г. в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими действующими нормативными актами Российской Федерации на базе сельскохозяйственного производственного кооператива «Тимково», основанного 05 декабря 2002 года. Дата первичной государственной регистрации совхоза «Тимково» – 02 ноября 1992 года.

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственная производственная компания Тимково»

Сокращенное наименование организации: ООО «СПК Тимково»

Юридический адрес: Тверская область, Бологовский район, д. Тимково, улица Лесная, дом 1.

ИНН: 6907009687

КПП: 690701001

ООО «СПК Тимково» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании законодательства, действующего на территории РФ и Устава. Срок деятельности предприятия не ограничен.

ООО «СПК Тимково» является коммерческим предприятием, которое вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Имеет штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему и круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Также предприятие является собственником принадлежащего его имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.